Цель: формировать представление о задачах на нахождение цены, количества, стоимости; познакомить со способами решения данных задач.
Задачи:
- уточнить понятия цена, количество, стоимость;
- научит находить стоимость по известным цене и количеству;
- уточнить, что цена – это не только стоимость одного предмета, но и совокупности предметов;
- развивать логическое мышление, воображение, вычислительные навыки;
- воспитывать интерес к изучаемому предмету, бережливость;.
Оборудование: наглядный материал, раздаточный материал, индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Оргмомент
Психологический настрой
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
- Ровно сели, проверим готовность к уроку.
Учитель: Руки?
Дети: На месте!
Учитель: Ноги?
Дети: На месте!
Учитель: Локти?
Дети: У края!
Учитель: Спина?
Дети: Прямая!
II. Актуализация знаний
- Ребята, какое сегодня число? (14.12)
- Какой это месяц? (Gервый месяц зимы)
- Какой приближается праздник? (16.12. - День Независимости РК)
- Верно, именно в этот день – 16 декабря 1991 года президент страны Н. Назарбаев подписал Закон о независимости РК, принятым Казахстанским Парламентом.
- А сколько лет Независимости празднует наша страна со дня принятия закона?
- И сегодняшний наш урок мы тоже посвятим этому знаменательному событию.
III. Устный счёт
- Сегодня у нас в гостях банкир, кот. принёс с собой небольшой сейф из банка. В нём находится очень много интересного и нового для нас. Но чтобы его открыть мы должны продемонстрировать те знания, которые у нас имеются.
1. Найди значение выражений:
- Расположи ответы в порядке возрастания, прочитай полученное слово
С 40 : 4 = | Й 5 * 100 = | Ч 2 * 30 = | (На доске) | |||
А 100 * 3 = | И 7 * 10 = | Т 600 : 3 = |
Получилось слово: считай.
- Итак, нам нужно считать быстро, внимательно и правильно. Математика – наука очень точная.
2. Составь четвёрки взаимообратных примеров из данных чисел:
24 6 4 | 20 5 4 | (На доске) | |
6 * 4 = 24 | 5 * 4 = 20 | ||
4 * 6 = 24 | 4 * 5 = 20 | ||
24 : 4 = 6 | 20 : 4 = 5 | ||
24 : 6 = 4 | 20 : 5 = 4 |
- Почему они являются взаимообратными? (Деление проверяется умножением)
3.
“Доскажи предложение” | Показ таблиц: | |
- Чтобы найти делимое, надо… | х : 3 = 6 | |
- Чтобы найти периметр фигуры, надо… | Р = (а + в) * 2 | |
- Чтобы найти делитель, надо… | 20 : х = 2 | |
- Чтобы найти площадь фигуры, надо… | S = а * в | |
- Чтобы найти множитель, надо… | х * 4 = 16 |
- Откроем сейф, если справимся со след. заданием
4. Составь и реши задачу:
а - 6 см (На доске)
в - ?, в 2 раза меньше
Р - ? S - ?
IV. Изучение нового материала
1. Сообщение темы, постановка цели урока.
Банкир открывает сейф и достаёт образцы “купюр”
Учитель:
- Дети, вы знаете, что это? (Деньги, купюры, тенге). Наша национальная валюта
- Вспомните, от какого слова вообще произошло слово “деньги”? (От тюргского слова “тенге”)
- Сегодня мы на уроке познакомимся с новыми понятиями и научимся решать задачи нового вида.
Историческая справка.
- А для чего нужны деньги?
- А как же без денег обходились наши предки? Чем пользовались, чтобы приобрести необходимые вещи или продукты?
- Внимательно рассмотрите картинку.
Рисунок 1
- Теперь сможете ответить на мой вопрос?
- Да, ребята. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины.
Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.
Воины-победители – своих пленников.
- Как вы думаете удобно ли было людям обмениваться товаром?
- Почему?
- Обмениваться было очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт, или же какие трудности, а порой и опасности нужно преодолеть, чтобы их добыть. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда – лодку или пару быков. Да еще найди охотника на такой обмен! Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить, продукты от хранения портятся. Меха портит моль. Ткань протирается... Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли. Как раз этот период люди придумали деньги. Самыми удобными деньгами оказались металлические. Это были кусочки серебра или золота. Позднее появился рубль.
Сейчас при покупке мы пользуемся металлическими монетами и бумажными купюрами.
У нас в Казахстане это тенге.
- А в каком году ввели национальную валюту в Казахстане? (15 ноября 1993 года. 15 ноября – день Национальной валюты)
2. Знакомство с монетами с. 139.
- Рассмотрите достоинства монет. Какие монеты вы видите?
- А вот какие купюры принёс банкир. (Из сейфа достают образцы бумажных купюр в 5000 тг, 2000 тг, 1000 тг, 500 тг, 200 тг) (Приложение 1)
3. Уточнение понятий Цена, количество, стоимость.
- Посмотрим, что ещё есть в сейфе (Таблички: цена, количество, стоимость) Вывешиваются на доску. (Приложение 2)
Цена | Количество | Стоимость |
- Давайте вспомним, что обозначает каждое слово.
Дети: Цена – стоимость одного предмета. Например, ручки.
- А если покупаем набор цветных ручек? Значит здесь говорим о цене набора.
- В чём измеряется количество? (Штуки)
- Что значит, найти стоимость покупки? (сколько необходимо заплатить за покупку)
4. Решение задач на взаимосвязь между величинами.
- Разгадай ребус ДА ча
- Верно, и мы переходим к решению задач.
С. 141 №1 (устно)
- Рассмотри рисунок, что мы можем купить на 50 тг.?
С. 142 № 2
- Рассмотрим таблицу, составим задачу по первой строчке. (Учитель пишет на доске, дети в тетрадях)
Ц | К | С |
5 тенге | 4 штуки | ? тг |
5 * 4 = 20 (тг)
Ответ: 4 конфеты стоят 20 тенге
Вывод: Чтобы найти стоимость покупки, надо цену умножить на количество
С = Ц * К
Вывешивается на доску схема.
Дети читают хором правило в книге.
Аналогично выполняются задачи на нахождение количества и цены. с. 142 № 3, № 4.
V. Закрепление изученного
Работа по карточкам (заполни таблицу и реши задачу самостоятельно) (Приложение 3)
У детей на столах карточки, дети работают по рядам. 1 ряд – задачи на нахождение цены, 2 ряд – на нахождение стоимости, 3 ряд – на нахождение стоимости.
Три человека работают на больших листах для проверки.
- Проверим ребят.
- Что вы находили в своих задачах? Дети, которые отвечают у доски, говорят правила.- молодцы.
- Чтобы узнать какую общую оценку получили за урок, выполним графический диктант: 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 2 влево, 3 вверх (оценка 5).
VI. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какую цель поставим на следующий урок? Оценивание учащихся.
Домашнее задание: с. 143, №5, с. 144, № 8.