Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребёнке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить.
Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста должна быть организованна так, чтобы каждый ребёнок сам смог пройти “путь творца” от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценки результатов другими людьми. Основными критериями успешности выполнения творческого задания должны являться выразительность и самостоятельность художественного образа. По мнению Н.А.Ветрувановой “художественная продукция, даже в её несовершенном виде, выступает как своеобразная модель, отражающая логику художественного мышления детей”.
Образовательное и воспитательное значение работы с разными материалами огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития детей. Конструирование расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.
Занятия по созданию коллажей воспитывает художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, необходимо только помочь ребёнку их отыскать.
Ребёнок учится творить, выдумывать, узнаёт много нового, необходимого для работы, осваивает технологические приёмы, развивает образное и пространственное мышление. Дети приобретают элементарные трудовые навыки, развивается самосознание и пробуждается интерес к творчеству и самостоятельности.
Проблема современного состояния трудового обучения детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что при имеющемся широком диапазоне средств, предлагаемых образовательными программами, многие педагоги по-прежнему придерживаются 3х классических “китов”: ткань, бумага, природный материал. Они не задумываются над тем, что такая техника как коллажирование содержит в себе уникальные возможности гармоничного соединения массы материалов. При этом дети знакомятся или закрепляют их свойства, отрабатывают технические приёмы обработки этих материалов, создают интересные, всегда неповторимые, в силу своей специфичности, работы. При такой организации работы можно быть уверенным, что дети не будут копировать чужие работы или образцы, так как замена одного материала другим вносит свой новый акцент в содержание работы.
Целью стало изучение возможностей использования техники коллажа в работе со старшими дошкольниками в условиях кружка.
Объект – процесс организации кружковой работы как формы дополнительного образования дошкольников.
Предмет – содержание, методы и приёмы обучения старших дошкольников приёмам коллажа в условиях кружка.
Выдвигаем следующие задачи:
Что же такое коллаж? Это вид прикладной деятельности и разновидность аппликации. Коллаж французское слово, переводится - приклеивание, наклейка. Техника и вид изобразительного искусства, заключающееся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре: ткань, верёвка, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.
Эта техника появилась в начале прошлого века и распространилась в 1950-1960 годы среди сторонников поп-арта. Поп-арт – английское слово, обозначает – популярное. Поп-арт это направление в искусстве Западной Европы и США 1950-1969 гг.
Основа коллажа – аппликация (от латинского applicotio – прикладывание). Аппликация бывает: предметной (цветок или букет цветов, птицы, животные); сюжетной (изображает действия, события); декоративной (узоры, орнаментальные композиции).
Аппликация – старинная техника. В эпоху Возрождения были очень популярны итальянское сукно, изготовленное с применением техники аппликации и вышивки. В Татарии и Башкирии было принято украшать женскую обувь. В Киргизии аппликациями из войлока, кожи, деревьев, тканей украшали головные уборы, меховые фляги, сёдла. В Европе украшали соломенными пластинами шкатулки, мелкие предметы. В России соломкой украшали прялки, ларцы.
Техника коллажа используется не только в живописи, развивается фото-коллаж, кино-коллаж, компьютерный коллаж. Изучение коллажа имеет дальнейшие перспективы, поскольку этот приём становится выражением изменений, происходящих в современном искусстве.
Коллаж – разновидность аппликации. Детям интересно работать в этой технике, где можно сочетать массу материалов разнообразных, и главное доступных. Изучение коллажа имеет дальнейшие перспективы, поскольку этот приём становится выражением изменений, происходящих в современном искусстве.
Материалы, используемые в технике коллаж
Для оформления фона в коллажах используется цветная бумага разного качества, белый картон, который можно загрунтовать в любой нужный тон или с помощью губки и разведённых акварельных красок, или с помощью набрызга, зубной щёткой. В больших совместных коллажах для фона используют ДВП, фанеру. На фанеру наносят клей и наклеивают кусок ткани или кожи, драпируя её на углах, имитируя занавес. Размер ткани или кожи для фона должен быть больше по размеру, чем ДВП или фанера.
При создании работ, в данном виде техники, также использую различные материалы, которые наклеиваются на твёрдую основу. Самое простое – применить для создания коллажа вырезки из иллюстрированных журналов, картин, рекламных плакатов, открыток. Можно использовать нетрадиционные виды материалов: обломки предметов, битое стекло, куски проволоки, жестяные банки небольших размеров. Используется весь природный материал, прежде всего солома (рожь, пшеница, ячмень, овёс и др.). Для изображения орнаментов и сюжетов будут необходимы листья различных деревьев и кустарников, лесные и полевые травы, цветы. Береста и кора пригодится для создания стволов деревьев. Тополиный пух, вата – при создании зимних пейзажей и животных. Любой растительный материал: почки и семена, шишки и хвоя, скорлупа от орехов, цедра, мох, трава – всё пойдёт в дело. Готовые коллажи оформляют в рамки.
В создании коллажа необходимы: клей (лучше ПВА) – для приклеивания деталей на фон; краски и кисти; ножницы, резаки, пинцет, утюг – для разглаживания соломы, отпаривания материала и заглаживания складок; карандаш, ручка.
Способы и технологические приёмы создания коллажа
В коллаже важно уметь так расположить составляющие его элементы, чтобы композиция вызывала ощущение полной законченности. Работа начинается с выбора сюжета. Затем построение и согласование частей, подбор элементов композиции, определение формата, выявление композиционного центра. Учитывается всё: качество изображаемых предметов, их силуэты, взаимное расположение на плоскости, перспектива, воображаемая линия горизонта, цветовая гамма.
Можно изготовить необычный коллаж. Основа этого коллажа – белая ткань и листы бумаги – розовой и розовой с желтоватыми разводами. К ним добавить немного сухоцветов. Понадобится проволока и волокна. Сначала надо сделать рамку: ветки связать проволокой, закрыть её натуральным волокном. Рамка из необработанных, слегка искривлённых веток сразу делает коллаж оригинальным и подчёркивает его натуральность. Можно сделать коллаж на ткани, произвольно наклеить на неё клочки цветной бумаги и сухоцветы.
Очень удобно складывать различные орнаменты из макаронных изделий, которые можно окрашивать в разные цвета.
Для создания коллажа на морские темы нужно подобрать лоскутки ткани для фона холодных оттенков, наклеивать их волнообразно: тёмные – внизу, светлые – вверху. Для создания медуз подойдут кружева, бисером можно выложить кораллы. Дно оформить песком. На песок можно приклеить ракушки, камешки, проволоку. Рыбок можно сделать из фольги, скомканной бумаги.
Для создания водорослей используют тесьму, шёлковые ленты, сухоцветы.
Просеянный морской песок можно использовать не только как деталь коллажа, но и как основу для фона. Песчаная поверхность даёт красивые растёки, если работать по мокрой поверхности. На картон наносим клей ПВА и посыпаем песком. Через некоторое время стряхиваем лишний песок.
На получившейся поверхности нарисовать гуашью сюжет картины, например, “На далёкой планете”. На заднем плане – тёмное небо, звёзды, солнце. На горизонте скалы. На переднем плане космонавты. Их можно сделать из пластилина, солёного теста. Для создания объёма композиции, приклеить небольшие камешки, стёклышки.
Примерная технология изготовления любого коллажа: тонирование фона, отбор материала по цвету и фактуре, составление композиции, детализация изображения, оформление работы.
Целью основных условий организации кружковой работы со старшими дошкольниками в МДОУ – воспитание интереса к искусству как средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов, развитие специальных и творческих способностей, формирование умений и навыков. Немалое значение для успешной работы кружка имеет индивидуальный подход к детям. Главная задача руководителя – не определять, а развивать у детей способности. Кружок является эффективной формой осуществления дополнительного образования, основная цель которой содействие развитию творческой личности дошкольника в специально организованных условиях. Должны проводиться теоретические занятия, беседы, экскурсии. Педагог должен учитывать не только имеющиеся у детей навыки и умения, но и видеть дальнейшие перспективы для творческого роста каждого ребёнка.
В работе с детьми педагог должен придерживаться следующих принципов:
- планомерно осуществлять эстетическое воспитание детей;
- считаться с личными интересами и уровнем способностей детей;
- работа в кружке должна быть общественно-полезной;
- воспитанники должны проявлять самостоятельность и инициативу в творческой деятельности.
Все необходимые художественные материалы и инструменты должны постоянно находиться в помещении кружка (кабинет изобразительного искусства). Важным моментом поддержания интереса ребёнка к занятиям является его творческая активность. Его должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыкам. Перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи.
Обязательно фиксировать достигнутое и предлагать новые развивающие задачи. Следует постоянно учитывать возрастные возможности и потребности детей.
Практическое освоение техники коллажа старшими дошкольниками
В ходе беседы с детьми был выяснен уровень технических знаний, умений и навыков. С техникой коллажа дети были не знакомы, это для них новый способ проявления творчества.
В плане практической деятельности мною была разработана серия занятий и запланированы задачи.
1 этап – предполагает теоретическое ознакомление старших дошкольников с техникой коллажа, как видом прикладной техники.
Цель – заинтересовать данной техникой, формирование желания овладеть основными приёмами, дать сведения об истории появления данной техники и основных применяемых материалах.
Задачи:
- формировать понятие коллаж, знакомить с его содержанием, сравнивать данную технику с аппликацией;
- развивать познавательный интерес к новой технике; организована беседа, где раскрылась сущность понятия коллаж; дать знания, какие используют материалы, как их приклеивают на фон, каким бывает фон, как оформить работу в рамку;
2 этап – овладение отдельными приёмами техники для дальнейшего их использования в практике создания коллажа.
Цель – знакомство с инструментами, используемыми в работе, формирование навыков свободного обращения с ними, обучение выполнению простейших технологических приёмов.
Задачи:
- учить детей технике выполнения отдельных элементов коллажа;
- формировать навыки коллективной работы;
- развивать самостоятельность и активность.
3 этап – творческое применение полученных во время обучения знаний и приёмов для создания самостоятельных композиций в технике коллажа.
Цель – формирование эстетического вкуса, творческих способностей, самостоятельности в выборе материалов и средств выразительности, развитие психических процессов, мыслительных операций, мелкой моторики рук.
Задачи:
- формировать художественный вкус;
- активизировать творческое воображение при отборе материалов и средств выразительности;
- развивать умение намечать последовательность операций, использовать имеющиеся знания в выполнении работы.
Анализ и результативность проведённой работы
На 1 этапе мы познакомились с техникой коллаж. Была организованна беседа, где раскрывалась сущность понятия “коллаж”, когда он появился, как развивался. Даны знания, какие используют материалы, как их приклеивают на фон, каким бывает фон, как оформить работу в рамку. Детям разъяснялось, что коллаж – разновидность аппликации.
На 2 этапе предлагается выполнить элементы коллажа. На первом занятии дети выполняли “скелетизирование” листьев (ажурная ткань). Они только выбивали зубными щётками мягкие ткани. На следующем занятии дошкольники будут создавать фон. Предлагаем белый картон.
Далее грунтуем фон с помощью кисти или губки. При наклеивании листьев на фон, ребята создавали разные композиции.
На 3 этапе предлагается выполнить творческую работу на тему “Морские глубины”.
Нужно выбрать необходимый материал, фон, инструменты и приступаем к работе. Дно выкладываем разнообразными корягами (палочки, веточки), приклеиваем рыб. В конце проводим выставку всех работ.
По результатам занятий видно, что проделанная работа дала свои результаты. Дети познакомились с новой техникой, получили сведения о технологических и эстетических свойствах бумаги, картона, ниток, тканей, природного материалов. Стали отличать природные и искусственные материалы. Выбирали материалы по их свойствам. Приобрели навыки работы с различными инструментами, стали лучше различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. При создании фона учились пользоваться гуашью, акварельными красками, закрепили знания о способах смешивания цветов на палитре.
В течение занятий у детей формировались некоторые основы технологической культуры – трудолюбие, добросовестное отношение, наглядно-образное представление о технологическом мире, стала проявляться аккуратность, организованность детей.
Рекомендации по организации обучения
В создании работ в технике коллажа рекомендуется использовать природный материал, различные виды бумаги и ткани, как наиболее доступные материалы. Работа должна строиться на основании дидактических принципов обучения, занятия должны вестись целенаправленно и в системе. Использовать таблицы, технологические карты, схемы, применять готовые изделия, использовать разные виды показа приёмов работы с подробным инструктажем. Разработать методическую последовательность тематики занятий. Организовывать периодические или тематические выставки, приобрести литературу, методические пособия различного содержания.
Использование техники коллажа в работе с детьми очень актуально. Детям это очень нравится. Фантазируя, они заменяют один материал на другой, содержание работ становится неповторимым и интересным. У воспитанников развивается фантазия, творчество, воображение, эстетическое чувство, навыки и умения, мелкая моторика, внимание, творческая активность.
Очень важна роль педагога. От его творческого отношения к делу, умения заинтересовать детей, увлечь их и повести за собой зависит напрямую расположенность детей к данному виду рукоделия.
Техника коллажа имеет широкие возможности для использования в практике. Создание работ в технике коллаж развивает пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся. Создание таких работ даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. И пусть поделки пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.
Библиография
- Боголюбов Г.М., “Скульптура на занятиях в школьном кружке” - Просвещение, 1986 г.
- Голубева Наталья, “Аппликация из природных материалов” - Культура и традиции, 2002 г.
- Горичева В.С., Филиппова Т.В., “Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок” - Академия, К, 2000 г.
- Комцев В.П., “Учим детей чувствовать и создавать прекрасное” - Ярославль, 2001 г.
- Материал из интернета. mhtml: file://A:\o коллаже в Сети “Вся жизнь – коллаж”. Mht
- Сокольникова Н.М., “Краткий словарь художественных терминов” - Титул, 1999 г.
- Чечерин А.В., “Что такое художественное воспитание” - Москва, 1926 г.
- Андреева Г.М., “Социальная психология”. -Москва, 1980 г.
- Божович Л.И., “Этапы формирования личности в онтогинезе”. - 1978 г.
- Нагибина М.И., “Из простой бумаги мастерим как маги” - Академия, К, 2001 г.
- Перевертень Г.И., “Аппликация из цедры и шелухи лука” - Москва, 2004 г.