Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ЗПР

Разделы: Работа с дошкольниками


Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Характерными особенностями речи детей с ЗПР является низкая речевая активность, неумение выделять главные и второстепенные элементы замысла и связи между ними, бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают или переставляют отдельные члены предложения, неправильно оформляют связи слов внутри предложения. Дети не могут выразить четко свою мысль.

Решать проблемы речевого развития детей с ЗПР помогает театрализованная деятельность, которая включает в себя театрализованные игры и упражнения, которые строятся на материале сказок. Поэтому мной разработан методический комплекс театрализованных игр и упражнений с дошкольниками подготовительной группы с ЗПР.

Театрализованные игры в нем представляют собой инсценировку, проигрывание сказок с использованием различных видов театра. Принимая на себя роль, ребенок пытается мимикой и жестами, речью передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников с ЗПР являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Коррекционная работа строится по принципу усложнения. Сначала дети являются просто слушателями и зрителями. Речь взрослого в этот момент служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как воспитатель действует за персонажей, имитирует ролевые движения, как говорит. Особое внимание в этот период уделяется разбору действий и поступков героев, сравнительной характеристике героев, выявлению отличительных признаков персонажей. В этот период используются мнемотаблицы, фланелеграф и картинки к сказке, настольный театр и т.д..

Затем творческая активность детей увеличивается. Ребята пытаются изображать героев сказки, проговаривают реплики персонажей с разной интонацией, имитируют ролевые движения. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора. Активность детей нарастает от игры к игре, они запоминают текст, перевоплощаются, “входят в образ”, овладевают средствами выразительности. Воспитатель является активным участником процесса. Своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления,которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

Для решения поставленных задач я использовала следующие приемы: выразительное рассказывание сказки, беседа по содержанию, артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок, упражнения – этюды, дидактические игры; проговаривание чистоговорок, дыхательные упражнения и т.д. (см. приложение 1)

Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы выводы:

  • В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  • Развиваются внимание, память, воображение, восприятие.
  • Происходит развитие различных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигатеьного, кинестетического.
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация.
  • Происходит коррекция поведения.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
  • Стимулирется развитие тсворческой активности, самостоятельности.
  • Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, увлекает их.

Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М., 1997. — Гл. 6.
  2. Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: КНОРУС, 2003.
  4. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.