Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи.

1. Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.

2. Воспитание любви, уважения и чувства благодарности ко всем защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

3. Учить детей помнить героическое прошлое русских людей.

4. Закрепить навыки речевой, музыкальной деятельности на патриотическом материале.

Предварительная работа.

1. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, открыток на тему “Великая Отечественная война”.

2. Разучивание стихов, песен и танцев с военной тематикой.

3. Выставка детских рисунков, работа с родителями с привлечением ветеранов и участников военного и трудового фронта для встречи со старшими дошкольниками.

4. Посещение библиотеки с подборкой книг и иллюстраций о ратном труде советских воинов

5. Возложение цветов и чтение стихов возле памятника воинам.

Ход урока

Занятие проходит в музыкальном зале, украшенном рисунками детей на тему “День Победы”. Дети, празднично одетые, входят в зал с цветами и флажками под музыку песни “В землянке” (К. Листова) и рассаживаются.

“Сценка “Сказка о пяти сынах - молодых соколах” в сценке принимают участие: бабушка Быстрые Спицы (воспитатель) и девочка Круглые Глазки (театральная кукла). Оформление :часть избы с окошком (или просто одно окошко), которое одновременно служит ширмой. В окошко выглядывает девочка Круглые Глазки и видит детей.

Девочка: Ой, сколько ребят! Здравствуйте! Вы, наверное, пришли послушать бабушкины сказки? Я пойду её позову. (Бабушка и девочка перекликаются за ширмой)

Девочка: Бабушка! Бабушка! Где ты? Иди сюда скорее!

Бабушка: Что случилось внученька?

Девочка: Идём скорее, там много-много детей. Они пришли послушать твою сказку.

Бабушка: Ну, коли пришли, так пойдём! (Появляются у окошка вдвоём)

Бабушка: Здравствуйте, дети. Собрались? Усаживайтесь поудобнее ,а я пока возьму свои спицы да клубки ниток. Вот они. (Выходит и усаживается около окошка. Обращается к девочке Круглые Глазки) А ты, внученька, сядь вот здесь и сиди тихо-тихо. (Принимается за вязание). Расскажу я сейчас сказку о пяти сынах- молодых соколах. В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухою. Было у них пять сынов- молодых соколов: сын Иван, сын Роман, Сын Сергей, Сын Матвей и младший сын Егорушка-скворушка. Старик частенько хворым бывал – с печи не вставал, пил да ел. Да кости грел. Старуха пекла, варила, шила да мыла, а дети сообща со всеми пахали, сеяли, молотили, веяли. Народ в той стране был работящий, жил не тужил, жизнь свою строил, никого не беспокоил, добро своё множил, никого не тревожил. Земли в той стране были обильные. (Тут её перебивает девочка Круглые Глазки)

Девочка: Какие, бабушка?

Бабушка: Враг лютый, внученька, в злобу одетый, в зависть обутый. Ему не спалось, не елось – земель соседских хотелось. Вот он выбрал ночь потемней, напоил солдат попьяней, посадил их скорей в теплушки (вагоны такие, где солдатам тепло и удобно было), смазал танки свои да пушки, запустил самолёты-птицы и пошёл к соседской границе.

Как увидел старик, что небо дымом взялось, огнём занялось, послал двух старших сынов – молодых соколов на войну защищать родную страну. Мать старших сынов снаряжает, со слезами в путь провожает.

Вот бьются-дерутся сыны, пишут письма с войны: “Бьём, батюшка, избиваем врага только нам бы подмоги надо!”.

Посылает старик двух средних сынов – молодых соколов на войну защищать родную страну. Мать средних сынов снаряжает, со слезами в путь провожает.

Вот бьются-дерутся сыны, пишут письма с войны: “Бьём, батюшка, избиваем врага только нам бы подмоги надо!”.

Покряхтел старик, да делать нечего – посылает Егорушку-скворушку на войну защищать родную страну. Мать Егорушку снаряжает, со слезами в путь провожает.

Стал старик посреди села, будто жбан посреди стола…

Девочка. Будто что, бабушка?

Бабушка. Будто жбан, внученька, это значит крепко встал, как кувшин на столе стоит, так старик на родной земле встал. Раздалась земля под ногами, будто врос в неё сапогами.

Говорит: Пятерых отправил, никого себе не оставил Мне теперь бы впору в могилу, ан земля мне вернула силу. Как пошёл он пахать да сеять, как пошёл молотить да веять, как повёз стране своей хлеба, только пыль взвилась до полнеба. Как сыны про отца узнали, пуще прежнего биться стали и, не молвя лишнего слова, так погнали ворога злого, что мелькают голые пятки … Вот такие дела, ребятки … (Бабушка довязала один чулок). Вот и весь сказ. До свидания, дети, до новой сказки.

Девочка Круглые Глазки: “До свидания, ребята”. (Автор сценария - Л.Фурмина. По сказке Е. Благининой)

Воспитатель: Много лет назад так же мирно жили люди. Пахали землю, сеяли хлеб ,дети играли и учились, взрослые работали, чтобы преображалась наша Земля. В одно прекрасное июньское утро на мирные города нашей Родины стали падать бомбы- пришла война, которая принесла много горя. Весь народ встал на защиту Родины. В тяжёлых боях с врагом наша армия победила. Прогнала захватчиков не только с нашей земли, но и помогла другим народам. Победа досталась нелегко. Много воинов погибло. В память об этой войне с немецкими захватчиками воздвигнуто много памятников в разных городах и сёлах. День победы 9 Мая ждали целых пять лет. Долгожданный мир наступил. Это был самый радостный день для всех. Дети, а что такое мир? (Рассказы детей)

Дети поют “Песню о Мире” (муз. В. Мурадели, сл. С. Богоразова)

Воспитатель: Каждый помнит героев, живых и павших, защищавших свою Родину. Солдаты воевали, а женщины растили детей – будущее страны. Вот почему 9 Мая – это всенародный праздник. Сегодня к нам пришли почётные гости, давайте поприветствуем их.

Звучат фанфары. Дети хлопают в ладоши и размахивают флажками и цветами.

Далее читают стихотворение “Глядя в синий простор небосвода” М. Пляцковского.

Воспитатель:

За всё, что есть сейчас у нас
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам ,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам. (Л. Некрасова)

Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти народа. Это они не щадя жизни приближали победный май! С праздником, дорогие ветераны!

Дети дарят гостям-ветеранам цветы и сувениры, сделанные своими руками.

Выступление ветеранов:

1. Краткий рассказ об участии в Великой Отечественной войне.

2. Рассматривание фотоальбомов.

3. Рассказ о наградах.

Дети:

“Дай Бог Вам, ветераны, долгих лет!
Спасибо Вам, что мы войны не знали,
Ведь Вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог Вам, ветераны, долгих лет!
Победа, победа! -
Проносится весть по стране!
Конец испытаньям и бедам,
Конец этой страшной войне!
Весь под ногами шар земной, живу, дышу, пою!
Но в памяти всегда стоят
Погибшие в бою!”.

Воспитатель: Война шла, а жизнь продолжалась. И на войне были минуты тишины. Солдаты отдыхали, писали письма домой своим родным и близким, а ещё солдаты любили петь песни. В годы войны было написано много военных песен, которые мы поём до сих пор.

Исполняется песня “Солнце скрылось за горою” слова А. Коваленкова, муз. М. Блантера

Воспитатель:

Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына её прочитать.
На страницах застыли года,
Двадцать два ему будет всегда.
“Мама, я здоров и живой,
А на утро последний бой”. (Е. Горбанская)

Хор взрослых исполняет “Ариозу матери” из кантаты “Нам нужен мир” (муз. А. Новикрва, сл. Г. Рублёва)

Много на свете есть важных слов: мама, родина, счастье. А ещё есть важное слово - МИР. Мир – это Земля, мир – это солнце, небо, звёзды. Мир - это люди. Мир - это дети! Мир – это спокойная, радостная жизнь. Нет войны, нет горя, нет слёз. Мир - главное слово на свете. Мир нужен всем.

Герои живут среди нас и не всегда различишь героев в скромном человеке. Почтим память всех погибших за нашу Родину минутой молчания. (Все встают)

Дети:

На площадь приходим с цветами,
Бессменно солдат там стоит,
И Вечный огонь - наша память -
Всегда озаряет гранит. (В. Губарец)

Дети исполняют песню “Вечный огонь” (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисов)

Девочки выполняют упражнение “Праздничный салют”, во время которого звучат стихи детей (музыкальное сопровождение - “Вальс” Г.Свиридова).

Салюты! В них слышатся музыка маршей,
Раскаты “катюш”, поступь армии нашей.
В них яркие отблески вечных огней
В них мир и величие завтрашних дней. (В.Соколов)

Воспитатель предлагает детям изобразить праздничный салют и подарить гостям - ветеранам Великой Отечественной войны. (Дети рисуют на мольбертах, используя разнообразные материалы). Во время работы звучат мелодии времён Великой Отечественной войны.

В заключение дети, педагоги и ветераны исполняют песню “День Победы” (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)