Цели занятия: развитие музыкального восприятия разнохарактерных музыкальных произведений и слухового внимания; эмоционально-образного представления звучащей музыки.
Задачи:
- научить внимательно вслушиваться в произведение и слушать его от начала до конца;
- формирование навыков определения основных средств музыкальной выразительности – темпа, характера музыкального произведения, регистра;
- закрепление навыков танцевально-ритмических движений в соответствии с музыкой.
Музыкальный материал.
- Д. Шостакович “Вальс-шутка” - слушание.
- В. Ребиков “Медведь” - слушание.
- Н. Сидельников “Играю в мяч” - слушание [3].
- З.Роот “Танец с игрушками” - музыкально-ритмические движения [2].
- “Как под яблонькой” (русская народная мелодия) — музыкальная игра “Чей кружок соберется быстрее?” [1].
Оборудование.
- Музыкальный центр.
- Игрушки по количеству детей: мячики, куклы, мишки.
- Картинки-раскраски мячиков, кукол, мишек.
Предварительная работа
В течение нескольких занятий заранее разучиваются “Танец с игрушками” [2], музыкальная игра “Чей кружок соберется быстрее?” [1], с детьми разучиваются стихотворения про мишку, куклу и мячик [2].
Для детей второй младшей группы музыкальная игра “Чей кружок соберется быстрее?” проводится в более простом варианте [1]. Перед танцем дети выбирают с какой игрушкой они будут танцевать: с мячиком, куклой или мишкой. С 1-го по 8-ой такты дети идут спокойным шагом по кругу, держа перед собой игрушку. С 8-го по 16-ый такты бегут по кругу и с остановкой музыки присаживаются и закрывают глаза. На следующие четыре такта (с 17-го по 20-ый) воспитатель в центр круга на расстоянии друг от друга сажают на стульчики мишку и куклу, кладут мячик. В конце 20-го такта исполняется резкий аккорд, после которого дети должны собраться в кружок, каждый у своей игрушки (такты 21-24). Игра повторяется 2-3 раза.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.
М.р.: Сегодня у нас будет необычное занятие. Я буду вам загадывать музыкальные загадки про игрушки. Внимательно слушайте первую мою загадку и скажите про какую игрушку расскажет музыка.
Музыкальный руководитель исполняет пьесу “Медведь” В. Ребикова.
Дети угадывают загадку про мишку. Музыкальный руководитель акцентируется внимание детей вопросами на средствах музыкальной выразительности этой пьесы: в каком регистре исполнялась музыка (на высоких или низких звуках), темп произведения (как ходит мишка быстро или медленно).
Ребенок, выучивший стихотворение про мишку, с мишкой в руках рассказывает стихотворение:
У меня в руках Мишутка заводной,
Любит он играть со мной!
Он забавный, косолапый,
И умеет топать лапой,
А еще может реветь,
Ведь на то он и медведь!
Музыкальный руководитель загадывает следующую музыкальную загадку. Исполняется “Вальс-шутка” Д.Шостаковича.
Дети определяют легкий, порхающий характер музыки (в сравнении с пьесой “Медведь”), ее танцевальность.
Девочка читает стихотворение про куклу:
Куклу дочкой называю,
Яркие ленты в косички вплетаю.
С куклой нарядной люблю танцевать,
А также ей сказки рассказывать и играть.
Музыкальный руководитель исполняет третью музыкальную загадку про мячик.
Дети определяют по музыке ее характер: плавный или отрывистый, и отгадывают последнюю загадку.
3-ий ребенок читает стихотворение про мяч:
Мячик можно покатать,
Можно вверх его бросать,
Можно поиграть в футбол
И забить в ворота гол!
М.р.: Дети, любите вы игрушки?
Дети: Да.
М.р.:
Тогда возьмите по игрушке,
Становитесь друг за дружкой!
Раз, два, три четыре, пять –
Будем с вами танцевать!
Дети исполняют "Танец с игрушками" [2] на музыку З.Роот.
М.р.:
С вами мы потанцевали,
А теперь мы поиграем.
Будем вместе мы шагать,
А затем бежать-бежать,
А потом присядем все в кружок,
И как только отдохнем чуток,
Надо быстро каждому найти
Ту игрушку, что в руках несли.
Три кружочка соберется
И игра опять начнется.
Игра “Чей кружок соберется быстрее” проводится 2-3 раза.
М.р.:
Вы так дружно танцевали,
Все загадки отгадали.
А теперь для вас у нас
Есть раскраски для ребят.
Детям раздаются раскраски-игрушек и под музыку они покидают зал.
Литература
- Игра “Чей кружок соберется быстрее?” //Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. /Авторы-сотавители: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М.: Просвещение. 1983.
- З. Роот “Танец с игрушками”. - //Музыкальный руководитель, 2008, №3. - З.Роот. Праздник выпуска детей в школу “приключения буквы “Я”.
- Шаг за шагом. Хрестоматия для обучения игре на фортепиано слепых и слабовидящих учащихся. / Авторы-составители: Антонова Ю.П., Диденко Н.С. - М.: ГСИИ, 2007. (Программно-методическое обеспечение учебного процесса в специализированном вузе, выпуск 5).