Цели.
1. Уточнить знания обучающихся о зимующих птицах и их значении для природы.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь обучающихся.
3. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
4. Закреплять приёмы сгибания и складывания бумаги.
5. Развивать глазомер, совершенствовать точность выполнения изделия.
Материалы и оборудование.
1. Презентация “Зимующие птицы.
2. Квадратные листы двусторонней цветной бумаги, ножницы, клей, простой карандаш.
3. Выставка кормушек.
4. Декоративно оформленная ветка дерева.
5. Образцы корма для птиц.
Ход урока
I. Организационный момент.
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Начнём урок.
II. Самоопределение к деятельности.
Учитель. У нас сегодня необычный урок. О ком мы сегодня будем говорить и чем будем заниматься, попробуйте догадаться сами.
Загадка. Слайд 1. Презентация
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла …
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали ? Это … (птица). Слайд 2.
Учитель. Значит, о ком мы сегодня будем говорить? (О птицах.) Мы о них не только будем говорить. Мы ещё будем делать их своими руками.
А какое время года сейчас?
Дети. Зима. Слайд 3.
Учитель. Свяжите эти два понятия: птицы и зима и скажите, о ком мы сегодня будем говорить?
Слайд 4.
Дети. О зимующих птицах. Слайд 5 с темой урока.
Учитель. А почему их так называют?
Дети. Они не улетают от нас зимой, а круглый год живут с нами.
Учитель. А почему они не улетают?
Дети. Эти птицы могут и зимой найти себе корм.
Учитель. Некоторые из них, например, сойка, кедровка, поползень делают осенью запасы корма. Слайд 6.
Учитель. А хорошо ли вы знаете зимующих птиц? Сейчас проверим. Слайд 7.
III. Работа по теме урока.
Сказочно красив лес в ясный зимний день! И вот среди белоснежных хлопьев на ветках мы видим необыкновенные “цветы”. Это птицы зимнего леса. Вы, наверное, многих из них легко узнаете по описанию.
Подготовленные ученики загадывают загадки.
Загадка 1.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я – бывалый … (Воробей). Слайд 8.
Учитель. А что вы знаете о воробьях?
Дети первой группы. Это маленькие, подвижные птицы.
У них округлая головка, коротенькая шея, округлые, короткие крылья.
Клюв у воробья твёрдый, к концу заострённый. Слайд 9.
Воробьи спокойно переносят зимнюю стужу. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Часто воробьи сидят, прижавшись друг к другу, взъерошенные, так им легче сохранить тепло своего тела.
Слайд 10.
Учитель. А вы знаете, что воробьи – чистоплотные птицы! Они постоянно прихорашиваются. Летом купаются в лужах, а зимой – в снегу.
Загадка 2.
Синяя косынка,
Тёмненькая спинка.
Маленькая птичка.
Зовут её … (Синица). Слайд 11.
Учитель. Ребята, что вы знаете о синицах?
Дети второй группы. Это красивые птицы!
На головке у них чёрная шапочка, щёки белые, на шее под клювом чёрный галстучек.
Крылья, хвост – серые. Спинка жёлто- зелёная, брюшко жёлтое.
Синицы – очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они висят вниз головой, качаются, держатся на самых тонких ветках. В этом им помогают длинные и острые когти.
Учитель. А вы знаете, что синицы уничтожают вредных насекомых не только летом, но и зимой!
Загадка 3.
Красногрудый, чернокрылый.
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.) Слайд 12.
Учитель. Что вы можете рассказать о снегирях?
Дети третьей группы. Снегири прилетают к нам вместе со снегом. Поэтому и называются так – снегири.
Снегири – нарядные птицы. Самки с ярко – красной грудкой, а у самочек наряд более скромный.
У снегиря крылья, хвост, верх головы – чёрного цвета, а спинка голубовато-серая.
Клюв короткий и толстый.
Учитель. Ребята, а вы не задумывались, что за странное желание у этих птиц жить у нас зимой, когда здесь холодно?
Дети. Наши леса для снегирей уже тёплые края, летом они живут гораздо северней, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется наша зима для снегирей тёплой.
Загадка 4.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона,
Кто это? (Ворона.) Слайд 13.
Учитель. Расскажите, что знаете о вороне.
Дети четвёртой группы. Это крупная птица. Ходит большими шагами.
У неё большие сильные ноги.
Клюв тоже большой и крепкий.
Учитель. Какие народные приметы связаны с вороной?
Дети. 1. Если вороны сидят на верхушке деревьев – будет мороз. Слайд 14.
2. Если вороны сидят на нижних ветках деревьев – будет ветер.
3. Если вороны разгуливают по снегу – будет оттепель.
Учитель. Зимой вороны из лесов переселяются поближе к жилью людей.
Как вы думаете почему?
Дети. Здесь они кормятся остатками пищи.
Загадка 5.
Вот птичка так птичка.
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов только лютой зимой. (Клёст.)
Слайд 15.
Учитель. Вспоминайте, что вы знаете о клестах.
Дети пятой группы. Клёст – небольшая птица красного цвета.
У него цепкие лапки и крестообразный клюв.
Учитель. Клестов ещё называют “северными попугайчиками”, за то, что искусно лазают по деревьям. Клесты – единственные птицы, которые выводят своих птенцов даже при морозе -30.
Правда гнездо у них тёплое и мать всё время согревает птенцов. Пища клестов – еловые шишки, которые созревают на елях в конце года, зимой. Поэтому птенцы у клестов выводятся осенью и зимой, когда есть корм для птенцов.
Загадка 5.
Непоседа птица эта.
Одного с берёзой цвета. (Сорока.) Слайд 16.
Учитель. Расскажите, что знаете о сороке.
Дети шестой группы. Голова, хвост и крылья у сороки чёрного цвета, бока белые.
Хвост длинный, прямой, будто стрела.
Клюв острый, прочный.
Учитель. Сорока – птица ловкая, подвижная, суетливая. Вместе с воронами и галками на зиму переселяются ближе к жилью людей. Слайд 17.
Итак, мы поговорили о некоторых зимующих птицах нашего края. Какие из них живут у нас круглый год? (Дети называют.)
Учитель. Это оседлые птицы. А кто прилетает только на зиму? (Дети называют.)
Это кочующие птицы.
IV. Физкультминутка.
Мы выходим на крыльцо. (Шагают на месте.)
Ветер дует нам в лицо. (Руками машут в лицо.)
На дворе стоит мороз!
Мёрзнут щёки, мёрзнет нос. (Круговые движения
вокруг щёк и носа.)
Бабу снежную лепили, (лепка комков)
Птичек крошками кормили. (“Крошат хлебушек”
всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (движения руками
сверху вниз)
А потом в снегу валялись. (Отряхивают ладошки.)
Холодно гулять зимой! Побежим скорей домой! (Бег
на месте, садятся за парту.)
V. Продолжение работы по теме урока.
Учитель. А сейчас каждая группа из бумаги будет делать ту птицу, о которой рассказывала.
Вспомним правила работы на уроке технологии.
Дети. 1. Соблюдать порядок на рабочем месте.
2. Использовать ножницы только по назначению.
3. Экономно расходовать бумагу.
4. Клей для работы брать в том количестве, которое необходимо для работы.
5. Работать дружно.
6. После окончания работы навести порядок на рабочем месте.
Учитель. Как называется искусство создания фигурок из бумаги?
Дети. Оригами.
Учитель. А что это за слово “оригами”? Слайд 18.
Ученик. Это иностранное слово и пришло к нам из Японии.
Учитель. Именно там и зародилось это искусство.
Перед вами на столе технологическая карта изготовления оригами птицы.
Работать будем по группам. В каждой группе две пары. Одна пара складывает птицу, а другая оформляет. Готовую птицу нужно посадить на ветку.
Учитель. Молодцы! Замечательные птички у вас получились!
А что птицам зимой страшнее голод или холод?
Дети. Птицам зимой страшен голод. Голодная птица – слабая, ей трудно двигаться, перелетать с ветки на ветку. Она быстро замерзает, может и погибнуть.
Учитель. А чем мы можем помочь зимующим птицам?
Дети. Мы можем сделать кормушки и не забывать подкармливать их. Слайды 19–20.
Учитель. А кормушки бывают разные. (Рассматриваем выставку кормушек.)
Но нужно помнить, как заботиться о птицах зимой. Слайд 21.
Учитель. А кто расскажет, какой корм можно класть в кормушку?
Дети. Птицам полезны семечки подсолнечника, тыквы, дыни, пшено, просо, несолёное сало, овёс, семена трав, ягоды рябины.
(Подходят к блюду с образцами корма и кладут в кормушку.)
Учитель. А чем нельзя кормить птиц?
Дети. Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ давать птицам заплесневевший корм, прогорклые семена, остатки острой или солёной пищи, черный хлеб. Маргарин или растительное масло, попав на птицу, могут нарушить водонепроницаемость и изолирующие свойства ее перьев.
Учитель. Наш разговор о зимующих птицах закончим замечательным стихотворением А.Яшина.
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель. В зимнее время особенно дорого ценится кормушка, наполненная доброй рукой человека. Покормите птиц зимой! И они отплатят тебе летом.
VI. Рефлексия. Слайд 22.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель. Подведём итог.
Сегодня все работали очень хорошо и заслуживают отметку “5”.
VII. Домашнее задание. Сегодня на уроке мы назвали не всех птиц зимнего леса. Подготовьте сообщения о птицах, которых можно ещё встретить зимой.