Цель: познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями, правилами ухода за комнатными растениями, провести практическую работу – посадить отпрыски хлорофитума в грунт.
Планируемые результаты: освоят правила ухода за комнатными растениями, научаться отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать достижения, научаться докладывать.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, заранее приготовить отпрыски хлорофитума с корнями 2-3см, картинки комнатных растений, слова карточки: с названиями растений для взаимопроверки, видами размножений растений, условиями ухода за растениями; книги “Зеленая аптека РБ”, “Растения Республики Башкортостан”).
Ход урока
(Класс разделить на 4 группы и посадить по группам)
I. Организационный момент.
Дети, вам тепло? (Да)
В классе светло? (Да)
Прозвенел уже звонок (Да)
Уже закончился урок? (Нет)
Только начался урок? (Да)
Хотите учиться? (Да)
Значит, можно всем садиться!
II. Мотивационно-целевой этап. Звучит музыка “Вальс цветов”
Послушайте музыку и ответьте на вопрос:
- Какую картину вы представили прослушав музыку? (Ответы детей)
- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке? (О цветах)
- А где мы видим цветы? (В саду, на клумбе, в цветниках и т.д.)
- Вспомните на какие группы ученые разделили все растения? (Растения, которые растут на улице и на растения комнатные)
- Какова роль растений в жизни человека? (Очищение воздуха, эстетическая – радуют нас своей красотой, есть и лекарственные растения)
- Лекарственные травы также собирают и на территории Башкортостана (показ книг “Зеленая аптека РБ”, “Растения Республики Башкортостан”)
- А чем же отличаются комнатные растения от растений на улице? (Условиями жизни)
- А какие же условия необходимы комнатным растениям? (Вода, тепло, солнечный свет, почва – показ слайда 1)
- А почему же иногда и комнатные растения выглядят не лучшим образом? (Потому, что и за ними нужно правильно ухаживать). Слайд 2
1 - Кто догадался, какая же тема урока сегодня? (Как ухаживать за комнатными растениями). Слайд 3
III. Работа по теме урока.
- На сегодняшнем уроке мы научимся ухаживать за комнатными растениями и так же посадим наши отпрыски хлорофитума в грунт.
- Но прежде вспомним названия комнатных растений которые мы изучили на прошлом уроке. (Работа в парах по карточкам). Слайд 4 показать для взаимопроверки.
- А какие комнатные растения есть у вас дома? (Выступление Анаид и Ани, рассказывают о герани и спацифиллуме). Слайд 5 фото с данными растениями.
- Спасибо, молодцы.
- Как нужно ухаживать за комнатными растениями? (Слайд 6, 7)
- Полив.
- Рыхление почвы.
- Опрыскивание.
- Удаление пыли с листьев.
- Достаточное освещение.
- Пересадка.
- Подкормка.
- Обрезка.
IV. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
Вверх и полетел
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.
- Почему бабочку сравнивают с цветком? (Она яркая, красивая похожа на цветок).
- Спасибо, молодцы.
V. Практическая работа.
Роль растений очень важна. Сегодня мы посадим комнатное растение – хлорофитум в грунт, это растение ценно потому, что оно очень хорошо очищает воздух. Чистый воздух - залог здоровья, проблема очищения воздуха мировая проблема, даже 2013 год - объявлен годом окружающей среды, чтобы люди задумались об экологии. Мы с вами поможем очистить воздух нашей комнаты. Вместе посадим отпрыски хлорофитума в землю. Комнатные растения бывают самые различные, по форме листьев, по цвету, по запаху и также по способам размножения. Хлорофитум размножается отпрысками. Все комнатные растения размножаются способами. Слайд 8
- Стеблевыми черенками.
- Листовыми черенками.
- Луковицами.
- Делением куста.
- Отпрысками.
Исследовательская работа по теме “Размножение хлорофитума отпрысками”.
(Слайды 9, 10, 11, 12)
- О том, как велась работа по всем этапам нам расскажут Айнур, Маша и Дима.
- Познакомились с учителем биологии и побывали в кабинете биологии.
- Сорвали отпрыски комнатного растения – хлорофитума.
- Поместили отпрыски растения в воду 30 сентября.
- Стали наблюдать за растениями. Первые корни зафиксировали 3 октября.
- На сегодняшний день растения имеют корни от 2 до 4 см и готовы к посадке в грунт.
- Вывод: таким образом мы познакомились с комнатным растением – хлорофитумом, узнали о размножении растения, провели исследовательскую работу, научились ухаживать за комнатными растениями.
- Спасибо, молодцы.
- А сейчас мы все вместе посадим наши растения в землю. (Организованно по группам посадить хлорофитум в землю. К в перчатках, распределить заранее роль каждого: 1 – держит растение, 2 – помогает посадить, 3 – закапывает, 4 – поливает)
VI. Работа в тетради.
- Откройте рабочие тетради и приклейте фотографию хлорофитума.
VII. Рефлексивно-оценочный этап. (Слайд 13)
- Оцените свою работу на уроке?
- Сложно ли ухаживать за комнатными растениями, что нужно для этого?
VIII. Подведение итога урока. (Слайд 14)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задания вам больше всего понравились?
Литература
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: 1 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; изд-во “Просвещение”. – М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: 1 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: методическое пособие с поурочными разработками / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012.
4. Интернет-ресурсы.