Пояснительная записка
Основная трудность подготовки специалиста в ссузе состоит в том, что в рамках и средствами учебно-познавательной деятельности студентов - нужно сформировать качественно иную - профессиональную деятельность специалиста. Усвоение знаний студентами и их применение выпускником колледжа на практике - два разных типа деятельности. Переход от первого ко второму часто сопряжен с огромными трудностями, о чем свидетельствует длительный процесс адаптации специалиста на практике. В рамках традиционного учебного процесса, основой которого является передача и усвоение учебной информации, этих проблем не решить, т.к. учебная деятельность часто далека от реальной жизни и профессиональной деятельности.
Решение этой сложной задачи облегчается тем, что передовая педагогическая практика представила множество новых форм, методов и технологий обучения, которые используются в колледже.
Игра - это активный метод и форма обучения. От других видов игра отличается тем, что включает в себя динамику событий. Это позволяет в игровой форме закрепить теоретические знания и умения, применять их практически, развивать гибкость мышления, преодолевать затруднения. Игра повышает интерес студентов к знаниям, способствует воспитанию у них чувства ответственности и сознательной дисциплины.
Подготовка игры занимает достаточно много времени. При моделировании игры необходимо сформулировать ее дидактическую цель, определить название, разработать содержание, включив в него актуальные проблемы. Надо указать, какие навыки и умения будут формироваться в процессе мероприятия. Затем составляется сценарий игры, в которой участникам предстоит действовать. После этого следует разработать правила игры.
Игра должна реализовывать следующие педагогические функции:
- приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
- развитие профессионального теоретического и практического мышления;
- закрепление знаний;
- формирование профессионально важных умений и навыков и т.п.
Выбирая такую форму проведения мероприятия - широко используются межпредметные связи.
Наиболее значимая цель любого коллективного мероприятия — показать студенту, насколько он может реализоваться как специалист, дать ему возможность утвердиться как личности, как будущему профессионалу своего дела, и, наконец, помочь ему определиться с выбранной специальностью.
Во внеклассном мероприятии “Самый умный” ярко отражены межпредметные связи. При реализации межпредметных связей, как принципа обучения, обогащается содержание каждого из видов деятельности студентов, усиливаются коммуникативные связи в процессе применения студентами полученных знаний.
Сценарий игры “САМЫЙ УМНЫЙ”
Цели:
- Обучающая: закрепить, совершенствовать, углубить знания, умения, навыки по всем общеобразовательным дисциплинам
- Развивающая: развивать мышление, память, быстроту реакции
- Воспитательные: содействовать формированию у студентов устойчивого интереса к изучению дисциплин общеобразовательного цикла
Форма проведения: игра
Оснащение мероприятия:
- Компьютер; проектор; доска и мел (для турнирной таблицы); комплекты приложений для жюри; вывески (именные, предметные, цифровые); ручки для участников и бланки для заполнения, используемые в первом раунде
Подготовительная работа:
- Разработка сценария;
- Сбор вопросов по дисциплинам;
- Подготовка презентации для сопровождения игры;
- Проведение отборочных туров в группах для определения состава участников;
- Подготовка студентов по всем дисциплинам (преподаватели предметники)
Группы специальностей:
- 220204.52 Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте
- 190701.52 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Ведущая: Вараксина Лариса Владимировна
Добрый день! Добрый день всем: участникам сегодняшней игры, экспертам, болельщикам и всем кто просто пришёл на игру “Самый умный”!
В игре 12 участников. Сегодня начинается их путь в клубе “Самых умных”. ОКТТ приветствует их.
Стартует новый игровой сезон. В игру вступает новая младшая лига. Новые лица. Новые имена. Я с удовольствием представляю тех, кто входит на этот игровой подиум. Встречайте! Впервые: (далее представление участников игры – фамилия, имя, немного о себе).
А так же хочу представить экспертов нашей игры, без помощи которых нам сегодня не обойтись (представление экспертов).
Ну что ж, дорогие новички! Теперь о правилах нашей игры.
Наша игра состоит из трёх раундов.
В первом – я задам вам 12 вопросов с четырьмя вариантами ответов. Только один из этих ответов – правильный. На обдумывание каждого вопроса у вас есть 5 секунд. За это время вы должны поставить номер, как вы считаете правильного ответа, в бланк ответа, который в наличии у каждого из вас (приложение 1). Шестеро лучших – проходят в полуфинал, где и продолжается борьба за звание “Самого умного” и за обладание заветной статуэтки “Ники” - символа победы.
Правила ясны? (участники: “да”).
В бой идём? (участники: “да”).
Все готовы и я начинаю первый раунд.
1 раундДорогие друзья! Я вам задаю первый вопрос (приложение 2).
Второй вопрос (приложение 2).
Я перехожу к третьему вопросу (приложение 2).
Четвёртый вопрос (приложение 2).
Пятый вопрос. Внимание! (приложение 2).
Шестой вопрос (приложение 2).
Седьмой вопрос (приложение 2).
Восьмой вопрос(приложение 2).
Девятый вопрос (приложение 2).
Десятый вопрос (приложение 2).
Я перехожу к одиннадцатому вопросу (приложение 2).
Идём дальше. Двенадцатый вопрос (приложение 2).
Соберём результаты. Пока эксперты подводят итоги первого раунда – немного отдохнём (приложение 3).
Посмотрим на турнирную таблицу, чтобы определить 6 лидеров первого раунда.
(В случае если лидеров окажется больше шести, для тех, у кого спорное одинаковое количество баллов предлагается ответить на дополнительные вопросы).
В полуфинал сегодняшней игры выходят: (перечисляются фамилии, имена и баллы тех, кто набрал большее количество баллов).
Что касается остальных игроков?!
Если вы сегодня не смогли осуществить свою цель – это просто означает, что вы сюда ещё вернётесь, потому что я уверена, что вы находитесь в том возрасте и у вас достаточно выдержки и воли для того, чтобы вернуться и доказать всем, что вы способны бороться за звание “Самого умного”. И вы им обязательно станете.
Мы с вами пожелаем удачи вашим товарищам. Им предстоит серьёзная борьба во втором раунде. Тем, кто не прошёл во второй раунд я желаю удачи и скорейшего возвращения на нашу игру.
2 раундИтак, в игре 6 игроков. Но только 3 из них, гарантированно станут сегодня действительными членами клуба. Кто эти трое? Это мы узнаем после того, как сыграем во второй раунд. Для начала, давайте, определим, в каком порядке вы будете стартовать.
Игра “Дешифровщик”. Я вам предложу слово, зашифрованное комбинацией цифр, так же, как и на телефонных кнопках (приложение 4). Ну, например, фрукт, состоящий из пяти букв. Под цифрой 2, естественно, могут быть и буква г, и буква д, и буква е. Но вам нужна буква – г.; под цифрой 6 – р; под цифрой 7 – у; под 8 – ш и под 1 – а. То есть этот фрукт – груша. Некоторые смотрят на меня и зевают. Думают, что это будет легко. Так давайте же проверим, на сколько легко вам будет выполнить это задание.
Первый разгадавший - стартует первым.
Второй – вторым. И т.д.
Давайте посмотрим, в каком порядке вы справились с заданием.
- Первый –
- Второй –
- Третий –
- Четвёртый –
- Пятый –
- Шестой –
Вы новички. И поэтому, я хочу вам рассказать о правилах. Вам предлагается 8 категорий знаний (перечисляются). Я буду читать вам вопросы (приложение 5). Главное – дать как можно больше правильных ответов. Всем всё понятно?! Мы начинаем второй раунд. По результатам дешифровщика первым в игру вступает ...
Выбираем категорию.
У вас есть одна минута. И эта минута пошла... Столько-то баллов. Браво! Ну что ж соперники держитесь. ,,,, задала серьёзную планку. Смогут ли оставшиеся игроки сыграть так же, а может быть и переиграть.
Игра продолжается с остальными игроками.
После того, как все игроки ответят на все вопросы выбранных областей, жюри подводит итоги и выбирает троих участников, набравших максимальное количество баллов.
3 раундВ третьем раунде сегодняшней игры мы узнаем - кто станет победителем из этой тройки.
Давайте выясним, кто достоин этого маленького кубка по названию “Ника”.
Давайте определим, в каком порядке вы будете стартовать в третьем раунде. “Дешифровщик” (приложение 6). Задание – простейшее:...
Быстрее всех с заданием справился (справилась).... Он (она) стартует первым (ой). Вторым с заданием справился - ..... Он (она) – второй (ая). И третьим (ей) - .....
Перед вами на табло 36 ячеек. Из 36 предлагаемых вам вопросов – 15 по железной дороге. За каждый правильный ответ на этот вопрос вы можете заработать от 2 баллов. Но эти вопросы с сюрпризом. Если вы выбираете вопрос красного цвета и правильно на него отвечаете – то зарабатываете 3 балла. Если вы выбираете вопрос синего цвета – то получаете право на ошибку (ещё раз пытаетесь на него ответить). А если вы выбираете вопрос жёлтого цвета и не знаете на него правильного ответа – то можете попытать счастья – и сделать выбор другого вопроса. Если вдруг вы коснулись ячейки серого цвета – это категория общие знания - и если вы правильно отвечаете на вопрос – вы получаете 1 балл. По моей команде на несколько секунд эти ячейки откроются. Вы можете запомнить цветные ячейки.
Ещё напомню, что у каждого из вас есть возможность ответить на 5 вопросов. На обдумывание – 10 секунд, и так далее. Сосредоточьтесь! Это последний рывок! Я открываю табло. Готовы? (“Да”) (приложение 7).
По-очереди называют номер. Зачитывается вопрос (10 секунд) – ответ.
С результатом в ... баллов побеждает самый умный мальчик (самая умная девочка). Победитель сегодняшней игры...