Урок № 24, 5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить детей с музыкальными жанрами и жанрами изобразительного искусства, где чаще всего встречается колокольность;
- Познакомить детей с понятиями: Благовест, перезвон, перебор, трезвон, пейзаж;
- Познакомить детей с историей возникновения колоколов;
- Познакомить детей с творчеством С.В. Рахманинова, М. Мусоргского, Р. Щедрина, И.Левитана (для урока можно использовать музыкальные фрагменты не все, а на выбор учителя);
- Расширить музыкальный кругозор учащихся.
Развивающие:
- Развивать умение определять музыкальные жанры: сюита, концертино, опера;
- Развивать умение анализировать музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства.
Воспитательные:
Воспитать интерес и любовь к русской музыке, колокольному звону и творчеству И.И. Левитана.
Оборудование: фортепиано, компьютер, ноты.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов Сюита №1 (4 часть “Светлый праздник”);
М. Мусоргский “Великий колокольный звон” их оперы “Борис Годунов”;
Р. Щедрин Концертино “Русские звоны”.
Живописный материал: И.И. Левитан “Тихая обитель”.
Ожидаемые результаты:
В конце урока ученики должны:
Знать жанры музыкального искусства и изобразительного искусства в которых чаще встречается колокольный звон;
Уметь различать на слух виды колокольного звона;
Понять значения колокола для русского человека;
Ориентировочный план урока:
№ п/п | Этап урока | Приемы и методы | Время, мин |
1 | Начало урока. | Организационный момент. | 1 |
2 | Сообщение темы урока. | 1 | |
3 | Объяснение нового материала. | Словесный, наглядный, разъяснение. | 17 |
4 | Физкультминутка. | Практические (“звонарь”). | 1 |
5 | Освоение учебного материала. | Метод музыкальных композиций. | 7 |
6 | Практическая работа. | Метод соучастия, метод музицирования. | 6 |
7 | Кроссворд. | Метод устного контроля. | 3 |
8 | Опрос. | Метод устного контроля. | 2 |
9 | Вокально-хоровая работа. | Метод соучастия, метод музицирования. | 5 |
10 | Итог урока. | Метод контроля. Рефлексия. |
2 |
Ход урока
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Приветствие. Создание комфортной обстановки для
активной познавательной деятельности. Отметить отсутствующих. Объявить тему урока. (Презентация. Слайд 1) |
|
2 | Сообщение темы урока | Самоорганизация. Активное слушание. |
3 | Объяснение нового материала:
|
Восприятие. |
4 | Выполнение упражнений. (Слайд 5) | Выполнение упражнений |
5 | Музыкальный и живописный материал: (музыкальные фрагменты можно использовать на выбор учителя)
|
Активное слушание. Анализ репродукции И. Левитана (цвет, колорит, время года, жанр и т.д.). |
6 | Практическая работа “Ростовские звоны”.
Работа с ритмическими инструментами (ложки, треугольник, бубен, тарелки) (Слайд11);
|
Работа по нотной партии с шумовыми инструментами. |
7 | Кроссворд. | Фронтальный опрос. |
8 | Опрос – Значение колоколов для русского человека | Фронтальный опрос. |
9 | Н. В. Тананенко “Колокольный звон”. (Слайд 12) | Певческая установка. Выразительное исполнение песни. |
10 | Выставление оценок за устные ответы и за тесты (угадайки). Итог урока (понравился урок или нет). (Слайд 32) |
Подсчитывают количество заработанных жетонов. Оценка урока учащимися (рефлексия). |
Приложение 2. Инструкция к презентации.
Приложение 3. Материал для ленты времени – История колоколов.
Приложение 4. Рабочая тетрадь для ученика.