Цели и задачи:
- Сформировать представление о ТЭК и его роли в экономике страны.
- Познакомить с отраслевым составом и структурой ТЭК, изучить проблемы ТЭК.
- Сформировать представление о понятиях “Условное топливо, топливно-энергетический баланс России”.
- Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим материалом, выполнять опережающее задание.
- Содействовать в формировании чувства ответственности за использование исчерпаемых природных ресурсов.
Средства обучения: Карта топливно-энергетического комплекса России, схемы, атласы, ИКТ.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный с элементами частично-поискового.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Активизация знаний.
Вступительное слово: |
|
а) Что такое экономика? б) Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, что из себя представляет или чем является? в) Как выглядит отраслевая структура экономики страны? Как отрасли подразделяются по отношению к производимой продукции? г) Перечислите, какие отрасли входят в состав производственной или материальной сферы, почему они так называются? |
Совокупность разнообразных предприятий и учреждений,
каждое из которых удовлетворяет своей работой определенные потребности
населения. Это отрасль экономики. Отраслевая структура состоит из отраслей производственной сферы и отраслей непроизводственной сферы. Отрасли производственной сферы: промышленность, С.Х., транспорт, строительство. Производят материальные ценности, создают стоимость товара. Отрасли непроизводственной сферы: образование, культура, здравоохранения, наука, ЖКХ. |
Перечислите, какие отрасли входят в состав непроизводственной сферы? | |
– Между всеми отраслями экономики существует тесная взаимосвязь. Отрасли, выполняющие общую народнохозяйственную функцию представляют в экономике межотраслевые комплексы. | |
д) С работой каких МОК мы уже с Вами познакомились? Назовите их основную функцию? | Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. ВПК. |
– Машиностроение является ведущей отраслью экономики и
относиться к “авангардной тройке” отраслей. Почему?
|
Крупнейший промышленный комплекс, на его долю
приходится 32 % предприятий, 27% работающих на них, 19 % продукции
промышленности. От темпов развития машиностроения зависит развитие остальных отраслей экономики. |
Включить демонстрационный экран | |
г) Назовите отрасли, которые входят в “авангардную тройку” и от их развития зависит НТ прогресс в стране. | Химическая (химия органического синтеза). Электроэнергетика. |
Изучение нового материала. Тема урока: Роль, значение и проблемы ТЭК. |
|
– Задачей урока является знакомство с новым МОК, который называется ТЭК, мы познакомимся с составом комплекса, выясним значение и проблемы комплекса. | |
– Современный вид человеческой деятельности трудно сейчас представить без использования энергии. | |
ТЭК как раз и занимается производством, распределением энергии в разнообразных видах и формах. | |
Рассмотрим состав комплекса.
В состав комплекса входят 3 взаимосвязанных звена. |
|
ТЭК – это комплекс производств, охватывающих добычу
и переработку топлива, выработку, распределение и передачу
электроэнергии.
Ведущей отраслью ТЭК является электроэнергетика. Любая отрасль экономики нуждается в большом количестве электроэнергии. Для того чтобы нагляднее представить, какие предприятия входят в состав электроэнергетики ученик выполнил Опережающее задание – виды электростанций |
Запись в тетрадь. Анализирует схему ученик
|
– Составим структурно – логическую схему ТЭК и
запишем её в тетрадь.
|
Запись схемы в тетрадь |
– Назовите полезные ископаемые, которые относятся к
энергетическим или топливным ресурсам. Являются ли запасы этих видов
топлива неисчерпаемыми? – ТЭК России – один из ведущих МОК страны, который базируется на отечественных энергетических ресурсах. а) Вспомните, пожалуйста, в какой части России находится крупнейшее месторождение полезных ископаемых? (В Европейской или Азиатской?) |
Уголь, нефть, природный газ, торф, горючие сланцы.
Исчерпаемых, невозобновимые.
На Востоке страны в Азиатской части России.
Комментарий ученика |
б) Где находится основной потребитель энергии? | На Западе или в Европейской части России. |
– В этом заключается одна из проблем ТЭК. Разрыв между
районами добычи и потребления электроэнергии. Почти 9/10 общих запасов
минеральных ресурсов и более 4/5 гидроэнергетического потенциала
приходится на районы Сибири и ДВ. Они же обеспечивают до 80 % общей
добычи топлива, в то время, как 80 % промышленности и более 70 %
потребителей сосредоточены в Западных районах страны. Территориальный разрыв способствовал развитию всех видов транспорта, включая мощные трубопроводы и ЛЭП. – Какие ещё проблемы характерны для ТЭК? |
Исчерпаемость ресурсов Экологически грязное производство Старые технологии и оборудование |
Ежегодно в стране составляется топливно – энергетический баланс. | |
ТЭБ – это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход). |
Запись определения в тетрадь |
– Для составления ТЭБ различные виды топлива переводят
в условное топливо, удельная теплота сгорания 1 кг. которого равна 7000
ккал. За единицу теплоемкости для расчета ТЭБ принимают теплоту сгорания
каменного угля, при этом у нефти и газа коэффициент будет равен 1,5, а
у торфа – 0,5. В приходную часть энергобаланса включают импорт, а в
расходную – экспорт топлива и энергии. (Рассчитайте расходную часть
ТЭБ).
Прх – Расх =1690 – 1513 = 177 млн т у.т. Значит ТЭБ положительный. Мы больше добываем топлива, производим электроэнергии чем расходуем на производстве. С какой целью составляют ТЭБ? |
Дети вычисляют ТЭБ Ответ ученика |
– Показатели энергопотребления в России одни из самых высоких в мире. Что бы вы могли посоветовать для снижения этих показателей? | Новые технологии энергосбережения. Использование энергосберегающих лампочек и утепление помещений. |
Заключение. – Развитие ТЭК связано прежде всего с развитием энергосберегающих технологий, что уменьшило бы расходную часть ТЭБ. Это важно потому, что добыча и транспортировка топлива все более дорожает, а цены на нефть на мировом рынке не стабильны. Россия – крупнейший экспортер энергоресурсов, поэтому ТЭК является ведущим комплексом по количеству валютных поступлений в госбюджет. |
|
– Подведем итоги урока. 1. ТЭК в России имеет гораздо большее значение, чем в других странах, почему? 2. Какие проблемы характерны для топливно-энергетического комплекса? – Потеря энергоресурсов, начиная от добычи полезных ископаемых и заканчивая потреблением электроэнергии, составляет 40–45% |
– Географическое положение страны, северная страна,
необходимо отопление. – Большие запасы энергоресурсов позволяют их продавать. ТЭК является ведущим комплексом по количеству валютных поступлений в госбюджет. – Развивающаяся промышленность требует много электроэнергии. – Территориальный разрыв между добычей и использованием энергии. – Старое оборудование на электростанциях и линиях электропередачах. Устаревшее оборудование на промышленных предприятиях. – Неполная выработка природных ресурсов из месторождений |
Закрепление темы
1. Изменение структуры добычи топлива. Проанализируйте его – Почему возросла роль природного газа? 2. Какими, на ваш взгляд, будут изменения в ТЭК России в XXI в. |
|
Домашнее задание Параграф 18. Ученик географии В.П. Дронов Ответить на вопросы. Выучить новые определения. |
|
Итоги урока |