"Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели и задачи:

  1. Сформировать представление о ТЭК и его роли в экономике страны.
  2. Познакомить с отраслевым составом и структурой ТЭК, изучить проблемы ТЭК.
  3. Сформировать представление о понятиях “Условное топливо, топливно-энергетический баланс России”.
  4. Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим материалом, выполнять опережающее задание.
  5. Содействовать в формировании чувства ответственности за использование исчерпаемых природных ресурсов.

Средства обучения: Карта топливно-энергетического комплекса России, схемы, атласы, ИКТ.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный с элементами частично-поискового.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Активизация знаний.

Вступительное слово:
В 9 классе мы с Вами изучаем особенности экономики России.

а) Что такое экономика?
б) Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, что из себя представляет или чем является?
в) Как выглядит отраслевая структура экономики страны? Как отрасли подразделяются по отношению к производимой продукции?
г) Перечислите, какие отрасли входят в состав производственной или материальной сферы, почему они так называются?
Совокупность разнообразных предприятий и учреждений, каждое из которых удовлетворяет своей работой определенные потребности населения.  Это отрасль экономики.

Отраслевая структура состоит из отраслей производственной сферы и отраслей непроизводственной сферы.

Отрасли производственной сферы: промышленность, С.Х., транспорт, строительство.

Производят материальные ценности, создают стоимость товара.

Отрасли непроизводственной сферы: образование, культура, здравоохранения, наука, ЖКХ.

Перечислите, какие отрасли входят в состав непроизводственной сферы?  
– Между всеми отраслями экономики существует тесная взаимосвязь. Отрасли, выполняющие общую народнохозяйственную функцию представляют в экономике межотраслевые комплексы.  
д) С работой каких МОК мы уже с Вами познакомились? Назовите их основную функцию? Научный комплекс.

Машиностроительный комплекс.

ВПК.

– Машиностроение является ведущей отраслью экономики и относиться к “авангардной тройке” отраслей. Почему?

 

Крупнейший промышленный комплекс, на его долю приходится 32 % предприятий, 27% работающих на них, 19 % продукции промышленности.

От темпов развития машиностроения зависит развитие остальных отраслей экономики.

Включить демонстрационный экран  
г) Назовите отрасли, которые входят в “авангардную тройку” и от их развития зависит НТ прогресс в стране. Химическая (химия органического синтеза).

Электроэнергетика.

Изучение нового материала.

Тема урока: Роль, значение и проблемы ТЭК.


Рис. 1. Тема урока


Рис. 2. План урока

 
Задачей урока является знакомство с новым МОК, который называется ТЭК, мы познакомимся с составом комплекса, выясним значение и проблемы комплекса.  
– Современный вид человеческой деятельности трудно сейчас представить без использования энергии.  
ТЭК как раз и занимается производством, распределением энергии в разнообразных видах и формах.  
Рассмотрим состав комплекса.

В состав комплекса входят 3 взаимосвязанных звена.


Рис. 3. Структура ТЭК

ТЭК – это комплекс производств, охватывающих добычу и переработку топлива, выработку, распределение и передачу электроэнергии.

Ведущей отраслью ТЭК является электроэнергетика. Любая отрасль экономики нуждается в большом количестве электроэнергии.

Для того чтобы нагляднее представить, какие предприятия входят в состав электроэнергетики ученик выполнил Опережающее задание – виды электростанций


Рис. 4. Рисунок ТЭК

Запись в тетрадь.

Анализирует схему ученик


Рис. 5. Виды электростанций


Рис. 6. Линии электропередачи


Рис. 7. Альтернативные источники электроэнергии

Составим структурно – логическую схему ТЭК и запишем её в тетрадь.

Запись схемы в тетрадь
– Назовите полезные ископаемые, которые относятся к энергетическим или топливным ресурсам. Являются ли запасы этих видов топлива неисчерпаемыми?

– ТЭК России – один из ведущих МОК страны, который базируется на отечественных энергетических ресурсах.

а) Вспомните, пожалуйста, в какой части России находится крупнейшее месторождение полезных ископаемых? (В Европейской или Азиатской?)

Уголь, нефть, природный газ, торф, горючие сланцы. Исчерпаемых, невозобновимые.

На Востоке страны в Азиатской части России.


Рис. 8. Карта топливной промышленности

Комментарий ученика

б) Где находится основной потребитель энергии? На Западе или в Европейской части России.
– В этом заключается одна из проблем ТЭК. Разрыв между районами добычи и потребления электроэнергии. Почти 9/10 общих запасов минеральных ресурсов и более 4/5 гидроэнергетического потенциала приходится на районы Сибири и ДВ. Они же обеспечивают до 80 % общей добычи топлива, в то время, как 80 % промышленности и более 70 % потребителей сосредоточены в Западных районах страны.

Территориальный разрыв способствовал развитию всех видов транспорта, включая мощные трубопроводы и ЛЭП.

Какие ещё проблемы характерны для ТЭК?

Исчерпаемость ресурсов

Экологически грязное производство

Старые технологии и оборудование

Ежегодно в стране составляется топливно – энергетический баланс.
ТЭБ – это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).


Рис. 9. ТЭБ

Запись определения в тетрадь

– Для составления ТЭБ различные виды топлива переводят в условное топливо, удельная теплота сгорания 1 кг. которого равна 7000 ккал. За единицу теплоемкости для расчета ТЭБ принимают теплоту сгорания каменного угля, при этом у нефти и газа коэффициент будет равен 1,5, а у торфа – 0,5. В приходную часть энергобаланса включают импорт, а в расходную – экспорт топлива и энергии. (Рассчитайте расходную часть ТЭБ).

Прх – Расх =1690 – 1513 = 177 млн т у.т.

Значит ТЭБ положительный.

Мы больше добываем топлива, производим электроэнергии чем расходуем на производстве.

С какой целью составляют ТЭБ?

Дети вычисляют ТЭБ

Ответ ученика

Показатели энергопотребления в России одни из самых высоких в мире. Что бы вы могли посоветовать для снижения этих показателей? Новые технологии энергосбережения.

Использование энергосберегающих лампочек и утепление помещений.

Заключение.

– Развитие ТЭК связано прежде всего с развитием энергосберегающих технологий, что уменьшило бы расходную часть ТЭБ. Это важно потому, что добыча и транспортировка топлива все более дорожает, а цены на нефть на мировом рынке не стабильны.

Россия – крупнейший экспортер энергоресурсов, поэтому ТЭК является ведущим комплексом по количеству валютных поступлений в госбюджет.

– Подведем итоги урока.

1. ТЭК в России имеет гораздо большее значение, чем в других странах, почему?

2. Какие проблемы характерны для топливно-энергетического комплекса?

– Потеря энергоресурсов, начиная от добычи полезных ископаемых и заканчивая потреблением электроэнергии, составляет 40–45%

– Географическое положение страны, северная страна, необходимо отопление.

– Большие запасы энергоресурсов позволяют их продавать. ТЭК является ведущим комплексом по количеству валютных поступлений в госбюджет.

– Развивающаяся промышленность требует много электроэнергии.

– Территориальный разрыв между добычей и использованием энергии.

– Старое оборудование на электростанциях и линиях электропередачах. Устаревшее оборудование на промышленных предприятиях.

– Неполная выработка природных ресурсов из месторождений

Закрепление темы

1. Изменение структуры добычи топлива. Проанализируйте его

Почему возросла роль природного газа?

2. Какими, на ваш взгляд, будут изменения в ТЭК России в XXI в.


Рис. 10. Изменение структуры добычи топлива

Домашнее задание

Параграф 18. Ученик географии В.П. Дронов Ответить на вопросы.

Выучить новые определения.


Рис. 11. Домашнее задание

Итоги урока