"Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса". 9-й класс
Цели и задачи:
- Сформировать представление о ТЭК и его роли в экономике страны.
- Познакомить с отраслевым составом и структурой ТЭК, изучить проблемы ТЭК.
- Сформировать представление о понятиях “Условное топливо, топливно-энергетический баланс России”.
- Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим материалом, выполнять опережающее задание.
- Содействовать в формировании чувства ответственности за использование исчерпаемых природных ресурсов.
Средства обучения: Карта топливно-энергетического комплекса России, схемы, атласы, ИКТ.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный с элементами частично-поискового.
Ход урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Активизация знаний.
Вступительное слово: |
|
| а) Что такое экономика? б) Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, что из себя представляет или чем является? в) Как выглядит отраслевая структура экономики страны? Как отрасли подразделяются по отношению к производимой продукции? г) Перечислите, какие отрасли входят в состав производственной или материальной сферы, почему они так называются? |
Совокупность разнообразных предприятий и
учреждений, каждое из которых удовлетворяет своей работой
определенные потребности населения. Это отрасль экономики.
Отраслевая структура состоит из отраслей производственной сферы и отраслей непроизводственной сферы. Отрасли производственной сферы: промышленность, С.Х., транспорт, строительство. Производят материальные ценности, создают стоимость товара. Отрасли непроизводственной сферы: образование, культура, здравоохранения, наука, ЖКХ. |
| Перечислите, какие отрасли входят в состав непроизводственной сферы? | |
| – Между всеми отраслями экономики существует тесная взаимосвязь. Отрасли, выполняющие общую народнохозяйственную функцию представляют в экономике межотраслевые комплексы. | |
| д) С работой каких МОК мы уже с Вами познакомились? Назовите их основную функцию? | Научный комплекс.
Машиностроительный комплекс. ВПК. |
| – Машиностроение является ведущей отраслью
экономики и относиться к “авангардной тройке” отраслей. Почему?
|
Крупнейший промышленный комплекс, на его долю
приходится 32 % предприятий, 27% работающих на них, 19 % продукции
промышленности.
От темпов развития машиностроения зависит развитие остальных отраслей экономики. |
| Включить демонстрационный экран | |
| г) Назовите отрасли, которые входят в “авангардную тройку” и от их развития зависит НТ прогресс в стране. | Химическая (химия органического синтеза).
Электроэнергетика. |
| Изучение нового материала.
Тема урока: Роль, значение и проблемы ТЭК. |
|
| – Задачей урока является знакомство с новым МОК, который называется ТЭК, мы познакомимся с составом комплекса, выясним значение и проблемы комплекса. | |
| – Современный вид человеческой деятельности трудно сейчас представить без использования энергии. | |
| ТЭК как раз и занимается производством, распределением энергии в разнообразных видах и формах. | |
| Рассмотрим состав комплекса.
В состав комплекса входят 3 взаимосвязанных звена. |
|
| ТЭК – это комплекс производств, охватывающих
добычу и переработку топлива, выработку, распределение и передачу
электроэнергии.
Ведущей отраслью ТЭК является электроэнергетика. Любая отрасль экономики нуждается в большом количестве электроэнергии. Для того чтобы нагляднее представить, какие предприятия входят в состав электроэнергетики ученик выполнил Опережающее задание – виды электростанций |
Запись в тетрадь. Анализирует схему ученик
|
| – Составим структурно – логическую схему ТЭК и
запишем её в тетрадь.
|
Запись схемы в тетрадь |
| – Назовите полезные ископаемые, которые относятся
к энергетическим или топливным ресурсам. Являются ли запасы этих
видов топлива неисчерпаемыми?
– ТЭК России – один из ведущих МОК страны, который базируется на отечественных энергетических ресурсах. а) Вспомните, пожалуйста, в какой части России находится крупнейшее месторождение полезных ископаемых? (В Европейской или Азиатской?) |
Уголь, нефть, природный газ, торф, горючие сланцы.
Исчерпаемых, невозобновимые.
На Востоке страны в Азиатской части России.
Комментарий ученика |
| б) Где находится основной потребитель энергии? | На Западе или в Европейской части России. |
| – В этом заключается одна из проблем ТЭК. Разрыв
между районами добычи и потребления электроэнергии. Почти 9/10
общих запасов минеральных ресурсов и более 4/5 гидроэнергетического
потенциала приходится на районы Сибири и ДВ. Они же обеспечивают до
80 % общей добычи топлива, в то время, как 80 % промышленности и
более 70 % потребителей сосредоточены в Западных районах страны.
Территориальный разрыв способствовал развитию всех видов транспорта, включая мощные трубопроводы и ЛЭП. – Какие ещё проблемы характерны для ТЭК? |
Исчерпаемость ресурсов
Экологически грязное производство Старые технологии и оборудование |
| Ежегодно в стране составляется топливно – энергетический баланс. | |
| ТЭБ – это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход). |
Запись определения в тетрадь |
| – Для составления ТЭБ различные виды топлива
переводят в условное топливо, удельная теплота сгорания 1 кг.
которого равна 7000 ккал. За единицу теплоемкости для расчета ТЭБ
принимают теплоту сгорания каменного угля, при этом у нефти и газа
коэффициент будет равен 1,5, а у торфа – 0,5. В приходную часть
энергобаланса включают импорт, а в расходную – экспорт топлива и
энергии. (Рассчитайте расходную часть ТЭБ).
Прх – Расх =1690 – 1513 = 177 млн т у.т. Значит ТЭБ положительный. Мы больше добываем топлива, производим электроэнергии чем расходуем на производстве. С какой целью составляют ТЭБ? |
Дети вычисляют ТЭБ
Ответ ученика |
| – Показатели энергопотребления в России одни из самых высоких в мире. Что бы вы могли посоветовать для снижения этих показателей? | Новые технологии энергосбережения.
Использование энергосберегающих лампочек и утепление помещений. |
| Заключение.
– Развитие ТЭК связано прежде всего с развитием энергосберегающих технологий, что уменьшило бы расходную часть ТЭБ. Это важно потому, что добыча и транспортировка топлива все более дорожает, а цены на нефть на мировом рынке не стабильны. Россия – крупнейший экспортер энергоресурсов, поэтому ТЭК является ведущим комплексом по количеству валютных поступлений в госбюджет. |
|
| – Подведем итоги урока.
1. ТЭК в России имеет гораздо большее значение, чем в других странах, почему? 2. Какие проблемы характерны для топливно-энергетического комплекса? – Потеря энергоресурсов, начиная от добычи полезных ископаемых и заканчивая потреблением электроэнергии, составляет 40–45% |
– Географическое положение страны, северная
страна, необходимо отопление.
– Большие запасы энергоресурсов позволяют их продавать. ТЭК является ведущим комплексом по количеству валютных поступлений в госбюджет. – Развивающаяся промышленность требует много электроэнергии. – Территориальный разрыв между добычей и использованием энергии. – Старое оборудование на электростанциях и линиях электропередачах. Устаревшее оборудование на промышленных предприятиях. – Неполная выработка природных ресурсов из месторождений |
| Закрепление темы
1. Изменение структуры добычи топлива. Проанализируйте его – Почему возросла роль природного газа? 2. Какими, на ваш взгляд, будут изменения в ТЭК России в XXI в. |
|
| Домашнее задание
Параграф 18. Ученик географии В.П. Дронов Ответить на вопросы. Выучить новые определения. |
|
| Итоги урока |











