Цель: формирование понятия “дикорастущие растения”, “культурные растения”; знакомство с разнообразием культурных растений, их значением для человека.
Задачи:
- познакомить с отличительными признаками дикорастущих и культурных растений;
- формировать умения формулировать проблему, выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать её для решения практических задач, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, учить читать схемы, диаграммы, делать выводы;
- учить ставить перед собой цель, планировать свою деятельность;
- развивать умение работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками, умение работать в группе, паре, принимать решения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- развивать умение использовать полученные знания в жизни.
Технология урока: урок-исследования.
Планируемый результат:
дети учатся:
- распознавать дикорастущие и культурные растения;
- осознают роль растений в жизни человека;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.
Формируемые УУД:
Личностные: смыслообразование, т.е. установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
Регулятивные:формирование умения планировать свою деятельность, действовать по плану, контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности. В диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Выделение и осознание уч-ся того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения. Формирование умения высказывать свое предположение, умение осуществлять взаимный контроль.
Познавательные: формирование умения выделять и формулировать познавательную цель,формулировать проблему, выдвигать гипотезы и обосновывать их, извлекать информацию в процессе выполнения предложенных упражнений, анализировать, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке, выделять критерии для сравнения, подведение под понятие, самостоятельное конструирование своих знаний, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя, другого ученика, строить речевое высказывание в устной форме, доносить до собеседника свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение сотрудничать.
Материалы к уроку: карточки с названиями растений, презентация “Дикорастущие и культурные растения”, фишки, фильм “Как выращивают рис”.
Этап урока
1. Оргмомент
Проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний
Сегодня на уроке нас ожидает удивительная встреча с представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.
Дышит, растёт, а ходить не может. (растение) Слово на доску
Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.
Прочитайте названия растений, на какие группы вы бы их разделили? СЛАЙД 1. Презентация
На карточках: подчеркнуть названия деревьев красным карандашом, кустарников – синим, а травы – зелёным.
Муравьишка тоже делил растения на группы, посмотрите, что у него получилось. По какому признаку он их разделил? СЛАЙД 2
Значит, что мы уже знаем о растениях? СЛАЙД 3
3. Мотивация, создание проблемной ситуации
Посмотрите, как много мы уже знаем о растениях! Как вы думаете, разве можно их ещё на какие-то группы разделить?
Оказывается можно, давайте попробуем это сделать.
Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти растения? (На доске)
Варианты поместить на доске
Версий много (или одна) как узнать её правильность?
Что же сегодня на уроке будем учиться делать?
4. Исследование в парах.
Каждому выдаётся научный текст “Дикорастущие и культурные растения” (Приложение 1).
На какие группы можно разделить все растения? На доске от слова растение отходят две стрелочки: дикорастущие и культурные.
Объясните, как вы понимаете значение слов “дикорастущие” и “культурные”. Какие существенные признаки относятся к дикорастущим растениям? Какие к культурным?
СЛАЙД 4
Какое же распределение растений было верным?Какой вывод можно сделать?
5. Практическая работа
Выполнить задание в учебнике с. 68.
Проверка в парах.
Приведите свои примеры дикорастущих и культурных растений.
6. Физминутка
Услышав название культурного растения – вы потянулись, а услышав декоративное – присели.
7. Продолжение исследования
Для каких целей люди выращивают культурные растения?
СЛАЙД 5
На доске появляются стрелочки от культурных растений: плодовые овощные зерновые прядильные декоративные.
8. Практическая работа
Муравьишка составил таблицу, но всё ли там верно? СЛАЙД 6
Информация учителя.
Как вы думаете, давно ли люди стали окультуривать растения?
Работа с диаграммой СЛАЙД 7
Как вы думаете, можно ли все культурные растения вырастить у нас на Урале? Почему?
9. Обобщение урока
Какой вывод вы можете сделать по этой схеме. (На доске)
10. Контроль и проверка знаний
Тест
СЛАЙД
11. Доп.материал
Посмотреть фильм “Как выращивают рис”.
12. Рефлексия
Покажите красный квадратик, кто узнал сегодня новое и может поделиться своими знаниями.
Жёлтый – узнал новое, хочу узнать ещё больше.
Синий – узнал новое, но рассказать пока не могу.
Зелёный – ничего нового не узнал.
13. Дом.зад.
По выбору.
- Прочитать в учебнике с. 68-69 и выполнить задание в тетради 1, 2.
- Вспомнить сказки, в которых встречаются дикорастущие и культурные растения и определить к какому виду они относятся.
- Приготовить сообщение о любом культурном или дикорастущем растении
Этапы работы - Деят. учителя - Деят. учеников (Приложение 3)