"Значение приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: наблюдать над значением приставок; развивать умения различать приставки и предлоги; развивать интерес к словообразованию, память; воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Оборудование: компьютер; проектор; презентация к уроку; конверты с заданиями;новогодние открытки с домашним заданием; сигнальные карточки разных цветов (зелёный,красный,желтый); учебник 2 класса “Русский язык”, Бунеев Р.Н и др., изд-во “Баласс”.

Ход урока

1. Организационный момент

(1 слайд). Презентация

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в зимний лес, чтобы встретиться с нашими старыми знакомыми. Лесовичок и добрые лесные жители ждут нас в гости. (2 слайд)

- В прошлом году мы многое не умели, а сейчас мы поумнели и можем отправиться в трудное путешествие и поможет нам в этом “Волшебная карта”, которая укажет путь к Лесовичку. (3 слайд)

- Кто же первым встретился у нас на пути?

(4 слайд)

- Зайка торопиться к нам на встречу и просит ему помочь. (“Аккуратное письмо”)

- Внимательно прочитайте, аккуратно пропишите, не заглядывая на доску.

- Сравните написанное вами в тетради с показом на доске.

- Что объединяет данные буквосочетания? (Буква о)

- А ещё? (Это предлоги)

- Что может быть лишним? (Около – только предлог, а другие буквосочетания могут быть и приставками)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Постарайтесь сформулировать тему нашего урока - путешествия. (Правописание приставок и предлогов)

4. Работа по теме урока

- Попращаемся с Зайчиком и вернемся к “Волшебной карте”.

- Мудрая сова у нас на пути, хочет проверить ваши знания. (“Рассуждай-ка”, слайд 5)

- Внимательно прочитайте словосочетания и скажите на какие 2 группы можно разделить находящиеся в них слова (Слова с приставками, слова с предлогами).

- Что такое приставка? (Часть слова)

- Для чего она служит? (Для образования новых слов)

- Как пишется со словами? (Слитно)

- Как правильно найти приставку в слове? (Подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без неё)

- Назовите группу слов с приставками и докажите их написание.

- Что такое предлог? (Часть речи)

- Для чего она служит? (Для связи слов в предложении)

- Как пишется со словами? (Раздельно)

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании предлога с другими словами? (Вставить другое слово или вопрос)

- Назовите группу слов с предлогами и докажите их написание.

- Внимательно прочитайте словосочетания и постарайтесь их запомнить.

- Опираясь на первое слово, допишите второе.

- Проверим! (Слайд 6)

- Внимательно посмотрите на таблицу.

- Обобщите то, о чем мы только что говорили.

- Важно ли различать приставки и предлоги?

- Какая следующия остановка? Кто нас поджидает? Вернемся к карте. (“Угадай-ка”, слайд 7)

- Милые мышата спрашивают: “Как бы им помочь, где приставка, а где предлог?”.

- Раскройте скобки. Докажите почему.

- Важно ли различать приставки и предлоги?

(Вывод: учебник с. 87)

5. Физминутка. Остановка “Отдыхай-ка”. (Слайд 8)

- Я буду называть слова, если с предлогом – наклонитесь, если с приставкой – повернитесь налево и направо, руки на поясе.

Слова: погулять, по дому, просмотреть, перебежать, про слона, до медведя, открыть, от машины…

6. Работа по теме урока (продолжение)

- Вернемся к карте. Что же нас ждет? Письмо от Мишки “Составляй-ка”. (Слайд 9). Мишка уснул в своей берлоге, но оставил вам послание. Работа в паре.

(Дети вскрывают конверты, в одном лежат “приставки”, а в другом “слова”.

“Приставки”: по,до,про, пере,при,около. “Слова”: бежать, петь, скакать, кусать, шёл, бросать.)

- Составьте слова с приставками.

- Что у вас получилось, назовите полученные слова.

- Какое слово вы не использовали? (Около – это предлог)

- Мишка был бы доволен вашими ответами. Вы хорошо справились с его заданием.

- Добрых снов ему пожелаем, и дальше в путь, что нас ожидает? Вернемся к “Волшебной карте”.

- На станции “Поиграй-ка” (Слайд 10), снегири просят вас назвать “лишнее” слово и доказать почему.

- Ох, какие мы молодцы. Вам и место встречи с Лесовичком показано на “Волшебной карте”. (Слайд 11)

7. Рефлексия

- Лесовичок просит вас ему просигналить, во время путешествия помогли ли вам лесные зверюшки научиться различать предлоги и приставки?

(Дети берут и сигнальными карточками показывают: зеленый цвет – да, желтый цвет – сомневаюсь, красный цвет – нет)

8. Итог урока. Домашнее задание.

- Нам пора возвращаться в родную школу, а вот в память о нашем зимнем путешествии Лесовичок шлет вам необычное новогоднее поздравление, оно и будет вашим домашним заданием.

(Слайд 12)

Домашнее задание напечатано на новогодних открытках.

Раскрой скобки.

Шёл (по) лесу Дед Мороз
Мимо ёлок и берёз.
Он (по) лесу (про)ходил,
Деткам ёлочку (с)рубил.
К нам придёт на Новый год
И (по)дарки (при)несёт!

Найди и исправь ошибки.

Ёлку мы у брали сами,
Звёздочьки по весили.
Мы придём, рас скажем маме,
Как нам было весило.
Как наёлку при летели
Маленькие птичьки,
Как подёлочкой сидели
Зайки да лисички.