Кому предназначен и зачем нужен этот курс
Учителя английского языка, берущие пятые классы, нередко сталкиваются с целым комплексом проблем, связанных с чтением и письмом. В начальной школе детей часто учат “читать знакомые слова”, то есть, по сути, запоминать их графические образы. Перейдя в пятый класс, ученики, даже имея достаточно большой словарный запас, не могут перенести свои умения чтения на новые лексические единицы, так как не имеют представления о правилах чтения. Так, зная, как произносятся ‘first’ и ‘thin’, они не смогут прочесть ‘thirst’, ‘fin’ или ‘fist’. При введении новой лексики, пытаясь обозначить для себя произношение слова, они пользуются русскими буквами (например, ‘heat’ “хит”), а не транскрипционными значками, которыми также не владеют, что приводит к произносительным ошибкам. Наконец, многие школьники на этом этапе испытывают трудности с написанием слов, ведь, даже помня их произношение, они не понимают, какие буквосочетания могут дать подобные звуки.
Учебные пособия, рассчитанные на четвертый год обучения, изучение правил чтения и транскрипций обычно уже не предполагают, и мы часто сетуем, что детей не научили вовремя. На мой взгляд, пятый класс – отличное время для обучения читать по правилам и пользоваться транскрипцией. В этом возрасте дети уже способны к обобщению и анализу, и могут легко запоминать правила, основываясь на уже известных им примерах.
Пытаясь решить описанные выше проблемы, я составила коррективный курс, который мы опробовали в школе на учениках 5 и 6 классов. Курс не привязан к конкретному учебному пособию, а может быть использован как дополнение к любому из них.
Коррективный курс находится в приложении к данному документу, здесь же я опишу его структуру и основные принципы, на которых он построен.
Цели и задачи курса
Научить учащихся применять базовые правила чтения, понимать транскрипционные значки и записывать транскрипцией отдельные звуки. Хотя курс не является фонетическим, по мере того, как рассматриваются отдельные проблемные звуки, даны упражнения на их различение (например, чтение n/ng/nk) и фразы, которые учитель может при необходимости использовать для дополнительной фонетической тренировки. В тексте они выделены курсивом.
Содержание курса
Данный курс не претендует на широкий охват материала – здесь представлено то, что, на мой взгляд, необходимо и доступно учащимся 5 класса.
В курс включены следующие правила чтения:
- три типа чтения гласных в ударном слоге;
- правила чтения согласных и их сочетаний: c, g, j, sh, ch, ph, ng, nk, wh, wr, kn, ght, mb;
- сочетания гласных: ee, ea, oo, ay, ai, oy, oi, ou, au, oa;
- сочетания гласных и согласных: ow qu, all, ild, ind, ight;
- ударение и безударная гласная (schwa).
В курсе также представлены транскрипционные значки, отражающие все перечисленные фонемы. (Для отображения фонетических символов использован шрифт PhoneticTM)
Структура курса
Курс разделен на 17 уроков. В каждом уроке представлено правило или несколько правил, проиллюстрированные на простых известных детям словах. Далее предлагается упражнение на чтение слов с данными правилами. При этом вперемешку идут как знакомые, так и гарантированно новые для них слова, чтобы учащиеся применили правило к незнакомым лексическим единицам. Следующее упражнение, как правило, консолидирует новое правило с ранее изученными.
Каждый урок курса может быть использован на двух школьных уроках, занимая 5-10 минут основного времени. Пример приведен в таблице:
Урок по расписанию | Урок коррективного курса и задания, выполняемые в классе | Домашнее задание |
1 | Урок 1. Транскрипции согласных, совпадающие с написанием соответствующих букв. Чтение ‘a’ в ударном слоге (3 типа). Упр.1, 2 | Упр. 1-3 |
2 | Урок 1. Проверка д/з. | - |
3 | Урок 2. Чтение сочетаний sh,ch,ph. Чтение ‘о’ в ударном слоге (3 типа). Упр.4, 5 | Упр. 4-6 |
4 | Урок 2. Проверка д/з. | - |
Таким образом, на данный курс не будет потрачено слишком много учебного времени, он не приведет к значительному увеличению объема домашних заданий, однако постоянная работа над чтением и произносительной стороной речи будет обеспечена.
Типы заданий
Задания в основном сформулированы по-английски простым доступным языком, однако правила даны по-русски, чтобы не осложнять работу пятиклассников английскими эквивалентами терминов “ударный слог”, “сочетания согласных” и др.
Помимо заданий на чтение слов, в курс включены следующие типы упражнений:
- определить тип слога,
- прочитать транскрипцию и написать слово,
- написать пример слова с данным звуком,
- найти лишнее в ряду слово и определить какой звук выделяет его из ряда,
- подчеркнуть заданные звуки в предложении/тексте,
- написать фонетический символ, соответствующий подчеркнутой фонеме,
- записать слово фонетическими символами (последнее не относится к умениям, которые должен сформировать курс).
В уроки курса постоянно включены задания, консолидирующие изученные правила с новыми. Уроки 9 и 16 представляют собой уроки повторения, материал которых можно использовать как для закрепления изученного, так и для оценки знаний учащихся.
В заключение
Курс был создан в связи с необходимостью срочно ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся, и был сделан в спешке. Уверена, что его можно улучшать и дополнять. Надеюсь, однако, что он пригодится моим коллегам, которым, как и мне, нужно что-то предпринимать уже сейчас.