I. Содержательная часть (фрагмент) рабочей программы по химии для 9 класса. (Авторская программа О.С. Габриеляна)
Планируемые результаты изучения темы “Металлы” (17 ч)
Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Учащиеся должны знать/понимать: - положение элементов металлов в П.С.; - физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность; - общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями; - причины и виды коррозии; - классификацию сплавов на черные и цветные; - окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; - основные способы получения металлов в промышленности; - соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); - важнейших представителей соединений щелочных Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращений; - применение соединений; - важнейших представителей соединений щелочно-земельных . Ме; - способы смягчения воды; - природные соединения алюминия; - применение Al и его соединений; - химические св-ва соединений железа (II) и (III); - строение атомов металлических элементов; - химические свойства и применение алюминия, железа, натрия, калия, кальция и их важнейших соединений; - применение металлов и их важнейших соединений; Уметь: - записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических; - уметь пользоваться рядом активности; - описывать свойства и области применения различных сплавов; - давать характеристику щелочного металла по плану; - давать характеристику алюминию по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; -записывать уравнения реакций оксида и гидроксида алюминия с кислотой и щелочью; - записывать уравнения реакции хим. св-в железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа; - осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций. Объяснять: - объяснять и применять доступные способы защиты металлов от коррозии: - закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; - сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; - закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; - сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; - связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; - объяснять строение атома железа; - объяснять наличие переходных св-в. Характеризовать: - металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; - характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов; - характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов; - характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов; -харктеризовать физические и химические свойства алюминия, -характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия; - особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; - физические и химические свойства железаа. - генетические переходы у соединений железа (II) -(III). Называть: - соединения щелочых металлов (оксиды, гидроксиды, соли); - соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); - соединения железа по их химическим формулам. Составлять: - уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием; - ур-р. (ок-вос) химических свойств в сравнении (в группе) с другими металлами; - уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия; - уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. - на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращенй. Обращаться: - с соединениями щелочных, щелочноземельных металлов, алюминиевыми и железными изделиями в быту. Определять/распознавать опытным путем: - определять соединения, содержащие ионы Fe2+, Fe3+ с помощью качественных реакций - наличие ионов натрия, лития, калия и кальция в химических соединениях. Вычислительные умения: - вычислять количество вещества, объем, массу по количеству, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Практические умения: - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; - прогнозировать, аргументировать и экспериментально осуществлять цепочки хим. превращений; - экспериментально доказывать свойства соединений металлов; - предлагать на практике способы получения и распознавания веществ; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами. |
Учащиеся должны уметь: - определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по решению учебных задач; - работать по заданному плану, по алгоритму (по памятке); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для безопасного обращения с металлами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - критической оценки информации о веществах, используемых в быту. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни: NaCI – консервант пищевых продуктов. - перекодировать информацию (называть основные соединения металлов по их молекулярным формулам, используя тривиальные названия, писать молекулярные формулы основных соединений металлов по их химическим и тривиальным названиям, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства металлов, их соединений и т.п.); - анализировать, синтезировать, обобщать информацию о металлах и их соединениях; - сравнивать физические и химические свойства металлов и выявлять закономерности в изменении их свойств; - выявлять основания для сравнения и классификации металлов (по строению атома, свойствам); - устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами металлов и их соединений, а также между применением и свойствами; - вести наблюдения и на их основе формулировать выводы; - работать в режиме ограниченного времени; - конспектировать; - вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать иные мнения и идеи; - отвечать на вопросы разного типа; - владеть различными формами устных и публичных выступлений; - осуществлять межпредметный перенос знаний; - согласованно работать в паре, малой группе; - адекватно участвовать в коллективной деятельности; - безопасно обращаться с растворами щелочей, кислот, растворами солей (цветных) в быту; - применять вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции по применению; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь; - выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности. |
II. Проект урока по химии в 9 классе
Тема урока: Химические свойства металлов (3-ий урок в теме “Металлы”).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выбору действийи и планированию способов достижения результатов;
Метапредметные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, корректировка их, оценивание правильности выполнения учебной задачи, приобретение опыта деятельности по достижению цели;
Предметные: расширение понятийной базы по теме за счёт включения в неё новых элементов, создание условий для закрепления новых знаний о химических свойствах металлов IА, IIА подгрупп, алюминия, железа и их основных соединений.
Этапы урока |
Основные дидактические задачи урока |
Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения и приёмы обучения |
Средства обучения | Прим. |
1. Орг-й | Настроить учащихся на
выполнение химического эксперимента; повторение
ТБ; Повысить мотивацию учащихся к изучению нового материала |
Фронтальный опрос учащихся по ТБ (Прил. 1) | Справочный материал (раздаточные таблицы по ТБ) | Выдаётся каждому ученику | |
2. Акт-ция знаний | Повторить физические свойства
металлов. Ряд активности металлов |
Колл. форма | Индивидуальная работа по карточкам (Прил. 2) | Ряд активности Ме | |
3. Усвоение новых знаний | Организация самостоятельной
деятельности учащихся по изучению химических
свойств металлов: 1) взаимодействие с кислородом; 2) взаимодействие с водой; 3) взаимодействие с растворами кислот; 4) взаимодействие с растворами солей других металлов 5) изучение окраски пламени ионами различных металлов. (Прил. 4) |
1) проведение лабораторного
опыта в паре; 2) работа у доски 3) заполнение инстркуционной карты (Прил. 3) |
Демонстрация. Работа по алгоритму (Прил. 5) |
Прил. 6 | Вытяжной шкаф!!! (Опыт с азотной
кислотой) Напомнить учащимся ещё раз о ТБ |
4. Первичное закрепление новых знаний | Применение полученных заний в новых условиях | Продолжение заполнения
инструкционной карты. Работа у доски |
Использование проблемных ситуаций (метод проблемного вопроса. (Прил. 7) | ||
5. Рефлексия | Организовать самоанализ деятельности учащихся на уроке | Индивидуальный | Прил. 8 | На доске место для оценивания учащимися урока | |
6. Домашнее задание | Пояснить домашнее задание (информировать о выполнении) | Запись в дневник (§ 8, в приложении 5 дописать уравнения проведённых химических реакций, для ОВР указать изменение с/о окислителя и восстановителя) |