Осень в творчестве И.И. Левитана

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: познакомить детей с творчеством художника-пейзажиста И. И. Левитана.

Задачи.

  • Воспитывать интерес к живописи.
  • Понимать содержание картин и средства выразительности в рисунке - цвет, композиция.
  • Учить любоваться красотой природы, Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства: любовь к природе родного края, умение понимать её красоту, многокрасочностью..
  • формирование умения внимательно рассматривать картину, эмоционально откликаться на ее содержание, желание рисовать.
  • Развивать мыслительную активность, умение творчески, самостоятельно мыслить, высказывать своё отношение к увиденному на картине.
  • Активизировать словарный запас детей: живопись, живописец, художник-пейзажист, золото осени.
  • Развивать художественный вкус.

Методические приёмы:  Рассказ воспитателя о творчестве И.Левитана, рассматривание портрета, картин (репродукций), беседа с использованием технических средств (грам. запись музыкального произведения).

К рисованию - уточнения, рекомендации по композиции рисунка.

Предварительная работа: экскурсия по территории детского сада “По следам Осени”, чтение художественной литературы, разучивание стихов по теме “Осень”, рассматривание картин разных художников-пейзажистов в сравнении.

Материал: к I части занятия - картины (репродукции) И.И. Левитана “Золотая осень”, “Октябрь”.

ко II части: рисование - бумага разного размера, разного цвета, разнообразие изобразительного материала: краски гуашь, акварель; сангина, уголь, соус; кисти разных размеров; банки с водой, тряпочки; мольберт.

Ход урока

Рассказ воспитателя на фоне портрета И.И.Левитана: Илья Ильич Левитан - великий русский пейзажист, который в своих картинах рассказывает о красоте русской природы. Детство его прошло за городом. Он любил природу, любовался красотой и стройностью белоствольных берёзок. Свои чувства выражал в рисунках. Особенно он любил осень, которая вдохновляла художника на творчество. Его пейзажи немного наполнены грустью, но очень понятные всем зрителям. Давайте вместе полюбуемся этими пейзажами. Хорошенько рассмотрим их.

Рис. №2 “Октябрь” И.И.Левитана

Вопросы к детям: (1 картина) (Приложение. Рис. №1 “Золотая осень” И.Левитан.)

- О чём хотел рассказать нам художник?

(Художник рассказывает нам об осени)

- Как вы догадались, что это осень?

/На деревьях желтые листочки. Трава пожелтела. Вода в речке холодная……./

- Как называются деревья, изображённые на картине.

/Это белоствольные берёзки/

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Рассмотреть первую картину)

/Настроение радостное, потому что солнечный, тёплый день. Немного грустное, потому что листочки пожелтели и скоро опадут. Деревья будут голые, грустные./

- Как художник изобразил речку?

/ Вода в речке холодная. Левитан рисовал темно- синей краской. Немного светлой краски, потому что там больше света/

- Что в картине особенно красиво?

/Очень красиво стоят берёзки на горке. Речка тоже красивая, только вода там холодная./

- Как Илье Левитану удалось показать красоту русской природы?

/Левитан писал картину яркими жёлтыми красками/

- Как бы вы назвали эту картину?

/Можно её назвать -“Осень наступила”, “Осенний день”, “Золотая осень”/

- А как думаете, художник назвал картину?

/Художник назвал её “Золотая осень”./

Воспитатель обобщает сказанное, даёт образец короткого рассказа:

Илья Ильич Левитан написал замечательную картину “Золотая осень”, в которой показал нам красоту и простор русской природы. Своё настроение выразил в цвете. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый, оранжевый. На высоком берегу небольшой речушки столпились гурьбой стройные белоствольные берёзки и как бы ведут тихий разговор между собой. Скоро, совсем скоро, налетит холодный ветер, сорвёт золотую листву, укроет землю жёлтым ковром. До самой зимы деревья будут стоять голыми. Небо отражается в речной глади. Скоро погожие деньки закончатся. Настроение будет грустное.

Послушайте, как А.С.Пушкин рассказал об осени (Приложение 3. “Туман”):

“Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора”.

2 часть. Сейчас мы с вами превратимся в листочки и под музыку полетаем.

Музыкальная композиция “Осень. Листопад” Классическая музыка “Осенний вальс”

Теперь посмотрим другую картину И.И.Левитана “Октябрь” (Приложение. Рис. 2)

- Чем интересна эта картина? О чём рассказывает нам художник?

/Художник рассказывает нам о поздней осени. Листочки все облетели, деревья стоят голые./

- Какое настроение вызывает эта картина?

/Настроение грустное, потому что стало холодно, небо серое, хмурое, деревья голые. Вода в речке холодная/

- Как художнику удалось показать, что грустно всем и природа грустит?

/Художник изобразил природу тёмными красками/

Воспитатель: “Октябрь уж наступил - уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад, природа отдыхает”. А.С.Пушкин.

Сегодня вы нарисуете осень весёлую “Золотую осень” или позднюю осень. Кто какую хочет. “Осенний пейзаж”. Можете выбрать любой изобразительный материал: краски, уголь, сангину, соус, пастель.

Подумайте о композиции рисунка. Всё пространство листа должно быть заполнено.

Определите линию горизонта - линию неба и земли. Начинайте рисунок с дальнего плана. Вдалеке деревья невысокие, те что на первом плане - высокие. Чтобы показать туман, немного разотрите пальчиком веточки, нарисованные соусом.

Дети рисуют. Фоном звучит классическая музыка “Осень”.

Итог подводит воспитатель: Все старались, и у нас получился осенний парк поздней осенью. Все рисунки выразительные. Вам удалось передать своё настроение.

- Кто хочет почитать стихотворение про осень?

- К какой картине подходит прочитанное стихотворение?

Ну вот. Мы и попрощались с осенью. Теперь будем встречать зиму.

Приложение 1

Рис.№1 “Золотая осень” И.И. Левитан.

Рис. №2 “Октябрь” И.И.Левитана

Рис. №3 “Туман. Осень”. И.И. Левитан

Приложение 2

Рис.№4 Рисунки детей