Цель: познакомить детей с творчеством художника-пейзажиста И. И. Левитана.
Задачи.
- Воспитывать интерес к живописи.
- Понимать содержание картин и средства выразительности в рисунке - цвет, композиция.
- Учить любоваться красотой природы, Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства: любовь к природе родного края, умение понимать её красоту, многокрасочностью..
- формирование умения внимательно рассматривать картину, эмоционально откликаться на ее содержание, желание рисовать.
- Развивать мыслительную активность, умение творчески, самостоятельно мыслить, высказывать своё отношение к увиденному на картине.
- Активизировать словарный запас детей: живопись, живописец, художник-пейзажист, золото осени.
- Развивать художественный вкус.
Методические приёмы: Рассказ воспитателя о творчестве И.Левитана, рассматривание портрета, картин (репродукций), беседа с использованием технических средств (грам. запись музыкального произведения).
К рисованию - уточнения, рекомендации по композиции рисунка.
Предварительная работа: экскурсия по территории детского сада “По следам Осени”, чтение художественной литературы, разучивание стихов по теме “Осень”, рассматривание картин разных художников-пейзажистов в сравнении.
Материал: к I части занятия - картины (репродукции) И.И. Левитана “Золотая осень”, “Октябрь”.
ко II части: рисование - бумага разного размера, разного цвета, разнообразие изобразительного материала: краски гуашь, акварель; сангина, уголь, соус; кисти разных размеров; банки с водой, тряпочки; мольберт.
Ход урока
Рассказ воспитателя на фоне портрета И.И.Левитана: Илья Ильич Левитан - великий русский пейзажист, который в своих картинах рассказывает о красоте русской природы. Детство его прошло за городом. Он любил природу, любовался красотой и стройностью белоствольных берёзок. Свои чувства выражал в рисунках. Особенно он любил осень, которая вдохновляла художника на творчество. Его пейзажи немного наполнены грустью, но очень понятные всем зрителям. Давайте вместе полюбуемся этими пейзажами. Хорошенько рассмотрим их.
Рис. №2 “Октябрь” И.И.Левитана
Вопросы к детям: (1 картина) (Приложение. Рис. №1 “Золотая осень” И.Левитан.)
- О чём хотел рассказать нам художник?
(Художник рассказывает нам об осени)
- Как вы догадались, что это осень?
/На деревьях желтые листочки. Трава пожелтела. Вода в речке холодная……./
- Как называются деревья, изображённые на картине.
/Это белоствольные берёзки/
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Рассмотреть первую картину)
/Настроение радостное, потому что солнечный, тёплый день. Немного грустное, потому что листочки пожелтели и скоро опадут. Деревья будут голые, грустные./
- Как художник изобразил речку?
/ Вода в речке холодная. Левитан рисовал темно- синей краской. Немного светлой краски, потому что там больше света/
- Что в картине особенно красиво?
/Очень красиво стоят берёзки на горке. Речка тоже красивая, только вода там холодная./
- Как Илье Левитану удалось показать красоту русской природы?
/Левитан писал картину яркими жёлтыми красками/
- Как бы вы назвали эту картину?
/Можно её назвать -“Осень наступила”, “Осенний день”, “Золотая осень”/
- А как думаете, художник назвал картину?
/Художник назвал её “Золотая осень”./
Воспитатель обобщает сказанное, даёт образец короткого рассказа:
Илья Ильич Левитан написал замечательную картину “Золотая осень”, в которой показал нам красоту и простор русской природы. Своё настроение выразил в цвете. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый, оранжевый. На высоком берегу небольшой речушки столпились гурьбой стройные белоствольные берёзки и как бы ведут тихий разговор между собой. Скоро, совсем скоро, налетит холодный ветер, сорвёт золотую листву, укроет землю жёлтым ковром. До самой зимы деревья будут стоять голыми. Небо отражается в речной глади. Скоро погожие деньки закончатся. Настроение будет грустное.
Послушайте, как А.С.Пушкин рассказал об осени (Приложение 3. “Туман”):
“Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора”.
2 часть. Сейчас мы с вами превратимся в листочки и под музыку полетаем.
Музыкальная композиция “Осень. Листопад” Классическая музыка “Осенний вальс”
Теперь посмотрим другую картину И.И.Левитана “Октябрь” (Приложение. Рис. 2)
- Чем интересна эта картина? О чём рассказывает нам художник?
/Художник рассказывает нам о поздней осени. Листочки все облетели, деревья стоят голые./
- Какое настроение вызывает эта картина?
/Настроение грустное, потому что стало холодно, небо серое, хмурое, деревья голые. Вода в речке холодная/
- Как художнику удалось показать, что грустно всем и природа грустит?
/Художник изобразил природу тёмными красками/
Воспитатель: “Октябрь уж наступил - уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад, природа отдыхает”. А.С.Пушкин.
Сегодня вы нарисуете осень весёлую “Золотую осень” или позднюю осень. Кто какую хочет. “Осенний пейзаж”. Можете выбрать любой изобразительный материал: краски, уголь, сангину, соус, пастель.
Подумайте о композиции рисунка. Всё пространство листа должно быть заполнено.
Определите линию горизонта - линию неба и земли. Начинайте рисунок с дальнего плана. Вдалеке деревья невысокие, те что на первом плане - высокие. Чтобы показать туман, немного разотрите пальчиком веточки, нарисованные соусом.
Дети рисуют. Фоном звучит классическая музыка “Осень”.
Итог подводит воспитатель: Все старались, и у нас получился осенний парк поздней осенью. Все рисунки выразительные. Вам удалось передать своё настроение.
- Кто хочет почитать стихотворение про осень?
- К какой картине подходит прочитанное стихотворение?
Ну вот. Мы и попрощались с осенью. Теперь будем встречать зиму.
Рис.№1 “Золотая осень” И.И. Левитан.
Рис. №2 “Октябрь” И.И.Левитана
Рис. №3 “Туман. Осень”. И.И. Левитан
Рис.№4 Рисунки детей