Предмет: математика.
Класс: 1.
Автор учебника: И.И.Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина.
Тема урока: “Знакомство с различными единицами измерения длины. Мерка длины “сантиметр”.
Цель: познакомить с историей измерения и разными мерами длины.
Задачи.
Образовательные:
- рассмотреть первую общепринятую единицу измерения длины – сантиметр, познакомить с использованием сантиметра для измерения длины и высоты объектов, учить читать таблицу, столбчатую диаграмму.
Развивающие:
- развивать речь, познавательные способности, логическое мышление.
Воспитательные:
- прививать интерес к математике;
- прививать культуру учебного труда.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- проявлять интерес к учебному материалу, в частности, к изучению математики;
- осознавать свою гражданскую идентичность на основе исторического математического содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
- под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие “выражение”;
- проводить анализ предлагаемых рисунков (с целью выделения предметов определённой формы, сравнение количества предметов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- использовать в общении правила вежливости.
Планируемые предметные результаты
Овладение понятием “меры длины”.
Знакомство с историей измерения и разными мерами длины.
Овладение умениями анализировать данные таблицы и выбирать нужные для решения задач.
Решение задач на разностное сравнение на основе правила сравнения двух чисел
Проведение качественного и количественного, явного и неявного сравнения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: проблемный, словесный, наглядный, частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в паре.
Средства обучения: учебник “Математика,1 класс” часть 2, И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация, индивидуальный раздаточный материал (полоски, мерки).
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас необычный урок математики. И начнем мы его с игры. Будьте внимательны. Если вы согласны, отвечайте хором – “да”, если не согласны – “нет”.
- Мы друг друга понимаем?
Хором: Да, да, да!
- Хорошо всегда считаем?
Хором: Да, да, да!
- А задачи мы решаем?
Хором: Да, да, да!
- На уроке засыпаем?
Хором: Нет!
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
- А вот девиз нашего урока. Прочитаем его хором! (Слайд 4). Презентация
- Мы дружные!
- Мы умные!
- Мы внимательные!
- Мы старательные!
- Мы в первом классе учимся!
- Всё у нас получится!
3. Актуализация знаний
- А вот и первое задание. Найдите лишнее. (Слайд 5-7)
- Определите, какая фигура лишняя. (Отрезок) (Слайд 8)
- Объясните, почему.
- Что же такое отрезок? (Это часть прямой, ограниченная с двух концов)
4. Создание проблемной ситуации
- Попробуйте выполнить следующее задание.
- Перед вами лист бумаги, на котором начерчен отрезок. Измерьте длину отрезка с помощью мерки.
- Что значит измерить длину?
- Поменяйтесь с соседом по парте мерками, еще раз измерьте длину отрезка.
- Что заметили? (Мерки разные, поэтому и разные результаты измерений)
5. Построение проекта выхода из затруднения
- С такой же проблемой столкнулись и герои известного мультфильма “38 попугаев”.
- Внимание на экран. (Показ отрывка из мультфильма)
- Будьте внимательны, потому что после просмотра мы с вами должны будем сделать ещё один вывод.
- Почему длина удава получилась разной? (Измеряли разными предметами)
- Какой выход можете предложить? (Мерки должны быть одинаковыми…)
- Какую же задачу мы поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с общепринятой мерой измерения длины)
6. “Открытие” нового знания и первичное закрепление
- Как вы думаете, почему герои фильма измеряли рост удава в попугаях, мартышках, слонах? А удобно ли это – измерять длину предметов в слонах? А в чём же удобно измерять длину предмета? (В метрах, сантиметрах)
- А давайте узнаем, как люди измеряли длину раньше и как измеряют сейчас. Рассмотрите рисунки учебника на страницах 24 и 25.
Работа с учебником.
- Для чего необходимо измерять длину?
- Нужно ли вам это умение?
- Что вам знакомо на этих рисунках?
- Познакомимся с историческими мерками. Просмотрите материал. Что вам более всего знакомо? В России в старину для измерения длины использовали локоть, сажень, пядь, вершок, ладонь. А в других странах использовали величины ярд, дюйм, фут. (Слайд 13)
- Одной из самых распространенных единиц длины был ЛОКОТЬ. (Слайд 14)
- Покажите эту мерку – локоть.
- Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая на руку. При помощи локтя можно измерить длину ткани или нити. (Учитель измеряет длину нити, затем предлагает измерить ученику)
- Что заметили? (Результат измерений разный)
- Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ.
- Было даже такое выражение, “семь пядей во лбу” (Учитель показывает меру длины на лбу и предлагает показать детям).
- Как вы думаете, про какого человека можно сказать, что у него “семь пядей во лбу” (так говорили про очень умного человека).
- А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ. (Слайд 15)
- Покажите, как можно изобразить сажень.
- Было такое выражение “Косая сажень в плечах”. Про какого человека так могли сказать? (Сильного, здорового, человека крепкого телосложения)
- Также были такие меры длины как ВЕРСТА, АРШИН, ВЕРШОК. (Слайд 16)
- Наверное, вам знакомо такое выражение “От горшка два вершка” . Что оно обозначает? (Очень маленький). Вспомните сказку про Мальчика – с - Пальчик. Какого же он был роста? (Вершок)
- Посмотрите на иллюстрацию учебника и постарайтесь объяснить, почему Дюймовочку так звали. (Слайд 17)
- Постарайтесь объяснить, что такое ярд? Фут? (Слайд)
- Определите длину колонны. (7 футов)
Практическая работа.
- Попробуем измерить длину парты разными старинными мерками.
1 группа - Измеряет длину парты в ладонях
2 группа - Измеряет длину парты в локтях
3 группа - Измеряет длину парты пядью
Отчёт групп о результатах работы.
- Зависит ли результат от мерки ?
- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому в настоящее время используются более точные мерки. Это общие для всех стран единицы измерения.
- Какими инструментами для измерения длины пользуются в настоящее время?
- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня знакомимся, вы узнаете из учебника (стр. 26)
- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины? (Сантиметр)
- Определите тему нашего урока.
- Посмотрите на отрезок АК. О таком отрезке говорят, что его длина
1 сантиметр
Слово сантиметр после числа пишут кратко см (Слайд)
Работа с учебником.
- Сколько отрезков длиной 1 см поместилось в отрезке АМ?
- Чему равна длина отрезка АМ?
- Запишите длину отрезка АМ в сантиметрах.
7. Закрепление изученного материала.
Задание № 63
- Посмотрите, ребята, в этом задании герои сказок изображены рядом со шкалой, которая позволяет определить их рост. Посмотрите внимательно на этот рисунок и определите рост сказочных героев.
- Проверьте правильность данных в таблице.
- На сколько сантиметров нужно вырасти Дюймовочке, чтобы стать такого же роста, как Мальчик- с- Пальчик? (6-3=3)
А такого же роста, как Крошечка –Хаврошечка? (8-3=5)
Физминутка.
8. Закрепление ранее пройденного материала
Задание 64. Работа в парах
- Расположите карточки с цифрами под рисунками так. Чтобы можно было понять, что было сначала, а что потом.
- Предметы какой формы нужны, чтобы сделать снеговика?
Задание 65. Работа в тетради
- Чем похожи снеговики?
- Чем различаются?
Задание 66. Самостоятельная работа в тетрадях
8-3=5 | 9- 4=5 | 6+2=8 | ||
4-4=0 | 4+ 1=5 | 3+5=8 |
Задание 67
- Сколько пушистых одуванчиков на верхнем рисунке?
- Сколько облетевших одуванчиков?
- На сколько пушистых одуванчиков больше, чем облетевших?
- Запишите выражение и его значениею
- Сколько облетевших одуванчиков на нижнем рисунке?
- Сколько пушистых одуванчиков?
- На сколько пушистых одуванчиков меньше, чем облетевших?
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Вывод: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
9. Итог урока
- С какими мерами длины мы познакомились на уроке?
- Где вам пригодятся полученные знания?
10. Рефлексия
- Продолжите: Я узнал…
Мне было легко…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
- Скажите, кому было трудно на уроке?
- Мы изучили еще слишком мало, чтобы сразу было легко и понятно. На следующем уроке мы продолжим работу, которую сегодня начали.
- Ребята, посмотрите, на смайлики. Если вы довольны своей работой и вам понравился урок ,прикрепите магнитик на улыбающегося смайлика. А если испытывали затруднения, прикрепите магнитик к грустному смайлику.
(Дети подходят и прикрепляют магнитики)
- Молодцы, ребята! Всем спасибо за работу и активность. На этом наш урок окончен.