С введением новых образовательных стандартов учителю нужно организовать учебную деятельность обучающихся таким образом, чтобы обучаемый мог сам получать знания. Такую возможность дает применение информационных технологий в учебном процессе. На уроках под руководством педагога школьники учатся использовать компьютерные технологии в образовательных целях для развития своего интеллекта, овладевают способами получения информации для решения учебных задач, приобретают коммуникативные навыки, овладевают практическими умениями исследовательской работы (собирают необходимую информацию, учатся анализировать факты, делают выводы и заключения). Информационные технологии дают возможность проявить себя любому из учащихся.
Методическая разработка урока химии «Фосфор: элемент и простое вещество» используется для обучающихся 9 класса. Урок составлен по типу «Виртуальная экскурсия». Каждый учебный эпизод представлен объектом экскурсии: кинотеатр – УЭ-2 – мотивация учебной деятельности; магазин – УЭ-3 – целеполагание; музей – УЭ-4 - актуализация опорных знаний; творческие мастерские – УЭ-5 – изучение нового материала; фитнес центр – УЭ-6 - разминка.
В «творческих мастерских» и в «музее» при изучении нового материала используются электронные учебные модули, размещенные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции ЦОР. Данные электронные модули обладают по сравнению с другими электронными средствами обучения большей мультимедийностью, предполагают активную деятельность учащихся при работе с компьютерными лабораторными работами, интерактивными моделями. В ходе урока обучающиеся работают с программой Microsoft PowerPoint, создают электронный образовательный продукт, закрепляют навыки работы в локальной сети.
Класс: 9
Цель урока: создание условий для формирования знаний о простых и сложных веществах, образуемых элементом фосфор, который играет важную роль в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательная:
- совершенствовать навыки обучающихся давать характеристику элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева;
- продолжить формирование обучающимися понятия аллотропия (на примере аллотропных модификаций фосфора);
- организовать деятельность учащихся по изучению химических свойств фосфора и его биологического значения и применения.
Развивающая:
- развивать интеллектуальные качества и способности учащихся;
- развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения;
- развивать познавательную активность учащихся, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников;
- развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, занимательности, используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых.
Воспитательная: создать условия для
- совершенствования навыка работы в группе;
- воспитания чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга;
- самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы в работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета;
- формирования устойчивой положительной мотивации к изучению химии.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, ноутбуки, локальная компьютерная сеть, Интернет, мультимедийная презентация, ЭОР, ОМS плейер.
Ход урока
№ п/п | Учебные эпизоды (этапы урока) | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент. Инициация (2 мин.) | Приветствует учащихся, произносит эпиграф урока. Показывает маршрут виртуальной экскурсии (план урока). | Приветствуют учителя. Слушают эпиграф. Знакомятся с маршрутом виртуальной экскурсии |
2 | Мотивация учебной деятельности. (4 мин.) | Начинает виртуальную экскурсию с посещения кинотеатра. Демонстрирует фрагмент фильма «Собака Баскервилей», обращает внимание на последние слова Шерлока Холмса о фосфоре. Предлагает ученикам ответить на вопрос: «А могла ли существовать такая собака или это вымысел А. Конан Дойля?» Чтобы правильно ответить на этот вопрос предлагает ученикам более подробно изучить элемент и простое вещество «фосфор». Называет тему урока «Фосфор – элемент и простое вещество». | Смотрят фрагмент фильма, пытаются ответить на вопрос, выдвигают разные версии. Записывают тему урока. |
3 | Формирование ожиданий обучающихся. Целеполагание. (2 мин.) | Переходит на следующий объект экскурсии – магазин. Предлагает ученикам составить и записать «список покупок», в котором будет отражено все, что они хотят сделать и изучить на уроке. | В группах (парами) определяют предпочитаемые цели работы (нет никаких ограничений). В «списке покупок» может быть сколько угодно целей. Ученики записывают свои цели того, что они хотят изучить по теме урока, помещают эти листки в корзинку для покупок и озвучивают их. |
4 | Актуализация опорных знаний. (4 мин.) | Переходит на следующий объект экскурсии – музей. Первый зал музея - зал современной истории (знаний химии 8 класса). Просит учащихся вспомнить характеристику элемента фосфор. | Работают за компьютером в парах, пользуются ресурсом files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08faa-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_28_01.swf, повторяют характеристику элемента фосфор. |
5 | Изучение нового материала. (2 мин.) | Переходит в следующий зал музея – зал истории средних веков, рассказывает историю открытия простого вещества – фосфор. | Слушают историю открытия простого вещества фосфор. |
6 | Изучение нового материала. (14 мин.) | Переходит к следующему объекту экскурсии - творческим мастерским. Предлагает учащимся задания для выполнения в группах, направляет деятельность учащихся, координирует, при необходимости консультирует. Определяет вид конечного продукта деятельности на уроке. Принимает на свой компьютер работы учеников. | Получают задания от учителя (приложение 1), приступают к их выполнению в группах, консультируются у учителя. Исследуют, отбирают информацию, работают с ЭОР, подготавливают итоговый продукт. Творческая группа «Красные» изучает строение кристаллической решетки и физические свойства красного фосфора, возможность получения белого фосфора из красного. Творческая группа «Белые» изучает строение кристаллической решетки и физические свойства белого фосфора, возможность получения красного фосфора из белого. Творческая группа «Окислители»изучает химические свойства фосфора как окислителя. Творческая группа «Восстановители» изучает химические свойства фосфора как восстановителя. Творческая группа «Биологи» изучает биологическое значение фосфора и его соединений |
7 | Разминка. (2 мин.) | Переходит к последнему объекту экскурсии – фитнес центру. Предлагает выполнить несколько упражнений на расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительном аппарате. | Выполняют упражнения. |
8 | Проработка содержания темы. (12 мин.) | Предлагает ученикам выступить с сообщениями по выполненной работе. Комментирует, корректирует выступления учеников. Оценивает работы. | Представители творческих групп выступают с сообщениями по выполненной работе. Остальные – слушают, задают уточняющие вопросы. |
9 | Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.) | Возвращается к вопросу, который звучал в начале урока: «Могла ли существовать собака Баскервилей или это вымысел А. Конан Дойля?» Возвращается к «спискам покупок», фиксирует, все ли цели достигнуты. Просит учеников посмотреть в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов, поблагодарить за активную работу на уроке, пожелать дальнейших успехов. Просит учащихся оценить работу своих товарищей. | Отвечают на вопрос. Делают вывод о достижении целей урока. Благодарят товарищей за работу на уроке. Производят самооценку и взаимооценку деятельности на уроке. |
10 | Информация о домашнем задании. (1 мин.) | Предлагает домашнее задание всем: 1. § 36 учебника; 2. выполнить лабораторную работу, пользуясь модулем fcior.edu.ru/card/2623/laboratornaya-rabota-poluchenie-i-svoystva-oksida-fosfora-v.html. Задание на выбор: 1. Подготовить иллюстрированное сообщение «Применение фосфора»; 2. Прочитать рассказ «Заколдованные алмазы» и ответить на вопросы к нему. | Записывают домашнее задание, сохраняют презентацию. |