Документация социального педагога образовательного учреждения (примерный перечень)

Разделы: Социальная педагогика


Тема: Слайд 1.
Слайд 2.

Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в  учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели  социальный педагог  решает  следующие задачи:

  • изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
  • выявление причин возникновения у учащихся
    • проблем в обучении,
    • проблем в поведении,
    • правонарушений

и принятия мер по их устранению;

  • оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к   различным  категориям социальной незащищённости.

Слайд 3.

Функции социального педагога в школе:

  • Диагностическая.
  • Образовательно-воспитательная.
  • Охранно-защитная.
  • Посредническая.
  • Прогностическая и экспертная.
  • Организационно-коммуникативная.

Слайд 4.

Направления работы социального педагога:

  • Организация социальной заботы (бесплатное питание, благотворительные акции, материальная помощь).
  • Защита ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
  • Выявление и работа с неблагополучными семьями.
  • Работа с многодетными и малообеспеченными семьями.
  • Профилактическая работа (внутришкольный учёт и учёт в ОДН, КДН и ЗП, Советы профилактики).
  • Работа с опекаемыми детьми.
  • Профориентация подростков.
  • Просветительская деятельность.

Слайд 5.

Работая по этим направлениям, социальный педагог ведёт документацию, которую можно разделить на 3 группы:

  • Нормативно-правовые документы.
  • Планирование работы.
  • Материалы основной деятельности.

Слайд 6. 1 группа. Нормативно-правовые документы:

1. Должностная инструкция, заверенная руководителем учреждения.
2. Режим работы социального педагога, заверенный руководителем учреждения.
3. Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.
4. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, регламентирующих и определяющих содержание деятельности социально-психологической службы.
5. Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (приказы «О создании и работе школьного Совета профилактики», «О назначении ответственного за работу по профилактике социального сиротства» и др.)
6. Необходимо иметь информацию о проблеме, целях и задачах работы школы на учебный год. Исходя из этого, сформулировать проблему, цели и задачи социально- психологической службы, определить основные формы и методы работы по их реализации.

 Слайд 7. 2 группа. Планирование работы:

1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).
2. Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Управляющим Советом и др.).
3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).
4. План работы на месяц, неделю.
5. Циклограмма работы на неделю.

Слайд 8. 3 группа. Материалы основной деятельности:

1. Социальный паспорт школы за 3  года.
2. Картотека (списки учащихся по категориям):  
–  из многодетных семей; 
–  из малообеспеченных семей; 
–  из неблагополучных семей;
–  дети с ограниченными физическими возможностями; 
–  опекаемые дети;
– состоящие на внутришкольном  учете в школе;  
– состоящие на учете в ОДН  и КДНиЗП;
– склонные к бродяжничеству, суициду;
– поставленные на бесплатное питание по категориям.
Все списки необходимо формировать с максимально полно информацией.
Слайд 9. 
3. Карточка индивидуального изучения, подростков, стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.
4. Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.
5. Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью.
6. Протоколы Советов Профилактики. Протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.
Слайд 10.
7. Журнал учёта проведённых рейдов, акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие  полную  информацию  (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках учащихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с учащимся, в семье и т.д.)
8. Информация о занятости учащихся «группы риска» во внеучебное время.
9. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и многодетных семей, дети инвалиды, опекаемые дети), учащихся «группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте).
10. Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы риска» по четвертям и за учебный год.
11. Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые данные УМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или в ОДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.
12. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся «группы риска».
Слайд 11.
13. Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.
14. Журнал учёта проводимой работы: записи о проведенных беседах, рейдах, консультациях, выступлениях по социально-педагогическим вопросам на оперативных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях и др. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими  проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена. 
15. Журнал посещений уроков, их анализ.
16. Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.
17. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
18. Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.  
19. Информационные странички на сайт гимназии о проведённой работе.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.),  действуя в контакте с административными и юридическими  службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные  силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

Слайд 12.

Литература.

  1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход.– М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006.
  2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2001.
  3. Кибирев А.А. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы.– Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
  4. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2002.
  5. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2003.
  6. Невский И.Л., Колесова JI.C. «Подростки «группы риска» в школе» (ч. 1-4). – М., 1996-97.
  7. Социальная педагогика Учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2002.
  8. Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой – М.: Гу
  9. Шульга Т.И., В. Слот, X. Спаниярд. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001.
  10. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп.– М.: Academia, 2008.
  11. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
  12. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dokumentatsiya-sotsialnogo-pedagoga, http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=8132&hry=./91550/91560

Приложение 1