Тема: Слайд 1.
Слайд 2.
Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.
Для достижения данной цели социальный педагог решает следующие задачи:
- изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
- выявление причин возникновения у учащихся
- проблем в обучении,
- проблем в поведении,
- правонарушений
и принятия мер по их устранению;
- оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.
Слайд 3.
Функции социального педагога в школе:
- Диагностическая.
- Образовательно-воспитательная.
- Охранно-защитная.
- Посредническая.
- Прогностическая и экспертная.
- Организационно-коммуникативная.
Слайд 4.
Направления работы социального педагога:
- Организация социальной заботы (бесплатное питание, благотворительные акции, материальная помощь).
- Защита ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
- Выявление и работа с неблагополучными семьями.
- Работа с многодетными и малообеспеченными семьями.
- Профилактическая работа (внутришкольный учёт и учёт в ОДН, КДН и ЗП, Советы профилактики).
- Работа с опекаемыми детьми.
- Профориентация подростков.
- Просветительская деятельность.
Слайд 5.
Работая по этим направлениям, социальный педагог ведёт документацию, которую можно разделить на 3 группы:
- Нормативно-правовые документы.
- Планирование работы.
- Материалы основной деятельности.
Слайд 6. 1 группа. Нормативно-правовые документы:
1. Должностная инструкция, заверенная
руководителем учреждения.
2. Режим работы социального педагога, заверенный
руководителем учреждения.
3. Законы РФ, необходимые в работе социального
педагога.
4. Постановления, распоряжения, приказы
вышестоящих организаций, регламентирующих и
определяющих содержание деятельности
социально-психологической службы.
5. Приказы директора образовательного
учреждения, регламентирующие работу
социально-психологической службы (приказы «О
создании и работе школьного Совета
профилактики», «О назначении ответственного за
работу по профилактике социального сиротства» и
др.)
6. Необходимо иметь информацию о проблеме, целях и
задачах работы школы на учебный год. Исходя из
этого, сформулировать проблему, цели и задачи
социально- психологической службы, определить
основные формы и методы работы по их реализации.
Слайд 7. 2 группа. Планирование работы:
1. Анализ работы за 3 предшествующих
учебных года (аналитический и статистический).
2. Планы работы социального педагога на учебный
год, в который включена совместная работа с
администрацией школы, психологом, классными
руководителями, медицинским работником,
Управляющим Советом и др.).
3. Планы совместной работы социального педагога
школы с учреждениями системы профилактики (КДН,
инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).
4. План работы на месяц, неделю.
5. Циклограмма работы на неделю.
Слайд 8. 3 группа. Материалы основной деятельности:
1. Социальный паспорт школы за
3 года.
2. Картотека (списки учащихся по
категориям):
– из многодетных семей;
– из малообеспеченных семей;
– из неблагополучных семей;
– дети с ограниченными физическими
возможностями;
– опекаемые дети;
– состоящие на внутришкольном учете в
школе;
– состоящие на учете в ОДН и КДНиЗП;
– склонные к бродяжничеству, суициду;
– поставленные на бесплатное питание по
категориям.
Все списки необходимо формировать с максимально
полно информацией.
Слайд 9.
3. Карточка индивидуального изучения, подростков,
стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.
4. Списки неблагополучных, малообеспеченных,
многодетных семей.
5. Программы реабилитации на каждую
неблагополучную семью.
6. Протоколы Советов Профилактики. Протоколы
Совета профилактики в обязательном порядке
оформляются в соответствии с требованиями
оформления протоколов, т.е. с указанием
порядкового номера заседания, состава
заседающих лиц, приглашенных на Совет,
указывается повестка заседания, которая должна
начинаться с анализа выполнения ранее принятых
решений. При рассмотрении персональных дел
учащихся указывается, кто из родителей или лиц их
заменяющих был приглашен, какое решение принято,
и кто ответственен за выполнение решения Совета
профилактики и сроки выполнения данного решения.
Слайд 10.
7. Журнал учёта проведённых рейдов, акты
обследования жилищно-бытовых условий семьи,
включающие полную информацию (дата
проведения рейда, состав участников рейда,
список семей, которые планировали посетить с
отметкой о результатах посещения (удалось
посетить родителей или лиц их заменяющих или
нет). Все сведения отмечаются в личных карточках
учащихся: кто был дома, какая работа проведена
(беседа, предупреждение или составлен протокол,
изменилась ли ситуация с учащимся, в семье и т.д.)
8. Информация о занятости учащихся «группы риска»
во внеучебное время.
9. Материалы о летней занятости учащихся,
нуждающихся в социальной помощи (дети из
малообеспеченных семей и многодетных семей, дети
инвалиды, опекаемые дети), учащихся «группы
риска» (из неблагополучных семей, состоящих на
внутришкольном учёте).
10. Анализ успеваемости, посещаемости учащихся
«группы риска» по четвертям и за учебный год.
11. Информация о совершенных преступлениях и
правонарушениях учащихся. Статистический отчет:
цифровые данные УМВД о количестве случаев
преступлений, дата свершения преступления,
правонарушения, впервые или повторно совершил
преступление или правонарушение, состоял ли на
учете в школе или в ОДН на момент совершения
преступления или правонарушения, категория
семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.
12. Материалы о летней занятости учащихся,
нуждающихся в социальной помощи (дети из
малообеспеченных семей и неблагополучных семей,
дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся «группы
риска».
Слайд 11.
13. Материалы выступлений на педагогических
совещаниях, семинарах, родительских собраниях,
классных часах и т.д.
14. Журнал учёта проводимой работы: записи о
проведенных беседах, рейдах, консультациях,
выступлениях по социально-педагогическим
вопросам на оперативных совещаниях,
педагогических советах, методических
объединениях и др. Учет обращений родителей,
учителей, учащихся и разрешение поставленных
ими проблем. Журнал консультаций, с
указанием темы консультации, для кого была
проведена.
15. Журнал посещений уроков, их анализ.
16. Учет мер по социальной защите детей из
социально-неблагополучных семей. Журнал учета
оказанной помощи.
17. Проекты или программы по отдельным наиболее
актуальным направлениям
социально-педагогической работы.
18. Методические материалы для классных
руководителей, родителей, учителей по решению
проблем социальной жизни ребенка и снятию
конфликтов в межличностных отношениях.
19. Информационные странички на сайт гимназии о
проведённой работе.
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.), действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.
Слайд 12.
Литература.
- Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход.– М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006.
- Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2001.
- Кибирев А.А. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы.– Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
- Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2002.
- Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2003.
- Невский И.Л., Колесова JI.C. «Подростки «группы риска» в школе» (ч. 1-4). – М., 1996-97.
- Социальная педагогика Учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2002.
- Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой – М.: Гу
- Шульга Т.И., В. Слот, X. Спаниярд. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001.
- Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп.– М.: Academia, 2008.
- Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
- Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dokumentatsiya-sotsialnogo-pedagoga, http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=8132&hry=./91550/91560