Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения на дорогах в непосредственно образовательной деятельности "Физическая культура"

Разделы: ОБЖ, Работа с родителями


Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности, и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Основное направление в моей педагогической деятельности: «Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения на дорогах в непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура».

Воспитание общей культуры поведения в нашем детском саду начинается в младших группах. С этого времени начинается и его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми образовательными областями основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 1 «Березка» п.г.т. Кукмор».

Анализируя методическую литературу, содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность» основной общеобразовательной программы нашего МБДОУ, совместно с творческой группой педагогов нашего детского сада, было принято решение о разработке и реализации физкультурно-оздоровительного проекта «Движение + движение» = формула здоровья». Реализация данного проекта осуществлялась в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Целью данного проекта является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно – транспортной среде.

Содержание деятельности включает следующие этапы работы:

Шаг 1. Взаимодействие с педагогами, специалистами – обучающий семинар для педагогов на тему: «Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице».
Шаг 2. Составление списка аудиозаписей для каждой возрастной группы.
Шаг 3. Разработка рабочей программы, перспективного планирования, конспектов НОД, сценариев воспитательно-образовательной деятельности.
Шаг 4. Родительские встречи: «Вы, ребенок и автомобиль»

Обмен опытом между родителями и педагогами о воспитании у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах, анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города», изучение степени заинтересованности родителей в данном направлении.

Шаг 5. Работа с детьми

Реализация данного проекта осуществляется в процессе интеграции образовательных областей, а именно:

ОО «Музыка»:

выполнение упражнений, слушание соответствующей возрасту детской музыки; двигательные, танцевальные этюды. Совместное и индивидуальное исполнение песен о правилах дорожного движения с инсценировкой

ОО «Физическая культура»:

Непосредственно образовательная деятельность, спортивные праздники и развлечения («Внимательный пешеход и водитель», «Путешествие в страну Светофорию», «К нам приехал цирк», «Дорожная наука», «Нежданный гость» и др.).

ОО «Художественное творчество»:

– рассматривание и обсуждение с детьми иллюстраций художников;
– рисование (конкурс по ДОУ на тему «Безопасный город», «Я – за мир на дорогах», «Всем без исключения, правила дорожного движения» и т.д.)4
– песочная терапия «Путешествие Смешариков».

ОО «Коммуникация»:

– беседы и обсуждения с детьми (««Грузовой и легковой автомобиль», «Что я видел, когда шел в детский сад», «Зачем нужно знать и соблюдать ПДД»);
– прослушивание аудиосказок, просмотр мультфильмов с использованием учебно-методического комплекта по татарскому языку, просмотр телевизионных музыкальных видеороликов;
– специальное моделирование ситуаций общения («Интервью с пешеходом», «У меня зазвонил телефон»).

ОО «Социализация»:

– театрализованные (игра-импровизация по правилам дорожного движения («Дорожные приключения в Лукоморье», «Незнайка на улицах города», «К нам приехал цирк», «По дороге в детский сад»); инсценировка фрагментов сказок о животных ("Репка", "Теремок").
– настольный театр.

ОО «Здоровье»:

– физкультурно-оздоровительные досуги; утренняя, дыхательная гимнастика («В автомобильном кресле»), пальчиковая гимнастика, физминутки, гимнастика после дневного сна с музыкальным сопровождением.

ОО «Чтение художественной литературы»: чтение сказок, стихов, отгадывание загадок в соответствии с возрастом детей; рассматривание и обсуждение энциклопедий.

ОО «Безопасность»: экскурсии по улицам поселка.

Так, шаг за шагом, совместно с педагогами, я пришла к выводу, что благодаря интегрированному подходу к формированию навыков безопасного поведения на дорогах, к моменту поступления в школу наши дети хорошо ориентируются в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагируют на них, знают основные правила для пешеходов и пассажиров.

Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура» по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Приложение 1.

Список используемой литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.– 4-е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006;
2. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб. Пособие/ авт.- сост.: Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; под ред. Р.Н.Минниханова и Д.М. Мустафина.– Издание ГУ «НЦ БЖД», 2008.– 288с.

Дополнительные программы и технологии:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина.– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД.-1998.-160 с.
  2. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов и воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет/ Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.
  3. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет/ Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова. – М.: Просвещение, 2008. – 142 с.
  4. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет/ Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.
  5. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова. – М.: Просвещение, 2006.– 271 с.

Пособия:

  1. Галеева Г.А., Гаффарова С.М., Ишниязова З.Л., Ахмадиева Р.Ш. и др. Цикл занятий для дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий / Сост.: Г.А. Галеева, С.М. Гаффарова, З.Л. Ишниязова, Р.Ш.Ахмадиева и др./ Под общ.ред. Д.М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. – 240 с.
  2. Минниханова Р.Н., Халиуллина И.А. Анализ и результаты диагностики работы педагогов ДОУ по профилактике ДДТТ в Республике Татарстан / Под общ. ред. Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. – Казань: НЦБЖД ПО РАО. 2006. – 87 с.
  3. Минниханова Р.Н., Халиуллина И.А. Работа дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (библиотечка передового педагогического опыта) / Под общ. ред. Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. –Казань: НЦБЖД ПО РАО, 2006–100 с.
  4. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М.С. Коган. – 4-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 256 с. – (Сценарии игр и праздников).
  5. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007 – 80 с.