Тип урока: урок обобщения и систематизации материала
Цели:
- Образовательные:
- организовать учебно-поисковую деятельность детей, направленную на подготовку к краткому пересказу;
- формировать умение ставить и решать учебные задачи, выделять главное в тексте, осуществлять контроль собственной деятельности, работая с текстом и планом.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление в процессе аналитико-синтетической работы с текстом;
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.
- Воспитательные:
- воспитывать качество толерантности, ответственности, инициативности в процессе работы в группе, в паре;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Задачи урока:
- Создать условия для развития у школьников умений видеть и выделять главное в тексте, высказывать свои собственные мысли.
- Сформировать представление детей о процессе работы над книгой.
Формируемые УУД:
- Познавательные:
- Формировать умения извлекать информацию из текста, иллюстраций.
- Осуществлять анализ и синтез в процессе работы над текстом.
- Коммуникативные:
- Формировать умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Формировать умения слушать и слышать других, задавать вопросы.
- Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения,
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Регулятивные:
- Формировать умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Оборудование: презентация, карточки для групповой работы (план), рисунки, простые карандаши, учебники, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Фомируемые УУД |
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок. |
|
Личностные | |
II. Речевая разминка | А сейчас прочитайте записи, которые
видите на экране.
|
Читают | Познавательные |
Как вы думаете, что это такое? | Скороговорка | ||
Прочитаем все вместе. | Читают | ||
Ребята, подумайте и скажите кого называют Зазнайкой? | Высказывают свои мысли | ||
Встречали ли вы в жизни людей, которые зазнаются? | Высказывают свои мысли | ||
А в литературных произведениях?
Возникает ли желание общаться с такими людьми? Нет ли таких героев или похожих на них в рассказе «Заячьи лапы»? Посмотрите ещё раз на скороговорку и скажите, какой согласный звук здесь повторяется чаще всего? |
Отвечают на вопросы | Познавательные | |
Охарактеризуйте его. | Дают характеристику звуку | ||
С каким чувством можно произнести
эту скороговорку? Скажите скороговорку с правильной интонацией, сделав логическое ударение в нужном месте и чётко проговаривая все звуки. |
Произносят скороговорку. | ||
III. Актуализация знаний. | Лжезагадка Ребята, скажите, кто написал рассказ «Заячьи лапы» Н.Сладков или М.Пришвин? Назовите главных
героев. А сейчас давайте составим
литературный паспорт героев, записанных на
доске. |
Отвечают на вопрос В паре составляют литературный паспорт героев. |
Познавательные Коммуникативные, Регулятивные |
IV. Проверка Д/З. | Какое было домашнее задание? (Разделить
рассказ на части и нарисовать рисунки к каждой
части) Сегодня на уроке мы будем издавать книгу. Как вы думаете, как будет называться наша книга? |
Отвечают на вопросы | |
Кто работает над созданием книги? Выберите себе главного редактора. Давайте подумаем, что мы поместим в нашу книгу? С чего начнём? (обсудите в парах). (Обложка, содержание, аннотация…) | В паре проектируют книгу. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
|
Cначала подберём обложку для книги из
тех рисунков, которые вы нарисовали. Ребята, какой из рисунков больше подходит для обложки? |
Подбирают рисунки к каждой части | ||
На обложке мы потом напечатаем имя и
фамилию писателя, название рассказа. В книге должна быть такая страница, как вы сказали, где напечатано оглавление (содержание). Давайте с вами составим своё оглавление. Дома вы должны были разделить рассказ на 3 части и озаглавить их. Где заканчивается первая часть? 1. Встреча Вани с ветеринаром. Где заканчивается вторая часть? 2. Карл Петрович лечит зайца. (Подберём рисунки ко второй части) Где заканчивается третья часть? 3. Заяц спас жизнь дедушке. (Подбираем рисунки к 3 части) |
Работают с текстом, составляя оглавление и подбирая рисунок к каждой части. | Познавательные | |
V. Работа по теме урока. Постановка цели. | Содержание мы с вами составили. В книге должна быть страница, где печатается краткое содержание текста. Кто знает, как оно называется и где размещается в книге? |
Отвечают на вопросы | |
Значит, наша цель сейчас какая? Сейчас будем работать в группах. Первая группа – с первой частью, вторая – со второй, третья – с третьей. Ваша задача – ещё раз прочитать свою часть, найти в ней главные предложения, которые передают основное содержание части и подчеркнуть их простым карандашом. Они потом будут нужны. Работа в группах |
Формулируют цель урока | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
|
Физминутка Зайка серенький
сидит и ушами шевелит. |
|||
Проверка работы в группах. Краткий
пересказ своей части по плану 1 группа (1 часть) План: 1. К кому и зачем пришёл Ваня Малявин? |
Пересказывают по плану | Регулятивные |
|
2 группа (2 часть) План: 1. Кто помог Ване с дедушкой разыскать Карла
Петровича? |
Пересказывают по плану | Регулятивные |
|
3 группа (3 часть) План: 1. Почему дед волновался за жизнь зайца? Краткий пересказ всего текста. (Один человек из каждой группы кратко записывает на листочке.) Лучшую работу отберём для книги. |
Пересказывают по плану | Регулятивные |
|
Итак, что же у нас имеется для книги? Чего не хватает? Сейчас продолжим работу в группах, за исключением тех, кто работает с аннотацией. По плану составьте краткий пересказ своей части и запишите его. Самые удачные работы будут составлять страницы нашей книги. (Группа выбирает лучшую работу и зачитывает) |
Отвечают на вопросы Рработают с текстом |
||
VI.Д/З. | Пересказ понравившегося отрывка. Капитанам групп дооформить книгу и выпустить ее в печатном варианте |
||
VII. Итог. | Чему учились на уроке? Какие чувства вы испытываете после чтения произведения и работы над ним? Как вы думаете зачем Паустовский рассказывает читателям эту историю о зайце? | ||
VIII. Рефлексия. | Чему учились на уроке? Какие чувства вы
испытываете после чтения произведения и работы
над ним? Как вы думаете зачем Паустовский
рассказывает читателям эту историю о зайце? Прошу вас поделиться впечатлениями об уроке. Было ли вам интересно? Какие трудности возникали? Что понравилось? Что не понравилось? |
Отвечают на вопросы Делятся впечатлениями |
Презентация к уроку находится в <Приложение 1>.