Задачи: закрепить знания о строении и пунктуации бессоюзного сложного предложения и сложноподчиненного предложения, совершенствовать учебные навыки в определении вида сложного предложения и вида придаточного, в постановке знаков препинания, в моделировании синонимичных словосочетаний с разными видами связи, развивать выразительность и точность речи, воспитывать стремление к красоте.
Оборудование: раздаточный печатный материал, презентация-видеоряд женских портретов работы И.К.Макарова и «Портрет У.М.Смирновой» К.Брюллова, аудиозаписи «Элегия in minor» А.С.Аренского, В.Р.Вагнер tr_ne_sleza_(zaycev.net).
ХОД УРОКА
1. Эмоциональный настрой
2. Актуализация внимания учащихся
– Поэты разных стран во все века вдохновлялись Красотой и славили Женщину, источник Любви. И сегодня произведения искусства станут предметом нашего не только восхищения, но и практического изучения. Мы закрепим строение и пунктуацию сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложения, поработаем над совершенствованием точности и выразительности речи, а в целом – готовимся (как минимум) хорошо написать контрольный диктант, затем успешно сдать экзамен и – более продвинутая задача-максимум – стать источником вдохновения, объектом Любви, благодарным и благородным ценителем Красоты.
Поэтические миниатюры читают четверо юношей. (Приложение 1)
3. Работа с раздаточным материалом (лирические миниатюры) – строение и пунктуация бессоюзного сложного предложения и сложноподчиненного предложения. (Приложение 4)
– Перед вами – поэтическая подборка прозвучавших лирических миниатюр. Прочитайте задание, приступайте к выполнению. А юноши, читавшие стихи, вновь выходят к доске решать лингвистические задачи.
- Схемы и правило постановки двоеточия в БСП.
- Схема и правило постановки тире в БСП.
- Три вида придаточных (схемы и определения придаточных).
- Три вида соподчинения придаточных (вертикальные схемы).
(Примеры из домашнего задания).
Задание раздаточного материала:
1. Найдите БСП и СПП. Выпишите СПП, проведя соответствующую графическую работу. Выпишите БСП с тире и двоеточием, составив схемы пунктуации.
И не знало насыщенья
Блаженство петь о том,
как я влюблен. Дж. Боккаччо.Ты плачешь – светятся слезой
Ресницы синих глаз.
Ты улыбнулась – пред тобой
Сапфира блеск погас:
Его затмил огонь живой, Контекстуальные синонимы?
Сиянье синих глаз… Дж.Г. БайронСродни ей разве что береза:
В ней мягкость, свет и чистота. Владимир Павлинов
Дополнительно: устно переконструируйте БСП в СПП. Какие более динамичные, выразительные? БСП. А в каких яснее выражено смысловое отношение частей СП? В СПП.
Домашнее задание: подобрать стихи с СПП и БСП на любую тему, составить схемы этих предложений ИЛИ упр.206 (И.Андроников о портрете Н.Ф.Ивановой, возлюбленной М.Ю.Лермонтова)
4. Работа с живописным материалом – выполнение заданий ГИА
Презентация. Слайды №№ 1-3. На фоне «Элегии in minor» А.С.Аренского.
– Обратимся к неувядаемой Женской Красоте, остановленной во времени талантом художника. В нашей мини-галерее портреты кисти Ивана Макарова, популярнейшего салонного портретиста 19в., уроженца то ли Арзамаса, то ли Саранска. Достоверно, что он, воспитанник первой Саранской художественной школы, которую учредил и в которой преподавал его отец, блестяще закончил Академию художеств и за 60 лет творческого пути создал «историю в лицах». В стенах нашего Музея Искусств им.Эрьзи ему посвящен отдельный зал. Слайды №№ 4-6. Жемчужиной творчества художника общепринято считаются портреты жены и дочерей А.С.Пушкина.
– Слушаем искусствоведа _______________(ученица) (Приложение 2)
Слайды №№ 4-6. Чем красива была Наталья Николаевна, чем прельщала современников?
– Прочитаем отзыв Натальи Николаевны о портрете Макарова (см.раздаточный материал). В словах Натальи Николаевны какая ее душевная черта раскрывается? Скромность, непритязательность, требовательность к себе. Запишем.
Задания ГИА
1. Устно определите вид придаточного, обоснуйте ответ.
- Выпишите причастия, определите их разряд.
- Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
- Выпишите частицу(ы).
– О портрете младшей дочери поэта скажет _________. (Приложение 3)
– Какое слово смыслоопределяющее красоты Натальи Александровны? (Лучезарная красота, светла, как звезда). Запишем. Определите вид тропа.
Задание ГИА.
1. Замените данные словосочетания
синонимичными, но с другим типом связи
(например, мечта детства (управление) – детская
мечта (согласование). Вестник Европы,
пушкинские письма, жизнь за границей,
царственная осанка.
2. Напишите вид выделенных придаточных
предложений. (У доски индивидуально –
орфография по тексту)
5. Мини-тест «Внимательный зритель»
К «Портрету У.М.Смирновой» К.П.Брюллова – раздаточный материал
1. Какого цвета платье девушки (Белое, жемчужное,
бежевое)
2. Что из украшений на девушке: колье, бусы,
медальон, кольцо, браслет, сережки? Ничего,
истинная красота не нуждается в искусственном
украшении.
3. В какой руке держит собачку? В правой.
4. Уши собачки большие – маленькие? Висячие
– стоячие?
5. Что изображено на фоне в правом нижнем углу
(именно это придает портрету романтичную
глубину)? Аллея густого парка.
Выполнение задания 1 (устно)
1. Выберите подходящие эпитеты. Добавьте свои
примеры.
Глаза: бархатные, с поволокой, пустые,
лучезарные, с хитринкой, лукаво-простодушные,
загадочные, мерцающие, бездонные, неземные.
Лоб: благородный, гордый, изборожденный думами,
гладкий, изумительный.
Нос: острый, хищный, пуговкой, картошкой, орлиный,
изящный, миленький.
Губы: суровые, упрямые, пурпурные, прелестные,
бескровные, ниточкой, бантиком.
2. Какие черты характера могли быть присущи этой
девушке, а какие нет? Запишите слова в две
колонки. Дополнительно (юноши) подчеркните
определения, которые составляют ваш Идеал
девушки, (девочки) подчеркните качества,
свойственные лично вам.
Доброта, кротость, покорность, безволие,
напористость, жесткость, упрямство, жеманство,
простота, сердечность, жизнелюбие,
мизантропство, альтруизм, сострадание (к
ближним), отзывчивость, любознательность,
неряшливость, бескомпромиссность, искренность,
скромность, строптивость, покладистость,
прилежность, скупость, щедрость, строгость.
Она могла бы обладать: Для нее не характерны:
1У. Рефлексия урока. (На фоне vilgelm_rikhard_vagner_-_tr_ne_sleza_(zaycev.net).
– Так что есть красота? И почему ее
обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий
в сосуде? – спрашивает русский поэт ХХ века
Н.Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая
девочка».
Милая моя девочка, подруга, коллега, мама,
бабушка, знакомая и незнакомая
Юноши (построчно) Твоим рукам,
дарующим тепло,
Все: Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Твоим глазам, лучащимся светло,
Все: Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Глазам, что только небесам под стать,
Все: Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Губам, чей мед я пил, как благодать,
Все: Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Бровям, бросающим на щеки тень,
Все: Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Плечам, что обнял я в счастливый день,
Все: Пусть будет хорошо всегда и всюду! (Маленькие
сувениры-открытки).
– Какое из заданий было интересно? Трудно? Неожиданно?