Способность к творчеству – отличительная
черта человека, благодаря которой он может жить в
единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее
развитие способности к творчеству, уже в
дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность
ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. Мы,
взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе
художника, развить способности, которые помогут
ему стать личностью. Творческая личность – это
достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят
фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального
мира попадает в мир придуманный. И увидеть его
может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность –
это деятельность специфическая для детей,
позволяющая им передавать свои впечатления от
окружающего мира и выражать свое отношение к
изображаемому. Ребенок в процессе рисования
испытывает разные чувства – радуется созданному
им красивому изображению, огорчается, если что-то
не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми
средствами и способами деятельности
обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое,
интеллектуальное, нравственно-трудовое,
физическое). А также, позволяет плодотворно
решать задачи подготовки детей к школе.
Художественно – творческая деятельность
выполняет терапевтическую функцию, отвлекая
детей от грустных, печальных событий, обид,
снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает
радостное, приподнятое настроение, обеспечивает
положительное эмоциональное состояние каждого
ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника
уделяется достаточное внимание в таких
комплексных программах, как: «Детство», «Радуга»,
«Развитие» и др. авторы программ нового
поколения предлагают, через раздел
художественно – эстетического воспитания,
знакомить детей с традиционными способами
рисования. Развивая, таким образом, творческие
способности ребенка.
Несформированность графических навыков и
умений мешает ребенку выражать в рисунках
задуманное, адекватно изображать предметы
объективного мира и затрудняет развитие
познания и эстетического восприятия. Так,
сложной для детей дошкольников является
методика изображения предметов тонкими линиями.
Линия несет вполне конкретную художественную
нагрузку и должна быть нарисована достаточно
профессионально, что не удается детям в силу их
возрастных особенностей. Предметы получаются не
узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает
многообразием материалов и техник. Зачастую
ребенку недостаточно привычных, традиционных
способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные
материалы, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными
педагогами-практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов
изодеятельности в работе с дошкольниками для
развития воображения, творческого мышления и
творческой активности. Нетрадиционные техники
рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Несомненно,
достоинством таких техник является
универсальность их использования. Технология их
выполнения интересна и доступна как взрослому,
так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень
привлекательны для детей, так как они открывают
большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной на
уроках. В рамках занятий дети неограниченны в
возможностях выразить в рисунках свои мысли,
чувства, переживания, настроение. Использование
различных приемов способствуют выработке умений
видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и
линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Занятия урока не носят форму «изучения и
обучения». Дети осваивают художественные приемы
и интересные средства познания окружающего мира
через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования. Занятие превращается в созидательный
творческий процесс педагога и детей при помощи
разнообразного изобразительного материала,
который проходит те же стадии, что и творческий
процесс художника. Этим занятиям отводится роль
источника фантазии, творчества,
самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие
творческих способностей не может быть
одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я
даю возможность каждому ребенку активно,
самостоятельно проявить себя, испытать радость
творческого созидания. Все темы, входящие в
программу, изменяются по принципу постепенного
усложнения материала.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных
возможностей детей и согласно минимуму
требований к уровню подготовки обучающихся
данного возраста. Последовательность заданий в
разделе выстраивается по принципу нарастания
сложности поставленных задач. Некоторые темы
предполагают введение краткосрочных
упражнений, что позволяет закрепить
полученные детьми знания, а также выработать
необходимые навыки.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и
навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное
изображение предметов, что влияет на полноту
восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное
отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию
воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.
Программа составлена для подготовительного отделения ДХШ сроком реализации 2 года, вопросная группа детей от 5 до 7 лет.
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи первого года обучения:
– Вызвать интерес к различным изобразительным
материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им
средствами выразительности то, что для них
интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой
палитры. Учить смешивать краски для получения
новых цветов и оттенков.
Задачи второго года обучения
– Помогать детям в создании выразительных
образов, сохраняя непосредственность и живость
детского восприятия. Деликатно и тактично
способствовать развитию содержания, формы,
композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
– Постепенно, с учетом индивидуальных
особенностей, повышать требования к
изобразительным умениям и навыкам детей, не
делая их предметом специальных учебных знаний.
– Способствовать возникновению у ребенка
ощущения, что продукт его деятельности – рисунок
интересен другим (педагогу, детям, родителям).
Организация занятий:
Шесть занятии в неделю по 30 минут.
Материалы:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– цветные карандаши;
– фломастеры;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Ожидаемый результат работы:
Организация ежемесячных выставок детских
работ для родителей.
Тематические выставки в школе.
Участие в выставках и конкурсах различного
уровня в течение года.
Содержание программы
Первый год обучения
5-6 лет
Прощание с летом
Познакомить с чудесным свойством цвета
преображать окружающий мир, с теплыми и
холодными цветами. Закрепить умение
пользоваться палитрой, ввести понятие основные
цвета спектра.
Материалы. У педагога картинки с
изображением летних деревьев, пейзажей, цветов,
растений и т.д. У учащихся бумага формата А2, А3,
кисти, краски акварель, гуашь, карандаши простые,
карандаши цветные, ластик, палитра.
Осенняя тематика
Учить передавать в рисунки форму, цвет и
характерные особенности изображаемых предметов;
работать над композицией рисунка – равномерно
располагать предметы по всему листу бумаги,
находить для предметов величину,
соответствующую величине данного листа бумаги;
закрашивать предметы по их форме тем самым
пытаться передать оббьем предмета. Учить детей
отражать в рисунках свои впечатления.
Располагать предметы близко далеко, заполнять
весь лист бумаги.
Материалы: У педагога картинки с
изображением осенних деревьев, овощей и фруктов.
У учащихся бумага формата А2, А3, кисти, краски
акварель, гуашь, карандаши простые, карандаши
цветные, восковые мелки, губи, ватные палочки,
ластик, палитра.
Подводный мир
Вызвать интерес к рисованию, стремление
передавать образ подводного мира разными
способами, добиваться выразительного образа.
Закреплять работу над композицией рисунка.
Развивать аккуратность.
Материалы: У педагога картинки с
изображением различных рыб, аквариума, детская
игрушка в форме рыб. У учащихся бумага формата А2,
А3, кисти, краски акварель, гуашь, карандаши
простые, карандаши цветные, восковые мелки,
губи, ватные палочки, ластик, палитра.
Насекомые в природе
Учить создавать выразительный образ насекомых,
передавать особенности насекомых, стараться
выполнить их в цвете соответствующей им окраски.
Материалы: У педагога иллюстрации насекомых.
У детей бумага формата А2, А3, карандаши простые,
цветные, краски акварель, гуашь, палитра.
Лесные жители
Учить изображать животных в какой либо позе или
движении; формировать представление, что отличие
детеныша от взрослого животного не только в
величине, но и в пропорциях других частей тела:
головы и туловища, туловища и ног.
Материалы: У педагога иллюстрации животных. У
детей бумага формата А2, А3, карандаши простые,
цветные, краски акварель, гуашь, палитра.
Птицы в природе
Учить детей изображать птиц в полете,
передавать изменение в форме крыльев и хвостах у
летящей птицы; передавать в рисунках характерную
окраску птиц. Учить детей определять по
изображению птицы ее характерные особенности;
видеть различая в форме частей и пропорциях;
учить изображать новую позу птицы – птица
сидящая на ветке.
Материалы: У педагога иллюстрации птиц. У
детей бумага формата А2, А3, карандаши простые,
цветные, краски акварель, гуашь, палитра.
И вот пришла зима
Учить передавать сказочные образы, подбирать
холодные цвета, учить рисовать хвою елки.
Познакомить детей с монохромной гаммой.
Самостоятельно придумывать и изображать
композицию. Учиться рисовать штрихами.
Материалы: У педагога иллюстрации зимы, елок,
снегурки, дет мороза. У детей бумага формата А2, А3,
карандаши простые, цветные, краски акварель,
гуашь, палитра.
В гостях у сказки
Познакомить детей с творчеством художников –
иллюстраторов; учить замечать какие
художественные средства используют художники
для характеристики сказочных образов; замечать,
различия в творческой манере двух художников по
иллюстрациям к одному и тому же произведению.
Учить передавать в рисунки сказочные образы
героев сказок; изображать их в национальных
русских костюмах; самостоятельно применять
умения в составлении узоров для украшения
костюмов в персонажей; упражняться в смешивании
красок для получения нужного оттенка для лица и
рук (светло – оранжевого).
Материалы. У педагога иллюстрации различных
сказок, сказочных героев. У детей бумага формата
А2, А3, карандаши простые, цветные, краски
акварель, гуашь, палитра.
Портреты
Формировать представление о портрете, о том,
для чего его создают художники, что художник
изображает не только внешний вид конкретного
человека, но и его душевное состояние,
настроение, что в портрете ничего не бывает
лишнего, все работает на раскрытие образа
человека.
Материалы. У педагога иллюстрации портретов
художников с различной мимикой ворожения лица. У
детей бумага формата А2, А3, карандаши простые,
цветные, краски акварель, гуашь, палитра.
Мозаика
Продолжать учить составлять натюрморт из
фруктов, определять форму, величину, цвет и
расположение различных частей, отображать эти
признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном
закрашивании изображений фруктов восковыми
мелками, создании созвучного тона с помощью
акварели.
Материалы. У педагога иллюстрации с
изображением мозаики. У детей бумага формата А2,
А3, карандаши простые, цветные, краски акварель,
гуашь, палитра.
Праздники
Совершенствовать умения детей в различных
изобразительных техник. Развивать чувство
композиции и ритма. Передавать чувства
настроения на кануне праздника.
Материалы. У педагога иллюстрации военных
кораблей, машин, танков, букетов цветов. У детей
бумага формата А2, А3, карандаши простые, цветные,
краски акварель, гуашь, палитра.
И вот пришла весна
Закрепить умение передавать в рисунке –
пейзаже характерные особенности весны.
Продолжить учить детей продумывать композицию,
цветовое решение. Закрепить умение использовать
для выразительного решения темы разные
материалы, выбирая их по своему желанию в
соответствии с замыслом. Развивать эстетическое
восприятие и оценку, выраженную в эстетических
суждениях, высказываниях при анализе рисунков.
Воспитывать у детей эмоциональный отклик,
эстетическое отношение к весенней природе,
желание передавать увиденную в природе красоту
пробуждения растений в своих рисунках.
Продолжать учить детей воспринимать и
эмоционально реагировать на художественный
образ и средства выразительности в
произведениях изобразительного искусства,
находя нужные оттенки.
Материалы. У педагога иллюстрации осенних
деревьев, цветов, пейзажей. У детей бумага
формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски
акварель, гуашь, палитра.
Там где мы живем
Учить передавать симметричное строение дома,
ориентируясь на его половину, замечать различия
в деталях (форму и величина окон, дверей и др.).
Материалы. У педагога иллюстрации зимы, елей,
Снегурочки, Деда Мороза. У детей бумага формата
А2, А3, карандаши простые, цветные, краски
акварель, гуашь, палитра.
Виды транспорта
Учить передавать специфические особенности
формы строения транспорта (удлиненный, низкий,
прямоугольные корпусы, квадратные окна с узкими
перегородками, с плавными переходами от части к
части), равномерно раскрашивать рисунок.
Материалы. У педагога иллюстрации зимы, елей,
Снегурочки, Деда Мороза. У детей бумага формата
А2, А3, карандаши простые, цветные, краски
акварель, гуашь, палитра.
Узоры на предметах
Расширять представление детей о том, что
одинаковые изделия можно украшать по – разному,
учить выбирать для изображения один из
предложенных вариантов композиции или
самостоятельно придумывать узор и его
расположение; закрепить умение рисовать прямые и
закругленные цветочные гирлянды из
самостоятельно подобранных элементов с
соблюдением характерных цветосочетаний росписи;
познакомить детей с украшением листьев черными
тоненькими закругленными штрихами, белыми
точками.
Материалы. У педагога иллюстрации-с узорами
на различных бытовых предметов, если есть
возможность показать предметы быта с узорами. У
детей бумага формата А2, А3, карандаши простые,
цветные, краски акварель, гуашь, палитра.
В ожидании лета
Развивать воображение и творчество. Учить
детей составлять зеленый цвет с множеством
оттенков. Учить детей смешению цветов с целью
получения различных оттенков зеленого цвета.
Материалы. У педагога иллюстрации с летними
пейзажами. У детей бумага формата А2, А3, карандаши
простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.
Второй год обучения
6-7 лет
Прощание с летом
Познакомить с чудесным свойством цвета
преображать окружающий мир, с теплыми и
холодными цветами. Закрепить умение
пользоваться палитрой, ввести понятие основные
цвета спектра.
Материалы. У педагога картинки с
изображением летних деревьев, пейзажей, цветов,
растений и т.д. У учащихся бумага формата А2, А3,
кисти, краски акварель, гуашь, карандаши простые,
карандаши цветные, ластик, палитра.
Золотая осень
Формировать у детей представления о пейзажной
живописи, учить выделять средства
выразительности, сравнивать и находить сходства
и различие в манере исполнения, использовании
выразительных средств, в содержании, умение
выделять цвети его оттенки; закрепить умение
сопоставлять свои наблюдения и изображенное на
картине; воспитывать интерес к осенним явлениям
природы.
Материалы: У педагога картинки с
изображением осенних деревьев, овощей и фруктов.
У учащихся бумага формата А2, А3, кисти, краски
акварель, гуашь, карандаши простые, карандаши
цветные, восковые мелки, губи, ватные палочки,
ластик, палитра.
Животные в природе
Учить изображать животных в какой либо позе или
движении; формировать представление, что отличие
детеныша от взрослого животного не только в
величине, но и в пропорциях других частей тела:
головы и туловища, туловища и ног.
Материалы: У педагога иллюстрации животных. У
детей бумага формата А2, А3, карандаши простые,
цветные, краски акварель, гуашь, палитра.
Человек
Развивать у детей воображение и чувство юмора
(в рисовании смешных рожиц). Вызвать у детей
эмоциональное отношение к образу, учить
передавать различное выражение лица,
использовать разные художественные материалы.
Материалы: У педагога иллюстрации с мимикой
лица человека. У детей бумага формата А2, А3,
карандаши простые, цветные, краски акварель,
гуашь, палитра.
Зимнее настроение
Учить детей создавать фантастический образ
зимней природы со сказочными героями –
деревьями и снежинками; видеть в картине
средства выразительности: цвет и форму
предметов, особенности композиции; подвести
детей к пониманию, что через средства
выразительности художник может выразить в
картине определенное настроение; вызвать
эмоциональное отношение к картине, помочь
увидеть красоту зимней природы, изображенной
художником.
Материалы. У педагога иллюстрации зимы, елок,
снегурки, деда мороза. У детей бумага формата А2,
А3, карандаши простые, цветные, краски акварель,
гуашь, палитра.
Хохломская роспись
Дать детям общее представление о предметах
декоративно - прикладного искусства,
изготовляемых серийно на фабриках, о роли
художника, о некоторых видах народного
искусства: хохломского, жостовскогог,
городецкого,; познакомить с хохломской росписью:
ее содержанием, элементами, композицией и
цветосочетанием.
Материалы. У педагога иллюстрации с
хохломской росписью. У детей бумага формата А2, А3,
карандаши простые, цветные, краски акварель,
гуашь, палитра.
В гостях у сказки
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных техниках. Учить
передавать эпизод из знакомой сказки; передавать
выразительность образов; выбирать один из
предложенных вариантов композиции; изображать
персонажей сказки; использовать при рисовании
различный нажим карандаша, штрихи разного
характера.
Материалы. У педагога иллюстрации различных
сказок, сказочных героев. У детей бумага формата
А2, А3, карандаши простые, цветные, краски
акварель, гуашь, палитра.
Папин праздник
Совершенствовать умения детей в различных
изобразительных техник. Развивать чувство
композиции и ритма. Передавать чувства
настроения.
Материалы. У педагога иллюстрации военных
кораблей, машин, танков. У детей бумага формата А2,
А3, карандаши простые, цветные, краски акварель,
гуашь, палитра.
Весна красна
Закрепить умение передавать в рисунке –
пейзаже характерные особенности весны, момент
цветения всей природы. Продолжить учить детей
продумывать композицию, цветовое решение.
Закрепить умение использовать для
выразительного решения темы разные материалы,
выбирая их по своему желанию в соответствии с
замыслом. Развивать эстетическое восприятие и
оценку, выраженную в эстетических суждениях,
высказываниях при анализе рисунков. Воспитывать
у детей эмоциональный отклик, эстетическое
отношение к весенней природе, желание передавать
увиденную в природе красоту пробуждения
растений в своих рисунках. Продолжать учить
детей воспринимать и эмоционально реагировать
на художественный образ и средства
выразительности в произведениях
изобразительного искусства, находя нужные
оттенки.
Материалы. У педагога иллюстрации осенних
деревьев, цветов, пейзажей. У детей бумага
формата А2, А3, карандаши простые, цветные, краски
акварель, гуашь, палитра.
Космос
Учить создавать образ звездного неба,
используя смешение красок, набрызг и печать по
трафарету. Развивать световосприятие. Упражнять
в рисовании с помощью данных техник. Развивать
чувство прекрасного, желание создавать что-то
нетрадиционное. Вызывать эмоциональное
отношение к образу. Развивать умение
самостоятельно располагать изображение на листе
бумаги.
Материалы. У педагога иллюстрации с видом
космоса. У детей бумага формата А2, А3, карандаши
простые, цветные, краски акварель, гуашь, палитра.
Узоры
Учить составлять узор из плавно изгибающейся
ветки с ягодами, листьев, завитков, травки.
Располагать узор вдоль предмета, рисовать узор в
определенной последовательности, сочетать в
узоре цвета.
Материалы. У педагога иллюстрации узоров. У
детей бумага формата А2, карандаши простые,
цветные, краски акварель, гуашь, палитра.
Садовые ягоды
Закреплять умение продумывать расположение
рисунка на листе. Совершенствовать умение
использовать способ рисования тычком для
повышения выразительности рисунка. Познакомить
с разнообразием садовых ягод, проанализировать
их особенностей и отличия.
Материалы. У педагога иллюстрации садовых
ягод различных видов. У детей бумага формата А2,
А3, карандаши простые, цветные, краски акварель,
гуашь, палитра.
Скоро будет лето
Учить рисовать летние цветы; помочь овладеть
рисованием штрихов в разном направлении и в
несколько рядов; передавать образ цветка в
соответствии с его описанием; закрепить знание
штрихами полусухой жесткой кистью.
Познакомить детей с разнообразием оттенков
различных трав. Закрепление полученных умений и
знаний.
Материалы. У педагога иллюстрации летних
пейзажей, летних растений. У детей бумага формата
А2, А3, карандаши простые, цветные, краски
акварель, гуашь, палитра.
Заключение
К шести семи годам все дети без исключения с
удовольствием садятся за рисование. Именно этот
возраст считается в психологии наиболее удачным
для начала систематических занятий
изобразительной деятельностью под руководством
художника – педагога.
Работы различных авторов убеждают в том, что
творческое выражение в рисунке тесно связано с
овладением изобразительными навыками и
умениями. Чем большими умениями располагает
ребенок, чем свободней их применяет, тем шире и
глубже он может передать свой замысел, проявить
подлинную свободу творческого решения
изображения. Не случайно интерес к
изобразительной деятельности, желание или
нежелание рисовать дети связывают с умением
изображать. На эту особенность детской
изобразительной деятельности указывал
советский психолог Г. С. Костюк, отмечая, что все
дети сначала, особенно в дошкольном возрасте,
увлекаются этой деятельностью. Однако у одних
это увлечение сохраняется и в дальнейшем, у
других – спадает. Определяющую роль здесь играет
разные успехи в овладении способами
графического изображения объектов, в выработке
необходимых умений и навыков.
Данная программа дает детям наиболее полное
представление о выразительных возможностях
различных материалов, способствует выработке
разнообразных технических умений и навыков, дает
свободу творческого выражения. Ведь, как
подметила Н. А. Ветлугина, «овладение
выразительными средствами создает предпосылки,
на основе которых дети свободно проявляют себя в
творчестве».
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.
Занятия с дошкольниками по изобразительному
искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с
англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В.
Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и
родителям. – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия Ко», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –
Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М:
АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО
Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005.
– 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО
Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников:
конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ
«Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества.
Развитие художественного творчества детей 5-7
лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная
деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для
воспитателей дошкольных образовательных
учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству.
– С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование
с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ
«Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М:
«Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через
скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное
рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и
познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и
Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность
в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. –
108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика
психологических особенностей дошкольника» - М.:
ACADEMIA, - 1999. – 96с.
18. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной
деятельности» - М.: Владос, 2001. – 159с.
19. Программы «Волшебные краски» (2 года, с 5 – 7
лет), Блинниковой Е. А., Г.С. Швайко «Занятия
по изобразительной деятельности».