Цели:
- дать образное представление о путях расселения человека по материкам;
- выделить главные районы современного размещения населения;
- сформировать представление о неравномерности заселения планеты и выявить причины неравномерности расселения;
- познакомить с «комплексной картой» и картой «Плотность населения»;
- формировать навыки работы с различными источниками информации;
- формировать мировоззрение «Я – житель планеты Земля»;
- формировать пространственное мышление.
Дидактическая структура занятия:
I. Организационный момент
II. Постановка учебных задач на урок
– Итак, мы изучили с вами все типы природных
ландшафтов. Сейчас на Земле почти не осталось
естественных природных ландшафтов, которые не
изменил бы человек в результате своей
деятельности. И так же почти не осталось
территорий, не заселенных человеком. Даже в
Антарктиде живут люди, которые изучают ледовый
покров, рельеф и климат материка.
А где появились первые люди и как они заселили
все материки? Вот об этом мы сегодня и будем с
вами говорить.
Учащиеся записывают тему и план урока. (Приложение 1. Слайды 1, 2)
III. Изучение нового материала
1. Расселение человека по материкам
? – Вспомните из курса 6 класса и древней истории: где, на какой территории появился первый человек? Почему?
Анализ схемы расселения человека по материкам (Слайд 3)
2. Главные области расселения
В настоящее время на земле примерно 6 млрд. человек (Слайды 4-6). Но население размещено крайне не равномерно.
?– Как вы думаете, в каких местах численность населения должна быть выше: в горах, на равнинах, по долинам рек, вблизи океанов?
Заслушиваю и дополняю ответы учащихся.
– Давайте с вами выявим самые густо заселенные территории Земли. Для этого нам необходимо обратиться к карте «Плотность населения» откройте ее в своих атласах.
(Слайд 7)
Учащимся было дано задание, дома
познакомиться с этой картой, выяснить, какую
информацию она содержит. Задаю об этом вопросы.
Учащимся было дано опережающее задание, найти
в интернет источнике определение и пояснение –
что такое плотность населения. Предлагаю
ответить на этот вопрос, затем правильность
ответов проверяется с учителем (Слайд 8)
?– Как вы думаете, какие причины (факторы) влияют на такое размещение?
Путем беседы с учащимися, выявляем факторы размещения населения. (Слайд 9)
Слайд 10 (климат)
Слайд 11 (природные зоны)
Слайд 12 (рельеф)
Слайд 13 (течения)
? – Какие еще есть причины, влияющие на плотность населения?
Записать в тетрадь. (Слайд 14)
Факторы:
1) природные условия;
2) полезные ископаемые;
3) давность заселения территории;
4) исторический фактор
3. Виды хозяйственной деятельности человека.
– Итак мы уже определили, что одними из факторов расселения людей являются полезные ископаемые и благоприятные природные условия. Эти условия являются предпосылками для различной хозяйственной деятельности людей.
? – Какие выды хозяйственной
деятельности вы знаете?
Занимаясь хозяйственной деятельностью:
возделыванием земель, добычей полезных
ископаемых и т. д. человек изменяет природу земли.
При этом различные виды деятельности, влияют на
природу по разному.
Предлагаю учащимся прочитать текст на стр.
74-75 учебника от слов «Особенно сильно и т. д…
заранее озвучиваю вопрсы, которые будут заданы
после прочтения текста.
? – Какой вид хозяйственной деятельности
оказывает наибольшее влияние на природу ?
приведите примеры такого воздействия.
? – Какое влияние на природу оказывает
промышленность?
– Информацию о хозяйственной деятельности
населения содержат комплексные карты.
4. Знакомство с комплексными картами
Предлагаю определить по легенде , какою информацию содержит карта, какие объекты изображены на карте.
5. Страны мира
– Итак, мы уже знаем, что население по земному шару размещено не равномерно. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся группу – этнос. Великие этносы в последствии сформировались в государства.
Далее – опережающее задание, сообщение-презентация о государствах мира. (Приложение 2)
– По карте «плотность населения» определите самые заселенные страны мира.
(Слайд 16)
IV. Заключение
1-й вариант: Итак, давайте с вами попробуем обобщить все, о чем мы сегодня говорили на уроке. А в качестве проверки полученных сегодня знаний ответим на вопросы:
– Какая территория является древней родиной
человека?
– Какие материки были заселены в последнюю
очередь?
– Что называется плотность населения?
2-й вариант. Если времени остается больше, то предлагаю индивидуально-ориентированные задания:
Задания: | Оценка |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
3-й вариант: заполнение бортового журнала.
Что я уже знал(ла) по данной теме? | Какие знания я получил после изучения темы? |
V. Домашнее задание: предлагаю учащимся выбрать Д/З по силам.
- § 16 читать и отвечать на вопросы параграфа (удовлетворительно)
- прочитать § 16 и составить вопросы для проверки ( хорошо)
- для удовольствия – “ Зависимость жилищ (занятий, костюмов) народов мира от природных условий”. (отлично)
- учебный проект “Жилища народов мира” (отлично)