Степ-аэробика

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время существуют многочисленные данные, свидетельствующие о наличии неутешительных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения. Медицинские обследования показывают, что уже в дошкольном возрасте около 28 % детей имеют различные патологии и отклонения в здоровье. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления ребенка приобретает первостепенную социальную значимость, так как более 50% детского населения воспитывается в дошкольных образовательных учреждениях.

В материалах Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» отмечается, что главной задачей ДОУ является выработка у детей разумного  отношения к своему организму,  привычки  вести здоровый образ жизни с раннего детства.

В процессе приобщение  к здоровому образу жизни, дети  не должны быть  пассивными объектами воздействия воспитания. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, именно поэтому нужны разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста.

По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения — это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.

В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести утреннюю гимнастику, ритмическую гимнастику и аэробику.

Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта.

В наше время оздоровительной аэробике уделяется достаточно времени для того, чтобы она стала развиваться в старшем дошкольном возрасте в ДОУ, так как здоровье наших детей это наша главная цель.

Степ-аэробика – это ритмичное движение вверх-вниз по специальной платформе, при этом добавляются движения различными частями тела (головой, руками). Степ-аэробика это система специально подобранных физических упражнений, при выполнении которых ребенок развивается всесторонне.

Степ-аэробика развивает подвижность суставов, формирует свод стопы, тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количество калорий. Способствует формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы, нормализуются процессы напряжения и расслабления,что содействуют развитию также психофизических качеств ребенка.

Работы  В.М. Бехтеровой доказали, что выполнение общеразвивающих упражнений со степ-аэробикой влияет на функцию высшей нервной деятельности. Простые движения помогают убрать напряжение, снимают умственную усталость. Они способны улучшить физическое развитие, а значит развить ребенка физически.

Л.Д. Назаренко в своих исследованиях выявила, что при  занятиях степ-аэробикой  у детей укрепляется сердечно-сосудистая система. Высокий функциональный уровень работы сердца определяется сильным медленным его сокращением и расслаблением (более редким пульсом), а также строгой определенностью в чередовании этих процессов, что создает благоприятные условия для питания сердечной мышцы. Ритм сердечных сокращений зависит от силы сердечной мышцы, ее кровоснабжения, состояния нервной регуляции, интенсивности выполняемой работы.

Сердце – тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематическое применение степ-аэробики положительно сказывается на функции сердца, так как при этом нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется.

Для успешного физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений.

Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

У детей старшего дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируются, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме этого, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает : привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствуют занятия степ-аэробикой.  Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях проявляется воля ребенка – преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности.  Это ярко проявляется на занятиях степ – аэробикой , выполнение упражнений  ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам. Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего не возможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, занятия степ-аэробикой  – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.

Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.

Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответственно увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям некоторых валеологов, упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища – от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

Учитывая особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста я поставила перед собой цель:

  • оздоровление детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, определила для себя следующие задачи:

  • формирование правильной осанки и укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • предупреждение нарушений плоскостопия и укрепление мышц стопы и голени;
  • повышение функциональных возможностей вегетативных органов, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
  • формирование двигательных навыков и умений;
  • повышать интереса к занятиям спортом и прививать привычку к здоровому образу жизни;

Формой работы для достижения своей цели выбрала кружковую работу по степ-аэробике.

План своей работы я разделила на три квартала, составила комплексы упражнений, каждый комплекс разучивается один квартал. Сначала все движения разучиваются и выполняются без музыки в медленном темпе, некоторые по мере их усвоения видоизменяются и усложняются, повышается темп, увеличивается амплитуда движений, затем все элементы соединяются в простейший ритмичный рисунок.

При занятиях степ-аэробикой важно правильно распределять нагрузу, т.е. нужно следить за частотой сердечных сокращений (норма 150-160 уд./мин.)

После танцевальных движений проводятся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения.

Для сохранения правильного положения тела во время степ-аэробики необходимо:

  • держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
  • избегать перенапряжения в коленных суставах;
  • избегать излишнего прогиба спины;
  • не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;
  • при подъёме или опускании со степ-платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;
  • стоя лицом к  степ-платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
  • держать степ-платформу близко к телу при её переносе.

Основные правила техники выполнения степ-тренировки:

  • выполнять шаги в центр степ-платформы;
  • ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
  • опускаясь со степ-платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни от степ-платформы;
  • не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
  • не подниматься и не опускаться со степ-платформы, стоя к ней спиной;
  • делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ-платформе ногами.

С целью оценки эффективности кружковой работы по  степ-аэробике в период 2012-2013 гг. был проведен анализ проводимой работы, в котором принимали участие дети в возрасте 6-7 лет, это одна группа в которой регулярно проводилась кружковая работа. Занятия продолжительностью 30 минут проводились один раз в неделю в течение шести месяцев. Эффективность кружковой работы оценивалась посредством сравнения показателей физического и психического развития и физической подготовленности, а также данных о динамике заболеваемости детей первой и второй групп.

Результаты наблюдений показали, что кружковая работа по степ-аэробике способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений.  

Кроме того,  в  группе где проводилась кружковая работа, значительно выросли показатели психического развития детей, что несомненно связано с совместной работой инструктора  по физкультуре и детского  психолога. У детей резко повысился уровень положительного эмоционального реагирования,  возможности психорегуляции, а также приспособленность к окружающей психологической среде.  

Таким образом, использование степ-аэробики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволило повысить эффективность процесса физического и психического воспитания и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных качеств.