Семья становиться по-настоящему крепкой
только, когда в ней есть ребенок (лучше
несколько).
Ребенок – это маленькое, слабое, беспомощное
существо, нуждающееся в защите и находящееся в
стадии физического и психологического развития.
От структуры и состава семьи во многом зависят
особенности воспитания детей:
- полная гармоничная семья, родители и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви;
- полная семья – деструктивная, нет согласия, ссоры, перебранки;
- формальные семьи – супруги живут каждый сам по себе, вклад отца в воспитание незаметен;
- полные семьи, но нет взаимного уважения, внимания, родители озабочены карьерой;
- неполные семьи, чаще мать и ребенок.
Здоровый эмоциональный климат – основа основ
семейного счастья.
Правильное общение друг с другом и со своими
детьми поможет сохранить психическое здоровье
семьи.
Избавиться от депрессии, которая приводит к
вредным привычкам (навязчивые действия,
зависимости от наркогенных веществ и т.д.)
В книге известного американского психиатра,
ведущего телепередачи «Мы и наши дети» Росса
Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей»
даются принципы общения с маленькими детьми.
Остановимся на них:
- Контакт глазами в глаза (когда смотрите в глаза ребенка, то передаете любовь, нежность, заботу).
- Физический контакт (поглаживание). Дотроньтесь до ребенка с любовью, пока маленькие дети тянутся к вам, им еще нужна ваша ласка. Цените эти золотые минуты.
- Пристальное внимание жизненно важно для эмоционального здоровья детей.
- Активное слушание, если уж ребенок захотел вам что-то рассказать, все остальное неважно.
- Дисциплина (на любви, а на страхе).
- Безусловная любовь, которая не зависит от того, как ведет себя ваш ребенок.
- Радуйтесь его присутствию, принимайте его таким, каков он есть, не оскорбляйте, не унижайте, не подрывайте уверенность в себе, не отказывайте ребенку в доверии.
Психологи и педагоги разных стран единодушны
во мнении, что именно матери принадлежит особая
роль в становлении личности, физического и
психологического благополучия ребенка –
дошкольника.
Изучение осужденных за тяжкие преступления
показало, что 80-85% преступников не имели
эмоциональных контактов, т.е. нормальных теплых
отношений с родителями.
В адаптационный период, когда многим детям
тяжело и одиноко в непривычной обстановке,
именно игра «в общение» может скрасить первое
время пребывания ребенка в детском саду.
Основная задача игр с детьми в
адаптационный период – наладить доверительное
отношение с каждым ребенком. Подарить малышам
минуты радости, попытаться вызвать у них
положительное отношение к детскому саду.
Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в
игровой форме выразить каждому ребенку свое
доброжелательное отношение. Поэтому основной
игровой целью, которую воспитатель ставит перед
собой, должна быть цель проявить заботу,
доброжелательность и внимание к каждому
ребенку.( « Я вас всех спрячу от дождя», « Я вас в
гости приглашу».)
Иногда цели общения в игре могут объединяться с
практическими целями. Так, если вы варите кашу
для детей, то, угощая их, обязательно найдите для
каждого приветливое слово, выражающее ваше
отношение к нему (« Я так старалась сделать для
тебя вкусную кашу»).
В таких играх рекомендуется не использовать
игровые персонажи, поскольку они будут
отвлекать вас и детей от непосредственного
общения друг с другом.
В адаптационный период нужны фронтальные
игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя
обделенным вниманием. Инициатором игры всегда
выступает взрослый. Игры выбираются с учетом
игровых возможностей детей, места проведения.
В особом внимании и индивидуальном подходе
нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие
себя дискомфортно в группе. Облегчить их
душевное состояние, поднять настроение можно
пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры
обучают согласованности и координации движений.
Дети двух-трех летнего возраста еще не
испытывают потребности в общении со
сверстниками. Они могут с интересом наблюдать
друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки,
и при этом оставаться совершенно равнодушными к
состоянию и настроению другого ребенока.
Взрослый должен научить их общаться, и основы
такого общения закладываются именно в
адаптационный период.
Сгладить адаптационный период помогут
физические упражнения и игры, которые можно
проводить несколько раз в день. Так же следует
создавать условия для самостоятельных
упражнений: предлагать малышам каталки, машинки,
мячи.
Главной фигурой и центром внимания для двух
летних детей всегда остается взрослый,
поэтому они с большим интересом наблюдают за его
деятельностью. Если малыши не расположены в
данный момент к подвижным играм, можно почитать
им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры,
развивающие навыки выполнения повседневных
обязанностей, вырабатывающие ответственность.
«Правильное воспитание детей – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это
наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина
перед другими людьми, перед Родиной». Для этого
мы создали мини-проект состоящий из
циклов-занятий по адаптации ребенка к
дошкольному образовательному учреждению.
Цель: адаптация ребенка к дошкольному
образовательному учреждению.
Проект бессрочный.
Рассчитан для детей раннего и младшего
дошкольного возраста.
Первые занятия проводятся совместно с
родителями.
Примерный цикл занятий:
Занятие № 1
1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».
2. Поиграй с мамой:
Упражнение «Коза рогатая»
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп! Мама
изображает пальцами рога, которые двигаются по
телу ребенка.
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет.
Того забодает. Ускоряя темп движения,
мама забирается ребенку под мышки сначала с
одной стороны, затем с другой.
Упражнение «Стенка, стенка»
Стенка, стенка
Потолок,
Раз ступенька,
Два ступенька,
Дзынь – звонок. Пальцы взрослого легко
касаются сначала одной щеки ребенка, затем
другой Лба Потом подбородка Места над верхней
губой И кончика носа малыша.
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
Упражнение «Мельница»
Дуйте, дуйте, ветры, в поле Ребенок сидит
на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется
звук «у», и мама дует на шейку ребенка.
Чтобы мельницы мололи, Сначала
мама совершает круговые движения с одной рукой
малыша, затем с другой.
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. Имитация
лепки пирожков (ладони ребенка соединяются).
Упражнение «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ Дети
вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши! Высоко поднимая ладоши, хлопают.
По дорожке мы шагаем Идут
за воспитателем.
И в ладоши ударяем. Хлопают в ладоши.
Топ-топ, ножки, топ! Стоя на месте, топают
ногами.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! Хлопают
руками.
Ай да малыши!
Ай да крепыши! Руки на пояс – кружатся.
Упражнение «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит Взрослый садится.
И ушами шевелит. Взрослый
подносит пальцы к голове, шевелит ими,
поворачиваясь вправо и влево.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит Дети
подражают движениям взрослого и повторяют за ним
слова.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот, так, вот так
Надо лапочки погреть! Взрослый и дети
хлопают в ладоши и повторяют две последние
строчки.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать! Взрослый и дети хлопают в
ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайку волк испугал! Взрослый рычит!
Зайка тут же убежал! Дети разбегаются
врассыпную.
Самостоятельная деятельность
Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Занятие № 2
Упражнение 1. Поздоровайся с Мишуткой
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть» и т.д.
Упражнение 2. Пропавшие ручки.
Упражнение 3. «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие
движения:Мы ногами топ-топ-топ
Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и
топают.
Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит Взрослый садится.
И ушами шевелит. Взрослый
подносит пальцы к голове, шевелит ими,
поворачиваясь вправо и влево.
Упражнение 5. «Зарядка для пальцев»
Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.
Занятие № 3
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся»
Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение 2. Игра «Киска-киска»
Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и
звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет.
Для игры используется игрушечный котенок.
Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это
такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса
пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у
кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша
воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь
покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на
прогулку и увидела кису:
Таким образом, потешка обыгрывается с
проигрыванием слов ребенком.
Упражнение 3. «Зайка»
Упражнение 4. «Карусели»
5. Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Занятие № 4
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся»
Детям предлагается поздороваться рукой, щекой,
пальчиками и т.д. Упражнение продолжает
знакомство, создает психологически
непринужденную атмосферу.
Инсценировка сказки «Корочка Ряба».
Предложить детям поиграть в дидактические игры:
«Собери пирамидку»;
«Сложи узор»;
«Собери картинку» и т.д.
Занятие № 5
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся»
Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение 2. «Покажи отгадку»
Упражнение 3. «Любопытная Варвара»
Упражнение 4. «Пропавшие ручки»
Упражнение 5. «Ногами топ»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие
движения:Мы ногами топ-топ-топ
Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и
топают.
Упражнение 6. Самостоятельная деятельность
Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Советы
- «Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
- Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим ребенка дома.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми с детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
- Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Помните!!!
- Детей учит то, что их окружает:
- Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
- Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
- Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
- Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
- Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
- Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
- Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.