Цель: формирование чувства гордости за город и людей, которые жили и живут в Санкт-Петербурге.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомство учащихся с знаменитыми людьми, жившими и живущими в нашем городе.
- Знакомство с историческими событиями, связанными с Санкт-Петербургом.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие умения излагать собственное мнение.
- Создание условий для развития творческого потенциала.
Воспитывающие:
- Воспитание взаимопонимания и уважения к партнёрам при работе в группах.
- Воспитание культуры общения.
Методическое обеспечение урока:
Оборудование для учителя:
- Наглядность (мультимедийная презентация)
- Компьютер или ноутбук
- Проектор
- Экран
Оборудование для учащихся:
- Простой ручка, фломастеры, клей-карандаш
- Раздаточный материал (карта Санкт-Петербурга с картинками-объектами города, лист А3 и иллюстрации достопримечательностей города, два листа А3 и полоски бумаги)
План классного часа
№ п/п | Этап урока | Содержание | Время |
1 | Организационный | Подготовка аппаратуры к занятию, настраивание на работу | 1 минута |
2 | Фасилитированная дискуссия | Введение в тему классного часа | 7 минут |
3 | Демонстрация презентации | Беседа о людях, исторических событиях и архитектурных объектах города | 9 минут |
4 | Проектная деятельность | Создание творческих проектов по группам | 15 минут |
5 | Подведение итогов работы по группам | Выступления учащихся | 10 минут |
6 | Рефлексия | Показ кругов настроения | 3 минут |
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Подготовка аппаратуры к занятию, настраивание на работу.
II. Фасилитированная дискуссия.
Рассмотрите картину на слайде. Приложение № 1. (30 секунд тишины, чтобы настроиться на увиденное)
- Что мы видим на этой картине? (верфь, строительство кораблей, река, собор, корабль, люди) Не повторять ответы.
- Что происходит на этой картине? (люди заняты строительством кораблей)
- Что мы можем сказать о том, где это происходит? (корабельная верфь, Адмиралтейство, Санкт-Петербург – город святого Петра)
- Что даёт тебе повод так думать?
- Что мы можем сказать о том, когда это происходит? (не наши дни, начало 18 века, основание города 27 (16) мая 1703 г.)
- Что мы можем сказать о том, кто эти люди? (рабочие люди, моряки, Пётр I, плотники, шкиперы, инженеры)
- Подтверди свою точку зрения.
- Что ещё мы можем сказать об этом человеке, людях? (царь, основатели города и флота)
- Почему царь изображён с топором и в рабочей одежде? (сам принимал активное участие в строительстве кораблей, владел несколькими профессиями )
- Что заинтересовало художника в этом сюжете? (зарождение города, флота, морской столицы) Автор картины Денис Лебедев, название “Пётр I”.
III. Показ презентации
Город рос не сам по себе, к этому приложили руки и души многие люди. Люди проектировали, строили, защищали, восстанавливали, жили и творили в нашем городе. Все они жители города, все они петербуржцы. Тема нашего классного часа “Мы - петербуржцы”.
Слайд № 1. (“Мы петербуржцы.”)
Город это живой организм, в котором всё взаимосвязано. Посмотрим презентацию о том, что и кто связан между собой.
Слайд № 2.
- Город – это люди. Кого вы узнали на этом слайде? (Пётр Алексеевич Романов, Екатерина II, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Васильевич Ломоносов, Владимир Владимирович Путин, Валентина Ивановна Матвиенко, Пётр Ильич Чайковский, Георгий Сергеевич Полтавченко)
Слайд № 3.
- Город – это события. Какие события вам известны? (основание города и флота, Северная война, наводнение, штурм Зимнего дворца, баржи на Неве, начало Великой Отечественной войны, блокада, окончание Вов, день Военно-морского флота)
Слайд № 4.
- Город – это архитектурные объекты. Какие объекты показаны на слайде? (заводы, стадионы, метро, памятники культуры, соборы, музеи, вокзалы, мосты)
- Какие объекты, составляющие пространство города, не названы? (театры, магазины, достопримечательности, школы, детские сады, заводы, порт, парки, больницы)
Сегодня мы попытаемся себя почувствовать архитекторами, дизайнерами, проектировщиками, писателями, художниками, т.е. теми людьми, которые создавали наш прекрасный город. Ведь мы тоже часть нашего города, мы – петербуржцы.
IV. Проектная деятельность.
Вы разбиты на команды, у каждой будет своё задание. Каждый из вас представит себе, каким будет или должен быть наш великолепный город в будущем, какими должны быть жители, о чём они должны помнить, чем должны гордиться?
1 группа – проект города в будущем
Петербург – город, созданный по воле одного человека – Петра I. Но дальнейшее его развитие зависит от людей, живущих сейчас и тех, кто будет жить в будущем. Всем нам хочется жить в экологически чистом, красивом, комфортном городе. Как бы вы разместили на плане объекты города, чтобы они отвечали современным требованиям для удобного проживания горожан. Приложение № 2 - Приложение № 3.
2 группа – пожелания потомкам
Петербург – это город со своими традициями, своим укладом и распорядком жизни.
- Какие пожелания вы бы хотели передать будущим поколениям, чтобы и они могли жить в чистом, красивом, комфортном городе. (Каждый ученик пишет своё пожелание на листочке, а потом приклеивает на общий лист, на котором учитель уже начал со своего пожелания.) Приложение № 4.
3 группа – “Я горжусь, что я петербуржец, потому что...” продолжить фразу
Петербург – город героев, город, подаривший множество замечательных учёных, художников, писателей, поэтов. Я уверена, что и в будущем в Петербурге появится то и те, чем будут гордится наши потомки.
- А чем мы гордимся сейчас?
(Каждый ученик пишет, чем он гордится, а потом приклеивают на общий лист, где учитель уже начал фразу.) Приложение № 5.
4 группа – создание рекламной листовки
Петербург – это музей под открытым небом. Его посещают туристы из разных концов мира. Создайте рекламную листовку для туристов будущего о Петербурге. Приложение № 6.
Во время творческого задания звучит музыка. Слайд № 5.
V. Подведение итогов работы по группам.
- Почему так расположили на плане картинки?
- Зачитайте послание.
- Покажите рисунок для будущих поколений.
- Чем сегодняшние петербуржцы предлагают гордиться петербуржцам будущего?
Чтобы нам всем жилось комфортно в нашем любимом городе, надо беречь то, что уже создано нашими предками, что создаётся нашим поколением, что будет создаваться нашими детьми и внуками, а самое главное сохранить в наших душах любовь и уважение к своему городу и горожанам. Ведь мы – петербуржцы!
VI. Рефлексия. Круги настроения.
Выберите цвет круга, который соответствует вашему настроению. Если вы остались довольны своей работой, увиденным и услышанным, то показываете красный цвет круга; если не всё сегодня у вас получалось, но вы остались довольны, то показываете зелёный круг; если у вас не всё получалось и вы не довольны, то показываете синий круг.
Звучит песня о Санкт-Петербурге. Слайд № 5.