ХОД УРОКА
1. Активация знаний
По рисунку на доске определить чей путь длиннее, а чей короче.
Лодочник – 17 км +19 км +23 км =59 км
Велосипедист – 28 км + 24 км + 19 км = 71 км
Наездник – 6 км +7 км +49 км +51 км = 113 км
Бегун – 42 км + 31 км + 16 км = 89 км
Пловец – 15 км + 32 км + 45 км = 92 км
2. Сообщение темы
– В чём измерялось расстояние каждого
спортсмена? – в километрах
– Какие ещё единицы измерения длины вы знаете? – сантиметры,
дециметры, миллиметры, метры
– Тема нашего урока: «Единицы измерения
длины». Запишите её в тетрадь.
– Давайте вспомним, сколько метров в одном
километре? – 1 км =1000 м
– Сколько сантиметров в одном метре? – 1 м = 100
см
– Сколько сантиметров в одном дециметре? – 1 дм
= 10 см
– Сколько дециметров в одном метре? – 1 м = 10 дм
3. Открытие нового знания
– Вчера на уроке мы познакомились ещё с одной
единицей измерения длины. Как она называется? – миллиметр
– Для чего нужны миллиметры? – Миллиметры
нужны для того, чтобы более точно измерять
маленькие короткие длины.
– Сколько миллиметров в одном сантиметре? – 1
см = 10 мм
– А кто скажет, сколько мм в 5 см? – 50 мм
– Как вы это узнали? – надо 5 умножить на 10
– Сколько мм в 1 дм? Почему? – в 1 дм 100 мм, т.к. в
1дм = 10 см, а 10х10 =100
– Сколько мм в 7 дм? – 700 мм
– Сколько мм в 1 м? – 1000мм, т.к. 1м=100см, а 100 см = 1000
мм
На доске вырисовываю схему.
– Какой вывод сделаем?
– Что надо делать, чтобы большие единицы
выразить в меньших? Надо умножать на 10, 100 или 1000
– Что надо сделать, чтобы мм выразить в более
крупных единицах измерения? Надо делить на 10, 100
или 1000
4. Первичное закрепление
– Молодцы! Давайте потренируемся решать такие примеры (на доске):
Вырази:
В миллиметрах: в метрах, дециметрах и сантиметрах:
14 см = 50 мм =
60 см = 620 мм =
83 см = 890 мм =
12 дм = 2 500 мм =
6 м = 1 340 мм =
– Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно выполнить задание на листочках. В нём надо соединить линиями равные значения длины.
5. Применение в жизни умения использовать единицы измерения длины.
Решение задач
1. В начале своих занятий в спортивной школе
Ваня прыгал в высоту на 1 м 18 см. после нескольких
тренировок он стал прыгать на 25 см выше. Какого
результата в прыжках в высоту добился Ваня?
– Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос
задачи? – надо сложить 1 м 18 см и 25 см
Запись:
1 м 18 см + 25 см = 1 м 43 см
– Как посчитать разные величины? – надо выразить всё в сантиметрах
2. Ваня прыгает в длину на 4 м 15 см, а его сестра на 1 м 27 см меньше. Найди длину прыжка сестры Вани.
– Как решить эту задачу? – надо из 4 м 15 см вычесть 1 м 27 см
4 м 15 см – 1 м 27 см = 2 м 88 см
– Что нужно сделать, чтобы решить пример? – надо выразить всё в сантиметрах
Физминутка
– А сейчас мы с вами посоревнуемся и узнаем, кто из вас прыгает дальше всех. (Дети прыгают в длину. Результаты записывают на доске, выражая длины в разных единицах)
На закрепление складывают результаты в тетрадях.
Проверка: сколько см прыгнули?
– Скажите, к каким самым главным соревнованиям
в своей жизни готовятся все спортсмены? – олимпиада
Пишу на доске: .л.мп.ада.
– Почему я пропустила некоторые буквы? – их
написание надо проверять.
– Давайте подберём проверочные слова. – Олимп,
олимпийский
– Можем ли мы проверить первую букву? – нет –
Значит её нужно запомнить.
– Как называются слова, буквы в которых не
проверяются? – словарные
Запишите в тетради это слово. Подчеркните букву,
которую надо запомнить. олимпиада
– Какая страна является родиной олимпийских игр?
– Греция
– В какой стране пройдут следующие олимпийские
игры? – в России
– В каких видах спорта соревнуются спортсмены на
олимпийских играх? – дети перечисляют виды
спорта.
– Как часто проходят олимпийские игры? – один
раз в четыре года
– Посчитайте, сколько месяцев проходит между
олимпийскими играми? – 48 месяцев
– Какой главный символ олимпиады? – 5 колец
– А какого они цвета вы узнаете, решив примеры:
5 600 : 70 = 80
з 60
х 30 = 1800
к
700 х 2 = 1400 ч
720 : 80 = 9
е 4 800
: 800 = 6
р
60 х 40 = 2 400 ё
20 х 80 = 1 600
л
1200 : 40 = 30
а
360 : 60 = 6 р
300 х 8 = 2 400
ё
270 : 90 = 3
с
400 : 80 = 5 н
2 500 : 500 = 5
н 150
: 30 = 5
н
3 600 : 900 = 4 ы
2 400 : 600 = 4
ы
360 : 90 = 4 ы
1 200
: 30 = 40 й
2 000 : 50 40
й
320 : 8 = 40 й
6 400 : 800 = 8
ж
2 100 : 700 = 3 с
400 х 6 = 2 400
ё
160 : 80 = 2 и
40 х 40 = 1600
л
150 : 30 = 5 н
2 000 : 40 = 50
т
120 : 60 = 2 и
320 : 80 = 4
ы
240 : 6 = 40 й
2 800 : 70 = 40 й
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
30 |
40 | 50 | 80 | 1 400 | 1 600 | 1 800 | 2 400 |
и |
с |
ы |
н |
р |
ж |
е |
а |
й | т | з | ч | л | к | ё |
– Каждый раз в олимпийских играх участвует
разное количество стран. Давайте решим задачу.
В Олимпийских играх в Лос-Анджелесе участвовало
37 стран, что на 84 страны меньше, чем в Мюнхене. В
Московской олимпиаде участвовало на 77 стран
меньше, чем в Лос-Анджелесе и Мюнхене вместе.
Сколько стран прислали своих спортсменов на
олимпиаду в Москву?
Составление краткой записи
– В какие города приезжали спортсмены?
– Сколько стран участвовало в олимпиаде в
Лос-Анджелесе? – 37 стран
– Что сказано про участников олимпиады в
Мюнхене? – что в Лос-Анджелесе на 84 страны
меньше, значит в Мюнхене на 84 страны больше
– Что сказано про участников Московской
олимпиады? – что их на 77 меньше, чем в
Лос-Анджелесе и Мюнхене вместе.
– Сколько вопросов в краткой записи? – 3 вопроса, значит 3 действия
Решаем задачу.
– Что будем узнавать в первом действии? – сколько стран участвовало в Мюнхенской олимпиаде
1) 37 + 84 = 121 ( ст.) в Мюнхене
– Что узнаем во втором действии? – сколько стран приняло участие в олимпиадах в Мюнхене и Лос-Анджелесе
2) 37 + 121 = 158 (ст.) в Мюнхене и Лос-Анджелесе
– Как узнаем сколько стран было в Москве?
3) 158 – 77 =81 (ст.)
Ответ: 81 страна прислала своих участников на олимпиаду в Москву.
6. Подведение итогов
– Сегодня на уроке все хорошо работали. Для
чего мы переводили сантиметры в миллиметры,
метры в сантиметры? – чтобы было легче считать
– Любые соревнования заканчиваются
вручением всем участникам памятных призов, а
победителей награждают медалями и в честь них
играет гимн страны. (Вручаю всем детям
шоколадки)
– Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал
лучше всех?
– Кто прыгнул дальше всех?
Вручаю медали двум победителям. Хором поём гимн.