Единицы измерения длины. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ХОД УРОКА

1. Активация знаний

По рисунку на доске определить чей путь длиннее, а чей короче.

Лодочник – 17 км +19 км +23 км =59 км
Велосипедист – 28 км + 24 км + 19 км = 71 км 
Наездник  – 6 км +7 км +49 км +51 км = 113 км
Бегун – 42 км + 31 км + 16 км = 89 км  
Пловец – 15 км + 32 км + 45 км = 92 км

2. Сообщение темы

– В чём измерялось расстояние каждого спортсмена? – в километрах
– Какие ещё единицы измерения длины вы знаете? – сантиметры, дециметры, миллиметры, метры
– Тема нашего  урока: «Единицы измерения длины». Запишите её в тетрадь.
– Давайте вспомним, сколько метров в одном километре? – 1 км =1000 м
– Сколько сантиметров в одном метре? – 1 м = 100 см
– Сколько сантиметров в одном дециметре? – 1 дм = 10 см
– Сколько дециметров в одном метре? – 1 м = 10 дм

3. Открытие нового знания

– Вчера на уроке мы познакомились ещё с одной единицей измерения длины. Как она называется? – миллиметр
– Для чего нужны миллиметры? – Миллиметры нужны для того, чтобы более точно измерять маленькие короткие длины.
–  Сколько миллиметров в одном сантиметре? – 1 см = 10 мм
– А кто скажет, сколько мм в 5 см? – 50 мм
– Как вы это узнали? – надо 5 умножить  на 10
– Сколько мм в 1 дм? Почему? – в 1 дм 100 мм, т.к. в 1дм = 10 см, а 10х10 =100
– Сколько мм в 7 дм? – 700 мм
– Сколько мм в 1 м? – 1000мм, т.к. 1м=100см, а 100 см = 1000 мм

На доске вырисовываю схему.

– Какой вывод сделаем?
– Что надо делать, чтобы большие единицы выразить в меньших? Надо умножать на 10, 100 или 1000
– Что надо сделать, чтобы мм выразить в более крупных единицах измерения? Надо делить на 10, 100 или 1000

4. Первичное закрепление

– Молодцы! Давайте потренируемся решать такие примеры (на доске):

Вырази:

В миллиметрах:                                                       в метрах, дециметрах и сантиметрах:

14 см =                                                                           50 мм =
60 см =                                                                           620 мм =
83 см =                                                                           890 мм =
12 дм =                                                                          2 500 мм =
6 м =                                                                              1 340 мм =

– Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно выполнить задание на листочках. В нём надо соединить линиями равные значения длины.

5. Применение в жизни умения использовать единицы измерения длины.

Решение задач

1. В начале своих занятий в спортивной школе Ваня прыгал в высоту на 1 м 18 см. после нескольких тренировок он стал прыгать на 25 см выше. Какого результата в прыжках в высоту добился Ваня?
– Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? – надо сложить 1 м 18 см и 25 см

Запись:

1 м 18 см + 25 см = 1 м 43 см

– Как посчитать разные величины? – надо выразить всё в сантиметрах

2. Ваня прыгает в длину на 4 м 15 см, а его сестра на 1 м 27 см меньше. Найди длину прыжка сестры Вани.

– Как решить эту задачу? – надо из 4 м 15 см вычесть 1 м 27 см

4 м 15 см – 1 м 27 см = 2 м 88 см

– Что нужно сделать, чтобы решить пример? – надо выразить всё в сантиметрах

Физминутка

– А сейчас мы с вами посоревнуемся и узнаем, кто из вас прыгает дальше всех. (Дети прыгают в длину. Результаты записывают на доске, выражая длины в разных единицах)   

На закрепление складывают результаты в тетрадях.

Проверка: сколько см прыгнули?

– Скажите, к каким самым главным соревнованиям в своей жизни готовятся все спортсмены? – олимпиада
Пишу на доске:   .л.мп.ада.
– Почему я пропустила некоторые буквы? – их написание надо проверять.
– Давайте подберём проверочные слова. – Олимп, олимпийский
– Можем ли мы проверить первую букву? – нет – Значит её нужно запомнить.
– Как называются слова, буквы в которых не проверяются? – словарные
Запишите в тетради это слово. Подчеркните букву, которую надо запомнить. олимпиада
– Какая страна является родиной олимпийских игр? – Греция
– В какой стране пройдут следующие олимпийские игры? – в России
– В каких видах спорта соревнуются спортсмены на олимпийских играх? – дети перечисляют виды спорта.
– Как часто проходят олимпийские игры? – один раз в четыре года
– Посчитайте, сколько месяцев проходит между олимпийскими играми? – 48 месяцев
– Какой главный символ олимпиады? – 5 колец
– А какого они цвета вы узнаете, решив примеры:

5 600 : 70 = 80    з                         60 х 30 = 1800   к                    700 х 2 = 1400     ч
720 : 80  = 9        е                         4 800 : 800 = 6   р                    60 х 40 = 2 400    ё
20 х 80 = 1 600   л                         1200 : 40 = 30    а                    360 : 60 = 6          р
300 х 8 = 2 400   ё                         270 : 90 = 3        с                    400 : 80 = 5          н
2 500 : 500 = 5     н                        150 : 30 = 5        н                    3 600 : 900 = 4     ы
2 400 : 600 = 4    ы                        360 : 90 = 4       ы                    1 200 : 30 = 40     й
2 000 : 50 40       й                         320 : 8 = 40       й

6 400 : 800 = 8     ж                     2 100 : 700 = 3    с
400 х 6 = 2 400    ё                      160 : 80 = 2         и
40 х 40 = 1600     л                      150 : 30 = 5         н
2 000 : 40 = 50     т                      120 : 60 = 2         и
320 : 80 = 4          ы                     240 : 6 = 40         й
2 800 : 70 = 40     й

2

3

4

5

6

8

9

30

40 50 80 1 400 1 600 1 800 2 400

и

с

ы

н

р

ж

е

а

й т з ч л к ё

– Каждый раз в олимпийских играх участвует разное количество стран. Давайте решим задачу.
В Олимпийских играх в Лос-Анджелесе участвовало 37 стран, что на 84 страны меньше, чем в Мюнхене. В Московской олимпиаде участвовало на 77 стран меньше, чем в Лос-Анджелесе и Мюнхене вместе. Сколько стран прислали своих  спортсменов на олимпиаду в Москву?

Составление краткой записи

– В какие города приезжали спортсмены?
– Сколько стран участвовало в олимпиаде в Лос-Анджелесе? – 37 стран
– Что сказано про участников олимпиады в Мюнхене? – что в Лос-Анджелесе на 84 страны меньше, значит в Мюнхене на 84 страны больше
– Что сказано про участников Московской олимпиады? – что их на 77 меньше, чем в Лос-Анджелесе и Мюнхене вместе.

– Сколько вопросов в краткой записи? – 3 вопроса, значит 3 действия

Решаем задачу.

– Что будем узнавать в первом действии? – сколько стран участвовало в Мюнхенской олимпиаде

1) 37 + 84 = 121 ( ст.) в Мюнхене

– Что узнаем во втором действии? – сколько стран приняло участие в олимпиадах в Мюнхене и Лос-Анджелесе

2) 37 + 121 = 158 (ст.) в Мюнхене и Лос-Анджелесе

– Как узнаем сколько стран было в Москве?

3) 158 – 77 =81 (ст.)

Ответ: 81 страна прислала своих участников на олимпиаду в Москву.

6. Подведение итогов

– Сегодня на уроке все хорошо работали. Для чего мы переводили сантиметры в миллиметры, метры в сантиметры? – чтобы было легче считать
– Любые соревнования заканчиваются  вручением всем участникам памятных призов, а победителей награждают медалями и в честь них играет гимн страны. (Вручаю всем детям шоколадки)
– Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал лучше всех?
– Кто прыгнул дальше всех?

Вручаю медали двум победителям. Хором поём гимн.