Изменение животных под влиянием одомашнивания

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познавательные:
    • получение первоначальных представлений о Ч. Дарвине и его деятельности;
    • знакомство учащихся с тем, как происходило одомашнивание животных;
    • формирование понятий «домашние» и «дикие» животные, знакомство с особенностями ухода за домашними животными, условиями необходимыми для их жизни;
    • формирование представления о сходстве и различии домашних и диких животных;
    • знакомство учащихся с некоторыми видами домашних и диких животных (расширение понятий);
    • познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.
  • Развивающие:
    • развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;
    • развитие логического мышления на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД);
    • анализ при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
    • сравнение домашних и диких животных по существенным признакам;
    • обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);
    • формирование желания овладевать новыми знаниями;
    • развитие самостоятельности при организации моделирования.
  • Воспитательные:
    • воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;
    • воспитание познавательного интереса;
    • воспитание культуры общения: учитель – ученик, ученик – ученик.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Работа на MacBook Pro

– Найдите и закрасьте названия животных. Слова могут быть написаны слева направо и справа налево. Слайды помогут вам найти все названия.
– Какую технику вы будете использовать при закрашивании? (Заливку)
– Можно в палитре на каждую строчку выбрать свой цвет.
– Если ошиблись, что будете делать? (Правку)
– Сколько действий можно отменить? (1)
– Повторим правила техники безопасности при работе на MacBook Pro:

  • Не дотрагиваться до экрана руками.
  • Сидеть  на расстоянии 50-70 см от экрана MacBook Pro.
м и о в ц а р ь б ю
э ь ж к о р о в а ч
к о з а ю ь ы а у ъ
ь ю з а т л ы р у к

– Овца, куры, корова, коза – это кто?
– Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

3. Объяснение нового материала

Ч.Дарвин «Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания»

– С древнейших времен человек стал приручать диких животных, одомашнивать их. Животные стали жить рядом с человеком. Они перестали заботиться о еде, о том, где спрятаться от мороза и хищных диких зверей. Человек научился содержать и разводить  их в неволе.
Людей всегда интересовало, как же происходило одомашнивание. Ответ на этот вопрос дал английский ученый – натуралист, т.е. человек, который изучает животных и растения, Ч.Дарвин. (Портрет)
Ч.Дарвин родился 200 лет тому назад в маленьком городке недалеко от г. Лондона (столицы Великобритании). В детстве он любил наблюдать за жизнью животных и растений. Его дедушка и папа были врачами. Когда Дарвин вырос, родители хотели, чтобы он тоже стал врачом. Чарльз даже два года учился на врача, но потом перешел учиться в другой институт, где изучал жизнь растений и животных.
Закончив институт, он совершил кругосветное путешествие на парусном судне «Бигль». Это путешествие длилось 5лет!
– Как вы думаете, почему натуралист Дарвин так долго совершал кругосветное путешествие? (Не все время плыл. Во время остановок наблюдал за жизнью местных жителей, изучал животных и растения.)
Вернувшись домой, он работал над собранными материалами и 140 лет тому назад в Англии вышла его книга «Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания».
Оказывается, на земном шаре почти 2 000 000 (числа на доску) видов животных! Но одомашнено всего лишь 40 видов млекопитающих. Каких животных называют млекопитающими? 10 видов птиц и несколько видов насекомых (шелкопряд – дает шелковую нить и медоносные пчёлы).

4. Физминутка

– Немножко отдохнем. Встали. Покажите кошечку. Вот кошечка ловит бабочку слева. Не поймала. Справа. Не поймала. (2 раза) Пришли петушки. Крылышками похлопали. Тихо покукарекали (2 раза).

5. Объяснение нового материала

Посмотрим, знаете ли вы домашних и диких животных.

Работа на MacBook Pro

Даны контуры рисунков домашних: корова, свинья, коза, кошка и диких: лиса,  заяц,  еж животных.

Задание: закрасить домашних животных жёлтым цветом, диких – серым цветом.

– Назовите диких животных.
– Назовите одомашненных животных.
– Каких домашних животных вы еще знаете?
– Всех домашних животных можно разделить на 2 группы: тех, которые приносят материальную пользу (молоко, сметану, масло, мясо, шерсть) и тех, которые доставляют нам удовольствие – наши любимцы.
– Поднимите руки те ребята, чьих животных мы видим на экране.
– За что вы любите своих животных?

Временная шкала одомашнивания

– Посмотрим отрывок из мультфильма по сказке Р.Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».
– Почему звери пришли к человеку?
– Ч. Дарвин выяснил, что никто точно не знает, как и когда точно происходило одомашнивание животных. У разных народов разные мнения. Он собрал их, обобщил и составил временную шкалу одомашнивания. Работал Ч.Дарвин долго. Не один год. Чтобы нам узнать, о каких животных он говорил, надо будет ответить на сложные вопросы.
– Справитесь? Не боитесь? Постарайтесь найти самые заметные для вас изменения животных при одомашнивании.
– Кто первый пришел к человеку? (Собака)
– Интересно, что все собаки (большие сторожевые и маленькие комнатные) произошли от волка, гиены и шакала. А было это 20 000 лет назад.

Волк, гиена, шакал        20 000 лет назад         собаки.

– Какие изменения вы заметили?
– Для того, чтобы узнать, кто был следующий, вы должны будете выполнить задание на

MacBook Pro

– Закрасьте буквы, составьте из них слово.

1 Б 3 5 1
3 8 А 6 7
7 1 3 Р 9
6 5 2 4 А
Н 4 2 3 9

– Какое слово получилось? (баран)

Архар, аргал       12 000    овца, баран.

Расшифруйте ребус. (слайд)

Тур      11000     коровы.

Какое животное скрывается за этим сказочным именем «хрюхрюнчик»?

Кабан         8 000    свинья, боров.

Со стаей каких птиц, вожаком которых была Акка Книбекайзе, путешествовал мальчик Нильс?

Гуси               7 000        гуси

– Отгадайте загадку:

Молоко пьёт
Песенки поёт
Чисто умывается,
А с водой не знается.

Нубийская дикая кошка           6 000       кошки.

6. Физминутка

– Покажите, как сова глаза вытаращила. Посмотрела налево, направо (2 раза).Зайчик прискакал. Остановился. Лисичка прибежала, хвостиком повертела. Ученики пришли. Встали Тихо сели.

7. Первичное осмысление и закрепление

Объединение животных по группам.

– Как называется группа этих животных, которые вместе пасутся?  (показаны лошади, коровы, овцы, свиньи, куры). (табун, стадо, отара, стадо, названия нет). (слайды)

8. Итог урока. Рефлексия

– Сегодня на уроке мы говорили об одомашнивании животных.
– Скажите, много ли на земле домашних животных?

Работа на портале Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: коллекция «Домашние животные»  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dcb222e3-cca8-4674-a795-7360cd0836eb/index_listing.html 

– Как вы думаете, изменился ли внешний вид животных, когда они стали домашними, и если изменился, то как?
– Допиши в клетки кроссворда сравнения.

Используется интерактивная доска (многопользовательская система) «Умный мел»

  • Надулся как …
  • Красный как …
  • Слепой как …
  • Неуклюжий как …
  • Длинношеий как …
  • Пучеглазый как …

(индюк, рак, крот, медведь, жираф, филин)

– Какое из этих животных домашнее?
– Какое слово у вас получилось по вертикали?  (Дарвин)
– Как зовут английского ученого, который 140 лет назад написал книгу «Изменения животных и растений под влиянием одомашнивания»?
– Вслушайтесь еще раз в эту фамилию «Дарвин». Что она вам напоминает? Правильно. У нас в Москве есть Дарвинский музей. В этом музее показаны различные животные. Кто из вас там уже был?  Когда мы немного подрастем, то съездим туда все вместе.