Прием сложения однозначныъ чисел с переходом через десяток

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формировать умение учащихся решать составные задачи; закреплять умение складывать и вычитать числа в пределах 20.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • сформировать способность к использованию таблицы сложения для определения
  • систематизировать знания детей о составе чисел от 2 до 9;
  • закреплять знание состава числа 9. Навыки счёта в пределах 9;
  • устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.
  • Развивающие:
  • развивать математическую речь, логическое мышление, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий.
  • развивать память, внимание, творческие способности.
  • Воспитательные:
  • воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний, бережное отношение к природе.
  • прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

II. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности

– Ребята, скажите, кто первый из людей полетел в космос? (Портрет Ю. А. Гагарина). Апрельское утро 1961 года, Байконур. Тишина. Мир ждал первого человека, который полетит во Вселенную. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
– Сегодня и мы совершим «Путешествие в космос» на ракете. Прежде чем взлететь, проверим как вы готовы к путешествию.

18 – 10+0                            15+1 – 10                         19 – 10 – 5

III. Устный счет

1) Решение задач (устно)

  • Миша летел до планеты 3 дня, а Даша 4 дня.Сколько дней они летели вместе?
  • В Мишин корабль ударилось 6 метеоритов, а в Дашин – 2 метеорита.На сколько метеоритов в Дашин корабль ударилось меньше, чем в Мишин?
  • Ребята хотели путешествовать 6 дней, а путешествовали 3 дня. Сколько дней им осталось путешествовать?

2) Работа с цифрами (веер).

  • Найдите сумму чисел 8 и 4;
  • Найдите разность чисел 10 и 4;
  • Найдите сумму чисел 9 и 3;
  • Найдите разность чисел 8 и 3;
  • К 8 прибавить 3;
  • Найдите разность чисел 12 и4;
  • Увеличьте  число 9 на 5;
  • Уменьшить число 7 на 0.

IV.Физкультминутка

В космической ракете
На Венеру мы летим.
Раньше всех на свете
Быть на ней хотим.
Стартуем с космодрома
Ровно через час.
Телевизор дома
Всем покажет нас.

– На чём летают космонавты в космос? (На ракете)
– До старта осталось 5 секунд. Включаем счётчик!
– Отсчитываем секунды: 5, 4, 3, 2, 1! Старт!
– Открыли бортовые журналы (тетради)

V.Чистописание

– Запишем число нашего путешествия.
– Каждый космонавт должен красиво писать в тетради.
– Напишем число 5.
– На такие оценки должен учиться будущий космонавт.

Зарядка для глаз

VI. Арифметический диктант

  • Какое число состоит из 1 дес. И 5 ед.?
  • Какое число следует за числом 17?
  • Какое число предшествует 12?
  • Найдите сумму чисел 10 и 9?
  • В каком числе 7 ед. и 1 дес.?
  • Какое число на 1 меньше 15?

VII. Объяснение нового материала

– Сегодня продолжим изучение таблицы сложения с переходом через десяток.

1. Работа с «корабликами»

– Положите перед собой «кораблики» и давайте познакомимся. Они состоят из двух рядов фишек. Каждый ряд разделён на пятёрки. Каждая фишка имеет два цвета: красный и синий.
– Сколько фишек в каждом ряду? Сколько рядов? Сколько всего фишек?
– Сегодня на уроке мы будем решать примеры на сложение. Как называются компоненты сложения? Мы договоримся с вами, что первое слагаемое, мы будем обозначать красным цветом, а второе слагаемое – синим цветом.

2. Объяснение учителя работы с «корабликами»

– Решим с помощью «корабликов» пример 8 +5 (учитель выполняет на магнитном демонстрационном плакате, учащиеся работают с индивидуальными наборам «кораблики» на парте).
– Выложим первое слагаемое в верхнем ряду(красными фишками), второе слагаемое –синими. Их 5. Можем ли мы их прибавить сразу? (Нет)
– А сколько добавим в верхний ряд? (2),сколько получится фишек? (10)
– Сколько фишек синего цвета, т.е. второго слагаемого у нас осталось? (3)
– Выложим их в нижний ряд. Посчитаем.
– Сколько фишек у нас получилось?(13)
– Как узнали? (10+3=13)
– Давайте вспомним, как мы прибавляли к восьми пять?(Прибавляли по частям)

VIII. Решение задач

– Нам предстоит выход в открытый космос. Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работ. А вы на уроке математики.

Задача

На одном космическом корабле летели 6 космонавтов, а на другом на 4 космонавта больше. Сколько всего полетело космонавтов в космос?

(Коллективное решение с пояснением).

Самостоятельное решение задачи

– Решить задачу самостоятельно. А я пройду и посмотрю, какой экипаж быстрее справится с этой задачей. На планету знаний высадились 9 космонавтов. Затем ещё 8. Сколько всего космонавтов высадилось на планету? Проверка.

IX. Работа с геометрическим материалом

На доске изображения геометрических фигур: треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, овалы.

– Что они собой представляют? (Фигуры)
– Разделите фигуры на две группы. (Многоугольники и круги)

Проверка.

X. Работа с компьютерами

Космонавты должны подготовить отчёт о своём путешествии. Те кто правильно решит тесты на компьютере, тот настоящий космонавт.
Наша ракета пошла на снижение, мы идём к Земле. Для того, чтобы совершить мягкую посадку, нужно сделать точные расчёты. Будьте внимательны, работайте без ошибок, иначе может произойти авария. Проверка

XI. Итог урока

– Вот мы и дома.Скажите, ребята, с каким новым случаем сложения мы познакомились сегодня на уроке?
– Как мы складываем числа с переходом через десяток?
– Что помогало нам решить такие примеры?
– Вам понравилось работать с «корабликами»? На следующих уроках мы продолжим с вами путешествие по стране математики и помогут нам в этом наши «кораблики».
– С каким настроением вы вернулись на Землю. Нарисуйте в тетради себе звёздочку.
– Спасибо за урок. Урок окончен. Молодцы!