Цели урока:
- Сформировать у учащихся знаний особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии установить причинно-следственные связи в природе.
- Расширить и конкретизировать экологические знания, формировать убеждённость в необходимости охраны природы на материке.
- Формировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний, развивать творческое мышление, навыки работы с текстом учебника, географической картой, мультимедийным учебником, осуществлять исследовательскую работу.
Компьютер выполняет роль – средство обратной связи после выполнения самостоятельной практической работы групп учащихся. Показ презентации – проекта строительства станции «Снежная» в условиях Антарктики и просмотр разделов мультимедийного учебника и видеосюжетов.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, диск с программой мультимедийного учебника, карты атласа, раздаточный материал для групп, иллюстрации животных, птиц, гербарий лишайников.
ХОД УРОКА
I. Вступление
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенье дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг!» (А.С. Пушкин)
– Мы в лаборатории открытий. Наша задача: выяснить:
– Могут ли живые организмы выжить, а если могут, то как им это удаётся, в суровых условиях Антарктиды?
– Какие специфические черты природы Антарктиды создают суровые условия жизни?
– «Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла из носа кровь, как будто я поднялся высоко в горы?»
– Как изменяется t0 воздуха от центра материка к краю?
– Как изменяется количество осадков? Почему?
Беседа с классом по карте и рисункам.
<Приложение 3.
Рисунок 1>
<Приложение 3.
Рисунок 2>
<Приложение 3.
Рисунок 3>
II. Самостоятельное изучение новой темы
Класс представляет собой научную лабораторию. Работают три группы учащихся –«учёных». Каждая группа учащихся получает свою программу исследований.
1 группа «Ботаники»: Исследовать
наличие растительного покрова в Антарктиде и их
приспособленности к условиям жизни.
2 группа «Зоологи»: Выяснить, есть ли
животные и птицы на материке? Расскажите о них.
3 группа «Экологи»: Выявите, какая
экологическая ситуация на материке?
Программа исследований 1 группы
Дополнительный текст.
Лишайники – пионеры среди растений
(их здесь около 300 видов) Они неприхотливы,
встречаются на побережье и в антарктических
оазисах. Цвет их от ярко-оранжевого до чёрного и
тёмно-серого. По виду листовидные, кустистые.
Лишайники плотно прикреплены к поверхности скал
в виде корок, так что их можно отскоблить только
ножом.
Лишайники – это симбиоз гриба и
водоросли (2 организма в едином целом).
Мхи – наиболее высокоорганизованные из низших растений. Здесь представлены в основном подушечные мхи. Встречаются в прибрежных оазисах, защищённых от ветра местах.
Водоросли – низшие растения, около 200
видов. Особенно много диатомовых. Встречаются в
океане и в антарктических озёрах в оазисах.
В океане встречаются гигантские водоросли,
образующие целые подводные леса (микроцистис,
лессопия, дюрвиллея).
Задания:
1. Прочитайте текст «Органический мир» стр.175 ,
1абзац и дополнительный текст.
2. Расскажите о растительном мире Антарктиды
(устно).
3. Как приспособились растения к жизни в
Антарктиде?(письменно)
а* Почему большая часть
лишайников чёрные и тёмно-серые?
б* Почему растения на протяжении
нескольких лет остаются такими маленькими?
Программа исследований 2 групп
Дополнительный текст.
Криль – рачки-черноглазки, питаются
диатомовыми водорослями.
Пищевая ценность криля в том, что содержит
микроэлементы и аминокислоты (по их содержанию
он богаче мяса говядины). Стаи его встречаются в
толще воды на глубине 5-100м и служит
пищей для китов.
Рыбы: ледяная рыба, макрурус,
путассу – питаются крилем, служат пищей птицам и
тюленям.
Встречаются головоногие моллюски, которые
являются пищей для китов.
Ластоногие: Морской слон относится к
семейству тюленей. Встречается морской леопард
(очень опасный), морские котики, морские львы. Они
имеют толстый слой подкожного жира и жировую
смазку шкуры, питаются рыбой.
В водах Антарктиды обитают синий кит, касатка.
Касатка – хищное животное, питается
тюленями и рыбой. Касатка быстро привыкает к
человеку, обучаются дельфиньим трюкам.
Птицы: Здесь обитает 44 вида птиц: поморник (буревестник, альбатрос, символ Антарктики – нелетающая птица пингвин). Гнездятся птицы на прибрежных скалах, образуя « птичьи базары».
Задания:
1. Прочитайте текст учебника стр. 175, 2 и 3 абзац;
дополнительный текст.
2. Расскажите о животном мире Антарктиды (устно).
3. Как приспособились животные и птицы к суровым
условиям?(письменно)
а* Установите закономерность взаимосвязи животных Антарктиды с океаном?
Программа исследований 3 группы
Дополнительный текст.
Общее загрязнение планеты сказалось и на
этом отдалённом уголке земли.
Природа Антарктики развивается в суровых
условиях. Всё растёт и развивается очень
медленно. Количество пищи ограниченно. Природа
очень медленно будет восстанавливаться при её
нарушении. Она очень уязвима!
Нонеобходимо соблюдение строгих экологических
норм:
- Вывести десятки тысяч бочек из-под топлива
- Демонтировать старые здания станций
На Антарктиде пока действует 50-летний
мораторий на добычу полезных ископаемых. Для
природы Антарктиды закрытие станций сказалось
бы положительно.
Колония императорских пингвинов у станции
«Мирный» раньше насчитывала 20 тыс. голов птиц, а
теперь только 1600. Пингвины вымирают, так как их
пугают люди, техника. Птицы покидают места
выведения птенцов, теряют яйца.
Учёными было замечено, что с 1975г. образуется
так называемая «Озоновая дыра». В ней содержание
озона снижается до 50% озона в атмосфере.
Суда с грузами для полярников и туристы не
выполняют элементарных правил по охране
окружающей среды.
Экологи с участниками экспедиций разработали
меры по охране природы Антарктиды.
Задания:
1. Прочитайте дополнительный текст.
2. Почему природа Антарктики требует охраны,
бережного отношения? (обсудите устно)
а* Как можно у сохранить природу Антарктиды при активной деятельности человека?
III. Работа по теме
1. Отчёт исследовательских групп.
2. Учитель использует мультимедийный учебник для 7 класса, иллюстрирует
- Ледниковый покров Антарктиды и рельеф,
- Оазисы Антарктиды,
- Иллюстрации мхов, лишайников, пингвинов.
- Ластоногие.
– Как приспособились растения к жизни в
суровых условиях?
– Как приспособились птицы? Животные?
– Какова взаимосвязь органического мира
Мирового океана и Антарктиды?
– Почему птицы образуют «птичьи базары»?
3. Учащиеся делают записи терминов в тетрадь.
лишайники – симбиоз гриба и водоросли,
макроцистис, лессопия, дюрвиллея – водоросли;
криль (содержит микроэлементы, аминокислоты)
головоногие моллюски – кальмары;
рыбы: ледяная, путассу, макрурус;
млекопитающие: тюлень (крабоед, морской леопард, морской котик, морской лев, морской слон), синий кит, кашалот, касатка.
птицы: бакланы, снежные буревестники, чайки-поморники, альбатросы, пингвины
< Приложение 3.
Рисунок 4>
< Приложение 3.
Рисунок 5>
IV. Практическая работа: чтение и анализ диаграмм
<Приложение 3. Рисунок 6>
– Какие виды продукции уничтожают озоновый
слой?
– Какие страны причастны к разрушению озонового
слоя?
– Какой вывод можно сделать?
V. Проектная деятельность учащихся
1) Заслушивание домашнего задания: проект-презентации «Станция Снежная» (Приложение 1)
– Какой будет роль Антарктиды в процессе цивилизации, в развитии науки?
2) Заслушивание презентации: «Экологические последствия разрушения озонового слоя в Антарктиде» (Приложение 2)
– Спрогнозируйте, как будет изменяться озоновая дыра в Антарктиде?
VI. Итог урока
– Что понравилось вам на уроке?
– Мы ответили на главный вопрос урока?
– Что нужно, чтобы урок был интересным?
Домашнее задание: Разработайте туристический маршрут по станциям Антарктиды.
Литература:
1. «Учитель проектирует компьютерный урок»,
Герман Селевко журнал «Народное образование» №
8, 2005 г.
2. Свириденко С.С. «Современные
информационные технологии» Свириденко С.С.
Москва. «Радио и связь» 1999г.
3. География материков и океанов. В.А. Коринская,
И.В. Душина, В.А. Щенев, Москва «Дрофа» 2010 г.
4. Дидактические карточки-задания по географии.
Л.Е. Перлов. К учебнику В.А. Коринской, И.В.
Душиной, В.А. Щенева «География материков и
океанов. 7 класс» Москва «Экзамен» 2011 г.
5. Мультимедийный учебник 7 класса Учебное
электронное издание. «География. Наш дом – Земля.
Материки, океаны, народы, страны» для учащихся 7
классов общеобразовательных учебных заведений.
Авторы учебного материала: Душина И.В., Коринская
В.А., Щенев В.А.
- В проект: «Станция Снежная» вставлен видеосюжет «Пингвины»
- В презентацию: «Экологические последствия разрушения озонового слоя» вставлен видеосюжет «Запуск ракет»). Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 г
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г
7. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2004 г.
К уроку подготовлены презентации учащихся под руководством учителя:
1. Проект: «Станция Снежная», создан в Microsoft
Power Point 2003 г, видоизменён (вставлен видеосюжет
«Пингвины» в Microsoft Power Point 2007г.)
2. Проект-исследование: «Экологические
последствия разрушения озонового слоя», создан
Microsoft Power Point 2003 г. (вставлен видеосюжет «Запуск
ракет» в Microsoft Power Point 2007г).