Тема урока "Живые организмы в суровых природных условиях Антарктиды". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся знаний особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии установить причинно-следственные связи в природе.
  • Расширить и конкретизировать экологические знания, формировать убеждённость в необходимости охраны природы на материке.
  • Формировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний, развивать творческое мышление, навыки работы с текстом учебника, географической картой, мультимедийным учебником, осуществлять исследовательскую работу.

Компьютер выполняет роль – средство обратной связи после выполнения самостоятельной практической работы групп учащихся. Показ презентации – проекта строительства станции «Снежная» в условиях Антарктики и просмотр разделов мультимедийного учебника и видеосюжетов.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, диск с программой мультимедийного учебника, карты атласа, раздаточный материал для групп, иллюстрации животных, птиц, гербарий лишайников.

ХОД УРОКА

I. Вступление

«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенье дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг!»   (А.С. Пушкин)

– Мы в лаборатории открытий. Наша задача: выяснить:

– Могут ли живые организмы выжить, а если могут, то  как им это удаётся, в суровых условиях Антарктиды?
– Какие специфические черты природы Антарктиды создают суровые условия жизни?
– «Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла из носа кровь, как будто я поднялся высоко в горы?»
– Как изменяется t0  воздуха от центра материка к краю?
– Как изменяется количество осадков? Почему?

Беседа с классом по карте и рисункам.

<Приложение 3. Рисунок 1>
<Приложение 3. Рисунок 2>
<Приложение 3. Рисунок 3>

II. Самостоятельное изучение новой темы

Класс представляет собой научную лабораторию. Работают три группы учащихся –«учёных». Каждая группа учащихся получает свою программу  исследований.

1 группа «Ботаники»: Исследовать наличие растительного покрова в Антарктиде и их приспособленности  к условиям жизни.
2 группа «Зоологи»: Выяснить, есть ли животные и птицы на материке? Расскажите о них.
3 группа «Экологи»: Выявите, какая экологическая ситуация на материке?

Программа исследований 1 группы

Дополнительный текст.

Лишайники – пионеры среди растений (их здесь около 300 видов) Они неприхотливы, встречаются на побережье и в антарктических оазисах. Цвет их от ярко-оранжевого до чёрного и тёмно-серого. По виду листовидные, кустистые. Лишайники плотно прикреплены к поверхности скал в виде корок, так что их можно отскоблить только ножом.
Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли (2 организма в едином целом).

Мхи – наиболее высокоорганизованные из низших растений. Здесь представлены в основном подушечные мхи. Встречаются в прибрежных оазисах, защищённых от ветра местах.

Водоросли – низшие растения, около 200 видов. Особенно много диатомовых. Встречаются в океане и в антарктических озёрах в оазисах.
В океане встречаются гигантские водоросли, образующие целые подводные леса (микроцистис, лессопия, дюрвиллея).

Задания:

1. Прочитайте текст «Органический мир» стр.175 , 1абзац и дополнительный текст.
2. Расскажите о растительном мире Антарктиды (устно).
3. Как приспособились растения к жизни в Антарктиде?(письменно)

а*    Почему большая часть лишайников чёрные и тёмно-серые?
б*    Почему растения на протяжении нескольких лет остаются такими маленькими?

Программа исследований 2 групп

Дополнительный текст.

Криль – рачки-черноглазки, питаются диатомовыми водорослями.
Пищевая ценность криля в том, что содержит микроэлементы и аминокислоты (по их содержанию он богаче мяса говядины). Стаи его встречаются в толще воды на глубине 5-100м и служит пищей для китов.

Рыбы: ледяная рыба, макрурус, путассу – питаются крилем, служат пищей птицам и тюленям.
Встречаются головоногие моллюски, которые являются пищей для китов.

Ластоногие: Морской слон относится к семейству тюленей. Встречается морской леопард (очень опасный), морские котики, морские львы. Они имеют толстый слой подкожного жира и жировую смазку шкуры, питаются рыбой.
В водах Антарктиды обитают синий кит, касатка. Касатка – хищное животное, питается тюленями и рыбой. Касатка быстро привыкает к человеку, обучаются дельфиньим трюкам.

Птицы: Здесь обитает 44 вида птиц: поморник (буревестник, альбатрос, символ Антарктики – нелетающая птица пингвин). Гнездятся птицы на прибрежных скалах, образуя « птичьи базары».

Задания:

1. Прочитайте текст учебника стр. 175, 2 и 3 абзац; дополнительный текст.
2. Расскажите о животном мире Антарктиды (устно).
3. Как приспособились животные и птицы к суровым условиям?(письменно)

а*  Установите закономерность взаимосвязи животных Антарктиды  с океаном?

Программа исследований 3 группы

Дополнительный текст.

Общее загрязнение  планеты  сказалось и на этом отдалённом уголке земли.
Природа Антарктики развивается в суровых  условиях. Всё растёт и развивается очень медленно. Количество пищи ограниченно. Природа очень медленно будет восстанавливаться при её нарушении. Она очень уязвима!
Нонеобходимо соблюдение строгих экологических норм:

  • Вывести десятки тысяч бочек из-под топлива
  • Демонтировать старые здания станций

На Антарктиде пока действует 50-летний мораторий на добычу полезных ископаемых. Для природы Антарктиды закрытие станций сказалось бы положительно.
Колония императорских пингвинов у станции «Мирный» раньше насчитывала 20 тыс. голов птиц, а теперь только 1600. Пингвины вымирают, так как их пугают люди, техника. Птицы покидают места выведения птенцов, теряют яйца.
Учёными было замечено, что с 1975г. образуется  так называемая «Озоновая дыра». В ней содержание озона снижается до 50% озона в атмосфере.
Суда с грузами для полярников и туристы не выполняют элементарных правил по охране окружающей среды.
Экологи с участниками экспедиций разработали меры по охране природы Антарктиды.

Задания:

1. Прочитайте дополнительный текст.
2. Почему природа Антарктики требует охраны, бережного отношения? (обсудите устно)

а*   Как можно у  сохранить природу Антарктиды при активной деятельности человека?

III. Работа по теме

1. Отчёт исследовательских групп.

2. Учитель использует мультимедийный учебник для 7 класса, иллюстрирует

  • Ледниковый покров Антарктиды и рельеф,
  • Оазисы Антарктиды,
  • Иллюстрации мхов, лишайников, пингвинов.
  • Ластоногие.

– Как приспособились растения к жизни в суровых условиях?
– Как приспособились птицы? Животные?
– Какова взаимосвязь органического мира Мирового океана и Антарктиды?
– Почему птицы образуют «птичьи базары»?

3. Учащиеся делают записи терминов в тетрадь.

лишайникисимбиоз гриба и водоросли,
макроцистис, лессопия, дюрвиллеяводоросли;
криль (содержит микроэлементы, аминокислоты)
головоногие  моллюски – кальмары;
рыбы: ледяная, путассу, макрурус;
млекопитающие: тюлень (крабоед, морской леопард, морской котик, морской лев, морской слон), синий кит, кашалот, касатка.
птицы: бакланы, снежные буревестники, чайки-поморники, альбатросы, пингвины

< Приложение 3. Рисунок 4>
< Приложение 3. Рисунок 5>

IV. Практическая работа: чтение и анализ диаграмм

<Приложение 3. Рисунок 6>

– Какие виды продукции уничтожают озоновый слой?
– Какие страны причастны к разрушению озонового слоя?
– Какой вывод можно сделать?

V. Проектная деятельность учащихся

1) Заслушивание домашнего задания: проект-презентации «Станция Снежная» (Приложение 1)

– Какой будет роль Антарктиды в процессе цивилизации, в развитии науки?

2) Заслушивание презентации: «Экологические последствия разрушения озонового слоя в Антарктиде» (Приложение 2)

– Спрогнозируйте, как будет изменяться озоновая дыра в Антарктиде?

VI. Итог урока

– Что понравилось вам на уроке?
– Мы ответили на главный вопрос урока?
– Что нужно, чтобы урок был интересным?

Домашнее задание: Разработайте туристический маршрут по станциям Антарктиды.

Литература:

1.  «Учитель проектирует компьютерный урок», Герман Селевко журнал «Народное образование» № 8, 2005 г.
2. Свириденко С.С. «Современные информационные технологии» Свириденко С.С. Москва. «Радио и связь» 1999г.
3. География материков и океанов. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев,  Москва «Дрофа» 2010 г.
4. Дидактические карточки-задания по географии. Л.Е. Перлов.  К учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс» Москва «Экзамен» 2011 г.
5. Мультимедийный учебник 7 класса Учебное электронное издание. «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны» для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.

  • В проект: «Станция  Снежная» вставлен видеосюжет «Пингвины»
  • В презентацию: «Экологические последствия разрушения озонового слоя»  вставлен  видеосюжет «Запуск ракет»). Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 г

6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г
7. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2004 г.

К уроку подготовлены презентации учащихся под руководством учителя:

1. Проект: «Станция  Снежная», создан в Microsoft Power Point 2003 г, видоизменён (вставлен видеосюжет «Пингвины» в Microsoft Power Point 2007г.) 
2. Проект-исследование: «Экологические последствия разрушения озонового слоя», создан Microsoft Power Point 2003 г. (вставлен  видеосюжет «Запуск ракет»  в Microsoft Power Point 2007г).