«Таганрог и его "необыкновенные люди"». 3–4-й классы

Разделы: Внеклассная работа


«Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы,
ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине» (Бернард Шоу).

Цель: воспитание чувства гордости за свою Родину, город. Появление интереса к произведениям А.П.Чехова.

Задачи: вспомнить и закрепить понятия Родина, земляк; расширить знания и представления детей о своём городе, его символах, о «необыкновенных людях», с именем которых связана история Таганрога, прививать интерес к творчеству А.П.Чехова, развивать умение работать в команде.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Актуализация знаний

Звучит тихая музыка [Приложение 6]

– Ребята, вы любите мечтать? Давайте мечтать вместе. Представьте, что мы с вами космонавты и наш космический корабль бороздит просторы огромной Галактики.
– На пути встречаются различные звёзды и созвездия, кометы, планеты. [Приложение 5]
– Внимание, внимание! (изображение нашей планеты) По курсу зелёно – голубая планета. Производим посадку.
– Кто знает, на какой мы оказались планете? (Земля) Как вы догадались?
– Чем для нас она является? (Общим домом для всего человечества)
– Если все мы жители земли, как нас ещё можно назвать? (Земляне)

2. Беседа на тему: «Родина»

– Наша планета очень красива, но как вы думаете, где всего прекрасней на земле? (Мнения детей) Затем подготовленные ученики читают и инсценируют стихотворение
Д. Павлыченко «Где всего прекрасней на земле».

«Где зелёной тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот,
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
Каждый, – шепчет солнышко, – хорош.
Не могу обидеть никого,
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего»

– Почему солнышко так ответило? (Дети рассуждают на темы: Родина, мир, согласие)
– Как называется наша с вами Родина?
– Россия огромная страна, которая объединяет людей разной национальности. Поэтому у каждого человека есть малая Родина. Для нас с вами – это… (Таганрог)

3. Брейн-ринг (класс разделён на команды).

– Вы любите свою малую Родину?
– Тогда, готовы ли вы сыграть со мной в брейн-ринг?

Командам будут даваться вопросы, на которые необходимо давать письменный или устный ответ. За правильный и быстрый ответ команда получает – 3 балла, за ответы на дополнительные вопросы – 1 балл.

«И будут здесь великолепные дома, чудесные сады, фонтаны, необыкновенные люди» А.П.Чехов (запись на доске)

– О чём идёт речь? Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?
– Мечты Чехова сбылись? У нас с вами, действительно чудесный город?
– Чему же будет посвящена наша игра?

Тема: «Таганрог и его «необыкновенные люди» [Приложение 5]

Внимание, первый вопрос!

а) Какой город Таганрог? Дайте письменное определение нашему с вами городу при помощи прилагательных. Например:
Таганрог – … (красивый) город.
Чем больше определений городу, тем лучше. (Ответ: исторический, южный, чеховский, курортный, промышленный, портовый, торговый, зелёный…)

Дополнительный вопрос: «Музей под открытым небом» – так его называют историки.
Почему его так называют? (Много памятников культуры и архитектуры)
– Назовите их.

б) Где и у кого вы слышали слово – «лукоморье»? (А.С.Пушкин)

Дополнительный вопрос: Откуда появилось это название?

Справка: (даётся каждой команде, для самостоятельного изучения и дополнения к ответу детей) Лукоморье – старинное название Таганрогского залива. Береговая часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук. По пути на Кавказ в наш город заезжал А.С.Пушкин. Его именем названа набережная – место, где вот уже много лет, ежегодно встречают рассвет выпускники таганрогских школ (показ памятника Пушкину и вид Пушкинской набережной, залива).
– Пока жюри подводят итоги двух рингов, послушайте внимательно это (звучит гимн Таганрога, утвержденный 2002 году).
– Что вы прослушали? Как вы догадались? (Торжественная музыка и рассказывается о Таганроге)

в) Чем является гимн для Таганрога? (Символ – это знак, примета; визитная карточка Таганрога)

Дополнительный вопрос: Какие ещё официальные символы Таганрога существуют?

г) Найдите и укажите номера этих символов (командам даны карточки с изображением предметов [Приложение 1]).

(Представлены гербы: Санкт-Петербурга, России, Таганрога , Ярославля; флаги: Таганрога, Италии, Андреевский, России, Франции, Чехии)

Дополнительные вопросы:

– Что такое флаг?
– Что, обычно изображено на гербах?
– Как называется наука о гербах? (Геральдика)

Справка: флаг – в переводе с голландского обозначает «корабельное знамя». Это полотнище с эмблемами государства, города к которому принадлежит.
Герб – отличительный знак города. Слово «герб» в переводе с немецкого означает «наследство». В нем отображены особенности развития города, его история, географическое положение.

д) Герб Таганрога разделён на 4 части (каждая команда выбирает любые из них для защиты). Используя части герба, расскажите об истории нашего города (учитель, если необходимо, задаёт наводящие вопросы и дополняет ответы детей). [Приложение 2]

е) Объясните, откуда появились названия этих улиц: улица Морозова, Турубарова, Плотникова, Афонова, Голубца?

Справка. Иван Карпович Голубец – герой Советского Союза. Родился и учился в Таганроге. В войну служил на флоте и во время битвы за город Севастополь, сбрасывая глубинные бомбы в воду, ценою собственной жизни спас от гибели сотни людей с соседних катеров.

Герои подпольщики: Николай Морозов, Пётр, Валентина и Раиса Турубаровы, Максим Плотников, Константин и Василий Афоновы. Это фамилии наших земляков – членов подпольной организации, которые в течение полутора лет вели героическую борьбу с оккупантами в родном городе. Они не щадили себя во имя светлого будущего людей, во имя свободы и независимости нашей Родины.
Тысячи наших земляков принимали участие в боях на фронтах ВО в. 30 солдатам и офицерам, посмертно присвоено звание Героев Советского Союза, четверо стали полными кавалерами Ордена славы, свыше 10 тысяч награждены орденами и медалями. В 1945 году на Параде Победы в Москве по Красной площади чеканили шаг 29 таганрожцев.

ж) С Таганрогом связаны имена известных людей России, память о них увековечена в архитектурных памятниках, перечислите их.

Ответы детей сопровождаются фотографиями памятников: Петр I, Александр I, А.С.Пушкин, Ф.Раневская, П.И.Чайковский, А.П. Чехов, … (Может быть: Г.М.Бериев – изобретатель гидросамолета, его именем назван наш авиационный завод; писатели: К.Паустовский и В.В.Овечкин; изобретатель миномёта Л.Н.Гобято, выдающийся художник К.А.Савицкий. Вспомним известную всему миру картину И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», где Савицким были написаны медведи.)
И это только часть, тех замечательных людей, с кем связана история нашего города.

Дополнительные вопросы: «Благодаря кому наш город стал известен всему миру?»
Благодаря А.П.Чехову, наш город знают во всем мире.
– Почему его называют нашим земляком? (У нас общее место проживания – общая земля, Родина. Обращение к словарям)

з) Какой вклад в развитие нашего города внёс наш прославленный земляк?

Выберите правильный ответ (раздаётся задание для команд [Приложение 3]).

Карточка:

Постоянно оказывал помощь городской библиотеке ( покупал книги и пачками отправлял их в Таганрог, многие из них были с авторскими подписями.
– Создание парка.
Активное участие в создании памятника Петру I. (Узнав, что горожане решили установить памятник Петру I, он принял в этом активное участие. Привлекает к сбору средств на памятник состоятельных таганрожцев. Договаривается в Париже с известным скульптором М. Антакольским о создании памятника и бронзовую статую по морю доставляют в город).
Содействовал организации и проведению в городе художественных выставок.
– По его просьбе, одна из улиц Таганрога была названа в его честь

Дополнительный вопрос: Вы, земляки Чехова, что можете сделать на благо города? А когда подрастёте?
Вот они – «замечательные люди», о которых мечтал наш знаменитый земляк!
Чтобы все это осуществить, вам сейчас надо хорошо учиться. Только так можно принести пользу себе и всем людям, а значит всей стране и городу.
– Так какая же перед вами стоит сейчас главная задача? (Учиться)
– Давайте проверим.

и) Таганрог – чеховский город.

– Перечислите Чеховские места города Таганрога. (Памятник А.П.Чехова, домик Чехова, лавка Чехова, театр Чехова, гимназия Чехова, библиотека Чехова – перечисление сопровождается показом фотографий) [Приложение 5]

Дополнительные вопросы:

Чехов, вспоминая своё детство, писал: «В детстве моём не было детства». Как это понять? (Раздать справки для команд) [Приложение 4])

к) Помимо того, что А.П.Чехов был нашим земляком, кем ещё он был? (Писатель, доктор, драматург)
Драматург – писатель, который пишет пьесы для постановок в театре или кино.

Дополнительный вопрос.

– Какие произведения А.П.Чехова вы читали? Проверим?

Блиц-опрос

– Какой породы была Каштанка?
– Назовите вторую кличку Каштанки?
– Как звали животных у клоуна?
– Как фамилия Ваньки?
– Какой адрес он написал на своём письме?
– Как звали мать Белолобова?
– Кого хотела украсть старая волчица?
– Куда собрались бежать дети из произведения А.П.Чехова «Мальчики»?...

5. Итог брейн-ринга

Подводятся итоги ринга.

Вывод: «Таганрожцы – замечательные люди, которые любят, берегут и заботятся о своём городе, своей Родине» [Приложение 7]

Используемая литература:

1. Г.Бердников «Чехов», М. «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», 1974 г.;
2. Г.Гофман «Герои Таганрога», Ростов-на-Дону книжное издание, 1988 г.;
3. А.Г.Алферьева «Семья Чеховых в Таганроге», издательство «Научный мир», 2010 г.;
4. А.С.Дымов «Таганрог – родина Чехова», издательство «Советская Россия» М. – 1978 г.;
5. Б.Нагорный «Твой край родной», Ростов-на-Дону Ростовское книжное издательство, 1988г.;
6. Е.В.Пчелов «Государственные символы России»,М. «Русское слово», 2002 г.;
7. А.Г.Ренжигло «Мой Таганрог»,Таганрог: «Лукоморье», 2006 г.;
8. «Из школьных лет Антона Чехова», составление, предисловие и пояснительные статьи Н.Роскина, «Детская литература» М. – 1962 г.