«Патриотическое воспитание
подрастающего поколения всегда являлось одной
из важнейших задач современной школы,
ведь детство и юность – самая благодатная пора
для привития священного чувства любви к Родине» (Бернард
Шоу).
Цель: воспитание чувства гордости за свою Родину, город. Появление интереса к произведениям А.П.Чехова.
Задачи: вспомнить и закрепить понятия Родина, земляк; расширить знания и представления детей о своём городе, его символах, о «необыкновенных людях», с именем которых связана история Таганрога, прививать интерес к творчеству А.П.Чехова, развивать умение работать в команде.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Актуализация знаний
Звучит тихая музыка [Приложение 6]
– Ребята, вы любите мечтать? Давайте мечтать
вместе. Представьте, что мы с вами космонавты и
наш космический корабль бороздит просторы
огромной Галактики.
– На пути встречаются различные звёзды и
созвездия, кометы, планеты. [Приложение
5]
– Внимание, внимание! (изображение нашей планеты)
По курсу зелёно – голубая планета. Производим
посадку.
– Кто знает, на какой мы оказались планете? (Земля)
Как вы догадались?
– Чем для нас она является? (Общим домом для
всего человечества)
– Если все мы жители земли, как нас ещё можно
назвать? (Земляне)
2. Беседа на тему: «Родина»
– Наша планета очень красива, но как вы думаете,
где всего прекрасней на земле? (Мнения детей)
Затем подготовленные ученики читают и
инсценируют стихотворение
Д. Павлыченко «Где всего прекрасней на земле».
«Где зелёной тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот,
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
Каждый, – шепчет солнышко, – хорош.
Не могу обидеть никого,
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего»
– Почему солнышко так ответило? (Дети
рассуждают на темы: Родина, мир, согласие)
– Как называется наша с вами Родина?
– Россия огромная страна, которая объединяет
людей разной национальности. Поэтому у каждого
человека есть малая Родина. Для нас с вами – это…
(Таганрог)
3. Брейн-ринг (класс разделён на команды).
– Вы любите свою малую Родину?
– Тогда, готовы ли вы сыграть со мной в
брейн-ринг?
Командам будут даваться вопросы, на которые необходимо давать письменный или устный ответ. За правильный и быстрый ответ команда получает – 3 балла, за ответы на дополнительные вопросы – 1 балл.
«И будут здесь великолепные дома, чудесные сады, фонтаны, необыкновенные люди» А.П.Чехов (запись на доске)
– О чём идёт речь? Как вы думаете, кому
принадлежат эти слова?
– Мечты Чехова сбылись? У нас с вами,
действительно чудесный город?
– Чему же будет посвящена наша игра?
Тема: «Таганрог и его «необыкновенные люди» [Приложение 5]
Внимание, первый вопрос!
а) Какой город Таганрог? Дайте
письменное определение нашему с вами городу при
помощи прилагательных. Например:
Таганрог – … (красивый) город.
Чем больше определений городу, тем лучше. (Ответ:
исторический, южный, чеховский, курортный,
промышленный, портовый, торговый, зелёный…)
Дополнительный вопрос: «Музей под
открытым небом» – так его называют историки.
– Почему его так называют? (Много
памятников культуры и архитектуры)
– Назовите их.
б) Где и у кого вы слышали слово – «лукоморье»? (А.С.Пушкин)
Дополнительный вопрос: Откуда появилось это название?
Справка: (даётся каждой команде, для
самостоятельного изучения и дополнения к ответу
детей) Лукоморье – старинное название
Таганрогского залива. Береговая часть его
действительно своими очертаниями напоминает
изогнутый лук. По пути на Кавказ в наш город
заезжал А.С.Пушкин. Его именем названа набережная
– место, где вот уже много лет, ежегодно
встречают рассвет выпускники таганрогских школ
(показ памятника Пушкину и вид Пушкинской
набережной, залива).
– Пока жюри подводят итоги двух рингов,
послушайте внимательно это (звучит гимн
Таганрога, утвержденный 2002 году).
– Что вы прослушали? Как вы догадались? (Торжественная
музыка и рассказывается о Таганроге)
в) Чем является гимн для Таганрога? (Символ – это знак, примета; визитная карточка Таганрога)
Дополнительный вопрос: Какие ещё официальные символы Таганрога существуют?
г) Найдите и укажите номера этих символов (командам даны карточки с изображением предметов [Приложение 1]).
(Представлены гербы: Санкт-Петербурга, России, Таганрога , Ярославля; флаги: Таганрога, Италии, Андреевский, России, Франции, Чехии)
Дополнительные вопросы:
– Что такое флаг?
– Что, обычно изображено на гербах?
– Как называется наука о гербах? (Геральдика)
Справка: флаг – в переводе с
голландского обозначает «корабельное знамя».
Это полотнище с эмблемами государства, города к
которому принадлежит.
Герб – отличительный знак города. Слово «герб» в
переводе с немецкого означает «наследство». В
нем отображены особенности развития города, его
история, географическое положение.
д) Герб Таганрога разделён на 4 части (каждая команда выбирает любые из них для защиты). Используя части герба, расскажите об истории нашего города (учитель, если необходимо, задаёт наводящие вопросы и дополняет ответы детей). [Приложение 2]
е) Объясните, откуда появились названия этих улиц: улица Морозова, Турубарова, Плотникова, Афонова, Голубца?
Справка. Иван Карпович Голубец – герой Советского Союза. Родился и учился в Таганроге. В войну служил на флоте и во время битвы за город Севастополь, сбрасывая глубинные бомбы в воду, ценою собственной жизни спас от гибели сотни людей с соседних катеров.
Герои подпольщики: Николай Морозов,
Пётр, Валентина и Раиса Турубаровы, Максим
Плотников, Константин и Василий Афоновы. Это
фамилии наших земляков – членов подпольной
организации, которые в течение полутора лет вели
героическую борьбу с оккупантами в родном
городе. Они не щадили себя во имя светлого
будущего людей, во имя свободы и независимости
нашей Родины.
Тысячи наших земляков принимали участие в боях
на фронтах ВО в. 30 солдатам и офицерам, посмертно
присвоено звание Героев Советского Союза,
четверо стали полными кавалерами Ордена славы,
свыше 10 тысяч награждены орденами и медалями. В
1945 году на Параде Победы в Москве по Красной
площади чеканили шаг 29 таганрожцев.
ж) С Таганрогом связаны имена известных людей России, память о них увековечена в архитектурных памятниках, перечислите их.
Ответы детей сопровождаются фотографиями
памятников: Петр I, Александр I, А.С.Пушкин,
Ф.Раневская, П.И.Чайковский, А.П. Чехов, … (Может
быть: Г.М.Бериев – изобретатель гидросамолета,
его именем назван наш авиационный завод;
писатели: К.Паустовский и В.В.Овечкин;
изобретатель миномёта Л.Н.Гобято, выдающийся
художник К.А.Савицкий. Вспомним известную всему
миру картину И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»,
где Савицким были написаны медведи.)
И это только часть, тех замечательных людей, с кем
связана история нашего города.
Дополнительные вопросы: «Благодаря
кому наш город стал известен всему миру?»
Благодаря А.П.Чехову, наш город знают во всем
мире.
– Почему его называют нашим земляком? (У
нас общее место проживания – общая земля, Родина.
Обращение к словарям)
з) Какой вклад в развитие нашего города внёс наш прославленный земляк?
– Выберите правильный ответ (раздаётся задание для команд [Приложение 3]).
Карточка:
– Постоянно оказывал помощь городской
библиотеке ( покупал книги и пачками отправлял
их в Таганрог, многие из них были с авторскими
подписями.
– Создание парка.
– Активное участие в создании памятника Петру
I. (Узнав, что горожане решили установить
памятник Петру I, он принял в этом активное
участие. Привлекает к сбору средств на памятник
состоятельных таганрожцев. Договаривается в
Париже с известным скульптором М. Антакольским о
создании памятника и бронзовую статую по морю
доставляют в город).
– Содействовал организации и проведению в
городе художественных выставок.
– По его просьбе, одна из улиц Таганрога была
названа в его честь
Дополнительный вопрос: Вы, земляки
Чехова, что можете сделать на благо города? А
когда подрастёте?
Вот они – «замечательные люди», о которых мечтал
наш знаменитый земляк!
Чтобы все это осуществить, вам сейчас надо хорошо
учиться. Только так можно принести пользу себе и
всем людям, а значит всей стране и городу.
– Так какая же перед вами стоит сейчас главная
задача? (Учиться)
– Давайте проверим.
и) Таганрог – чеховский город.
– Перечислите Чеховские места города Таганрога. (Памятник А.П.Чехова, домик Чехова, лавка Чехова, театр Чехова, гимназия Чехова, библиотека Чехова – перечисление сопровождается показом фотографий) [Приложение 5]
Дополнительные вопросы:
Чехов, вспоминая своё детство, писал: «В детстве моём не было детства». Как это понять? (Раздать справки для команд) [Приложение 4])
к) Помимо того, что А.П.Чехов был нашим
земляком, кем ещё он был? (Писатель, доктор,
драматург)
Драматург – писатель, который пишет пьесы для
постановок в театре или кино.
Дополнительный вопрос.
– Какие произведения А.П.Чехова вы читали? Проверим?
Блиц-опрос
– Какой породы была Каштанка?
– Назовите вторую кличку Каштанки?
– Как звали животных у клоуна?
– Как фамилия Ваньки?
– Какой адрес он написал на своём письме?
– Как звали мать Белолобова?
– Кого хотела украсть старая волчица?
– Куда собрались бежать дети из произведения
А.П.Чехова «Мальчики»?...
5. Итог брейн-ринга
Подводятся итоги ринга.
Вывод: «Таганрожцы – замечательные люди, которые любят, берегут и заботятся о своём городе, своей Родине» [Приложение 7]
Используемая литература:
1. Г.Бердников «Чехов», М. «МОЛОДАЯ
ГВАРДИЯ», 1974 г.;
2. Г.Гофман «Герои Таганрога», Ростов-на-Дону
книжное издание, 1988 г.;
3. А.Г.Алферьева «Семья Чеховых в Таганроге»,
издательство «Научный мир», 2010 г.;
4. А.С.Дымов «Таганрог – родина Чехова»,
издательство «Советская Россия» М. – 1978 г.;
5. Б.Нагорный «Твой край родной»,
Ростов-на-Дону Ростовское книжное издательство,
1988г.;
6. Е.В.Пчелов «Государственные символы
России»,М. «Русское слово», 2002 г.;
7. А.Г.Ренжигло «Мой Таганрог»,Таганрог:
«Лукоморье», 2006 г.;
8. «Из школьных лет Антона Чехова», составление,
предисловие и пояснительные статьи Н.Роскина,
«Детская литература» М. – 1962 г.