Классный час "Великий русский подвижник Сергий Радонежский". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Форма: устный журнал

Цели: ознакомить с биографией великого русского подвижника Сергия Радонежского; расширять кругозор обучающихся; воспитывать христианские добродетели на примере подвига  русских святых; формировать чувство патриотизма; прививать интерес к изучению истории Российского государства.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучание колоколов.

1. Приветствие

2. Актуализация внимания уч-ся.

Весь христианский мир чтит память одного из величайших подвижников в сонме святых, молитвенника и покровителя земли русской Сергия Радонежского.
Сегодня наш классный час будет посвящён  ему. Проходить занятие будет в  форме устного журнала. 

3. Основная часть

Страничка 1. Родители отрока Варфоломея < Рисунок 1>

Рассказ учителя.

Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. По преданию, их имение находилось в четырех верстах от Ростова Великого. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, были прилежны в молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия. У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им еще одного сына, Варфоломея, в будущем – Преподобного Сергия Радонежского.

Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его.

Сценка «Явление отроку Варфоломею» < Рисунок 2>

Однажды жеребята ушли со двора, и отец отправил Варфоломея искать их.
Ходил мальчик, звал-высматривал жеребят; да вдруг видит – под большим дубом стоит незнакомый человек в черной одежде. Старец стоял и прилежно молился. Лицо у него было светлое, как у ангела. Наконец он перевел взгляд на Варфоломея и подозвал его к себе. Старец, спросил:
– Что ищешь или чего хочешь, чадо?
Варфоломей тотчас доверился Божественному старцу:
– Больше всего хочу я научиться грамоте! Отдали меня учиться, и очень тяжело у меня на душе из-за того, что учусь и никак не могу ничего понять из того, чему учит меня мой учитель. Ты же, отче святый, помолись обо мне Богу, чтобы я уразумел грамоту.
Старец поднял лицо к небу, помолился и, достав из кармана что-то похожее на небольшой кусочек белого пшеничного хлеба, подал Варфоломею:
– Открой уста твои, прими это и съешь. Это тебе дается знак благодати Божией и разумения Святого Писания. Хотя и кажется малым то, что тебе дается, но велика сладость вкушения его.
И еще старец сказал Варфоломею:
– А о грамоте, чадо, не тужи: знай, что с этого дня дарует тебе Господь способность к грамоте, притом лучшую, чем у братьев и сверстников твоих.
Поблагодарив с поклоном Бога и посланного Им дивного старца, Варфоломей осмелился спросить:
– Святый отче, не посетишь ли наш дом?
К радости Варфоломея старец согласился, и они пошли в село.
– А про жеребят-то, про жеребят забыл! – спохватился по пути Варфоломей; но старец успокоил его, сказав, что Бог о его жеребятах уже позаботился.
– Главное – Бога искать и любить, а все остальное Бог Сам поможет найти, – поучал старец.
С тех пор Варфоломей больше всего полюбил читать Божественные книги и молиться в церкви, дома и в любом месте, где бы он ни был. Чтобы выразить свою любовь и благодарность Богу, он стал питаться только хлебом и водой. А сладостями, которыми его угощали, лакомил жеребят.

Рассказ учителя.

Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, земли Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям. В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу. Существует предание, что Преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в обитель, помолиться сначала о упокоении его родителей над их гробом. Почитание преподобных Кирилла и Марии восходит к XVI веку. У мощей их в Покровском соборе монастыря непрестанно читалась Псалтирь и служились панихиды. Сила заступничества преподобных проявилась во многих чудотворениях, происходивших по молитве к ним от их мощей. В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых.

Страничка 2.  Жизнеописания Преподобного Сергия <Рисунок 3>

Рассказ учителя

После смерти родителей Варфоломей со старшим братом Стефаном пошёл искать место пустынное. Они исходили многие вёрсты по лесам и наконец, в чаще леса обнаружили место пустынное. Помолившись, они стали рубить лес, сначала построили хижину, потом келью и срубили церковь, освящённую во имя Святой Троицы. Не выдержав тягот пустынножительства в нужде и лишениях, Стефан ушёл в московский монастырь.
Преподобный Сергий принял иночество около 1337 года. Скудость и нужда сопутствовала ему во всем. «Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения, – ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Один медведь имел обыкновение приходить к Преподобному.

Рассказ ученицы  <Рисунок 4>

Звери о Сергии Радонежском любопытствовали. Волки приходили по одному и стаями. Стояли поодаль, поводили носами. Иной раз бывало и близко подступали, обнюхивали. Лисы тоже дивились на преподобного.
А то сам хозяин радонежских лесов, медведь, наведался. Кто, мол, тут поселился, да почему не ведаю, да чем таким вкусным на поляне пахнет?
Преподобный вышел из кельи. Был он тонок телом, светел лицом.
Медведь привстал, чтобы, стоя на задних лапах, оказать себя во весь могучий и грозный рост. Отшельник же не испугался, а молвил приветливо:
– Мир тебе, твореньице Божье.
Негромкий, ласковый голос тотчас успокоил медведя – он мягко опустился на передние лапы и стал выжидающе смотреть на человека маленькими сумрачными глазками. Человек же зашел на малое время в келью и вышел оттуда с куском хлеба в руке. Подошедши к осиновой колоде, положил на нее хлеб.
– Приими хлебца из рук убогого Сергия. Медведь осторожно нюхнул хлеб, взял в пасть, отойдя поодаль, съел. Затем подошел к отшельнику, обнюхал его кожаные сапоги, одежду, руки. Миром, благостью веяло от отшельника.
– Приходи в мое местечко, – говорил преподобный, – всегда приходи. Будет хлебец – оба подкрепимся, будет кусок – и тот разделим. А не будет – потерпим: Господь Бог и подаст через добрых людей.
Внимая, медведь кивал головой, точно понимал речь дивного человека и во всем соглашался с ним.
С тех пор медведь каждый день приходил к келье, а то и по нескольку раз. Преподобный Сергий отламывал кусок хлеба и оставлял на колоде или на пне. Иной раз и последний кусок отдавал зверю, себе ничего не оставлял, говоря:
– Я-то укреплюсь молитовкой, а ты, бедный, как о себе промыслишь?
Порой и совсем не было хлеба. Медведь, не получив привычного угощения, долго не уходил, осматривая землю вокруг пня и колоды, тычась носом в траву и спрашивая взглядом: где же хлеб?
– Скудно нынче, скудно, – отвечал отшельник. – Даже и совсем нет. Обоим нам велит Господь потерпеть... И потерпим, потерпим. Водички попьем...
Медведь кивал головой, вздыхал и шел к ручью, а назавтра снова приходил и терпеливо ждал у пня, у колоды. Преподобный же, закончив читать молитвы, выходил, радостный, с хлебом в руке.

Рассказ учителя.

В одиночестве он прожил два года. Прошло время, и к смиренному и трудолюбивому пустыннику стали приходить обращаться люди, стремившиеся к спасению души. Поначалу Преподобный не только не принимал их, но и запрещал им оставаться, говоря: «Не можете выжить на месте этом и не можете терпеть трудности в пустыне: голод, жажду, неудобства и бедность». Они же отвечали: «Хотим мы терпеть трудности жизни на месте этом, а если Бог захочет, то и сможем». Он уступил их желанию проживать подле него. В глухом лесу стала возникать небольшая монашеская община, не более двенадцати человек. И построили они каждый отдельную келью, стараясь подражать Преподобному Сергию. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал. 
Сам же Сергий всеми силами помогал братии, три или четыре кельи своими руками построил. И в прочих монастырских делах, нужных братии, он участвовал. Без лености Преподобный Сергий служил братии: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил. Сергий брал на себя самую тяжелую работу, чтобы облегчить бремя учеников своих.
Однако монашеская община не могла совершать Божественную литургию, и братия стала упрашивать Преподобного стать игуменом и принять священство. Однако Сергий считал: «Хочу лучше жить по воле других, чем иметь других под своей волей», а «стремление к игуменству есть корень и начало честолюбия». Но все-таки Преподобный Сергий уступил настойчивым мольбам учеников и был рукоположен в пресвитера и поставлен игуменом в 1354 году.
Преподобный Сергий исполнял буквально евангельскую заповедь: «быть меньшим из всех и слугой всех», он старался быть учителем и исполнителем: «и на работу раньше всех шел, и на церковном пении раньше всех был, и на службе никогда к стене не прислонялся» – пишет Епифаний. Бедная деревянная церковь и несколько деревянных избушек-келий, – таковой пребывала обитель Святой Троицы при Преподобном Сергии. Община проживала в постоянных трудах и немалых лишениях. Часто случалось, что у них не было хлеба и приходилось голодать несколько дней подряд. 
Так выглядит обитель сегодня:  <Рисунок 5>

Страничка 3. Куликовская битва.

Демонстрация кинофрагмента учебного фильма для общеобразовательных школ «Нашествие».

Первым среди русских князей московский князь Дмитрий Иванович Донской начал открытую борьбу с игом Орды.  В 1380 г. на Русь собрался совершить грабительский поход хан Мамай со своим стотысячным войском.
Князь Дмитрий мучился сомнениями как бы ни потерять Русь. И отправился он за советом к Сергию Радонежскому. <Рисунок 6>

Рассказ ученицы.

Князь с тревогой вглядывался в лицо преподобного: что он скажет? благословит ли?
Преподобный сидел на скамье, опустив голову. После долгого молчания тихо молвил:
– Много крови христианской прольется... Нельзя ли и на этот раз откупиться, выдать дани столько, сколько запросят? Только бы миром, только бы кровь не лилась...
– Мамай хуже Батыя, – ответил Димитрий. – Он идет вырезать и выжечь Русь дотла.
Преподобный глубоко вздохнул, поднял взгляд на Димитрия:
– Отправил ли сторожей в степь?
– Отправил. Сила на нас идет несметная.
– Твоя рать велика ли?
– Третьего дня в Коломне собралась рать, почитай, со всей Руси счетом в сто пятьдесят тысяч воинов. Такой рати Русь прежде никогда не собирала!
– Одолеешь безбожных?
– Великую веру имею к тебе, отче, – твердо ответил князь. – Вооружи благословением...
Преподобный проводил князя в отдельную келью на ночлег, а келейнику своему велел собрать самых опытных старцев. До утренней зари держали старцы духовный совет. Решалась судьба земли Русской.
Утром Божественную Литургию служил игумен. В храме Пресвятой Троицы стоял великий князь Димитрий, бояре, дружинники, иноки. Диакон с особым чувством произносил молитвенное прошение к Богу о христолюбивом воинстве...
По окончании службы преподобный пригласил князя в трапезную; подал на деревянном блюде хлеб да соль; по вкушении окропил Димитрия, бояр и дружину святой водой, осенил крестным знамением и напутствовал:
– Подобает тебе, господине, заботиться о врученном тебе от Бога христианском стаде. Пойди против безбожных – и с Богом, помогающим тебе, победишь и здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишься!
Затем подозвал двух иноков – богатыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю – и сказал князю:
– Это тебе мои ратники.
Благословил еще раз князя и всех, кто был с ним, иконой Господа Вседержителя; и князь, посмотрев напоследок долгим взглядом в светлые глаза преподобного, почерпнув в них веры и решимости, вскочил на коня.

Рассказ учителя.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, на Тульских землях, ордынцы обратились в бегство. Предсказание преподобного Сергия подтвердилась.

Страничка 4.  Иконография Сергия Радонежского

Рассказ учителя.

Святого Сергия Радонежского изображают в соответствии с каноном для преподобных.
Об изображении Преподобного Сергия Радонежского говорится в «Лицевых святцах» XVII века Никольского единоверческого монастыря в Москве: «Святитель, сед, риза крестчатая, налево иноки в черных клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра, главы и крыши золотые, крест белый».  <Рисунок 7>

Страница 5.  Молитвенное обращение к Сергию Радонежскому

Рассказ учителя.

Преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению. Отроку Сергию трудно давалось учение, и после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Среди прочих молитв Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам Преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого Преподобного Сергия Радонежского можно прибегать в любой беде и в любом затруднении.
Также святого Преподобного Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов.
Перед кончиной Преподобный Сергий призывал братство, помолившись отошёл ко Господу 25 сентября 1392 г. Через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды. <Рисунок 8>
В 1452 г. Православная церковь причислила его к лику святых. Житие святого, написанное Епифанием Премудрым,  и описания его монашеских подвигов стало любимым духовным чтением на Руси.

4.  Рефлексия

Напишите свои впечатления о преподобном Сергии Радонежском.

5. Итог

Страница 6. Викторина

  1. Как звали родителей Сергия Радонежского? (Мария и Кирилл)
  2. Как звали отрока, будущего святого Сергия Радонежского? (Варфоломей)
  3. Сколько лет Сергий жил в одиночестве в лесу? (Два года)
  4. Какой зверь постоянно навещал монаха Сергия? (Медведь)
  5. В каком году Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с ханом Мамаем? (В 1380 г.)
  6. Как звали монашествующих воинов, участвовавших в сражении на Куликовом поле? (Пересвет и Ослябя)
  7. Как называется обитель, основанная Сергием? (Троице-Сергиева лавра)
  8. В каких житейских нуждах следует молиться Сергию Радонежскому?

Звучит песня Ж. Бичевской «Господи, помилуй!»

Используемая литература:

1. Е.А. Князев, Е.Ю. Князева, А.А. Евстигнеев. Преподобный Сергий Радонежский. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
2. Леонид Нечаев. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. М.: «Отчий дом», 2011.