Задачи:
- Обучающие:
- развивать зрительно-пространственную ориентацию в замкнутом пространстве на вертикальной и горизонтальной плоскости, умение распознавать диких животных в различных модальностях, называть их;
- продолжать учить оперировать пространственными представлениями (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, посередине справа, посередине слева вверху, внизу);
- подбирать дикому животному соответствующую по окраске шубку;
- учить понимать и подбирать схему предлогов, обозначающих пространственное расположение объектов; чётко дифференцировать основные направления; ориентироваться с помощью осязания.
- Развивающие:
- развивать зрительное, осязательное восприятие, зрительное внимание, память;
- развивать быстроту мышления и зрительно-поисковую деятельность;
- прививать навыки прослеживания глазами за действиями рук;
- способствовать активизации мышц глазодвигательного аппарата, движению их по вертикали и по горизонтали;
- развивать активную речь детей: названия диких животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка, ёж);
- учить правильно, употреблять в речи пространственные термины: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «в середине», «на», «в», «под», «за»;
- расширять активный и пассивный словарь детей за счёт описательной речи.
- Воспитательные:
- воспитывать умение слушать педагога и друг друга;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Средства деятельности:
Оборудование: проекционный экран, компьютер.
Дидактический материал: слайдовая презентация.
Демонстрационный материал: игрушки диких животных, пень, снежинки.
Раздаточный материал: карточки на каждого ребёнка с силуэтным изображением дикого животного;игра для развития тактильных ощущений «Тактильный мешочек»; индивидуальные фланелеграфы, набор силуэтов диких животных; карточка – лабиринт «Помогите зайчику убежать в лес», карандаш; набор цветных картинок «дикие животные».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «дикие животные»; чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».
Формы организации: групповая
Ход НОД
Тифлопедагог приглашает детей встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться, т.е. подарить окружающим хорошее настроение Неожиданно в группу влетает воздушный шарик, а на его ниточке – письмо.
Тифлопедагог: Дети, посмотрите, кнам прилетел воздушный шарик! Ой, здесь, какой-то конверт. А в нем письмо. Давайте прочитаем и узнаем, кто и зачем нам его отправил (читает письмо). «Дорогие друзья! Мы лесные следопыты из сказочной страны. Следопыты первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы предлагаем вам тоже стать следопытами. Для этого вам предстоит выполнить много интересных и увлекательных заданий, а для этого надо быть очень внимательными»
Тифлопедагог: А вы хотите стать лесными следопытами?
Дети выражают своё желание стать лесными следопытами
Тифлопедагог: А в конверте ещё что-то есть. Как вы думаете что это?
Дети: карточки, картинки.
Тифлопедагог: Это ребята карточка. Возьмите ту, которая вам понравилась.
Дети выбирают карточку
Тифлопедагог: Итак, уважаемые лесные следопыты, я знаю загадки о диких животных и хочу вам их загадать. (Загадывает загадки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
Дети: Лиса
Тифлопедагог:
Просыпается весной,
А под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети: Медведь
Тифлопедагог:
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Дети: Заяц
Тифлопедагог:
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка
Мех тёплый, как грелка
Кто это?
Дети: Белка
Тифлопедагог:
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный.
Дети: Волк
Тифлопедагог:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок много,
А ниток ни одной.
Дети: Ёж
(Презентация, слайды 2,3,4,5,6,7)
После каждой отгаданной загадки педагог обращает внимание детей на экран.
Тифлопедагог: Обратите внимание на экран, есть ли на нём картинка – отгадка. Если есть, то расскажите, где она расположена.
Дети: Лиса находится в верхнем правом углу, медведь расположен в нижнем правом углу, белка находится в левом нижнем углу, заяц находится в верхнем левом углу, волк – посередине. (Презентация слайд 8)
Тифлопедагог: Кого из этих животных не встретишь зимой?
Дети: Медведя и ежа
Тифлопедагог: Почему?
Дети: Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.
Тифлопедагог: Молодцы ребята. Хорошие из вас получились следопыты. Я хочу предложить вам карточки, посмотрите внимательно каждый на свою картинку, на них вы видите изображение. Напомните, какое это изображение?
Дети: Силуэтное
Тифлопедагог: Кто у вас изображён на карточке?
Дети: Белка, волк, заяц, медведь, лиса, еж
Тифлопедагог: На краю стола лежат силуэты соответствующих животных. Найдите пару своему дикому животному и займите место за столом
Дети находят соответствующее изображение дикого животного и занимают место за столом.
Тифлопедагог: Существует много признаков, по которым мы узнаём диких животных. Кто-то узнаёт дикое животное по мордочке, кто-то по хвосту, кто-то по издаваемым звукам. Я предлагаю вам, уважаемые следопыты, поиграть в игру «Тактильный мешочек».
Задание: Из мешочка достаньте крышку-боченок с соответствующим кусочком меха.
Дети: Я достал крышку-боченок с пушистым мехом это подходит для шубки лисы.
Тифлопедагог: Аналогично дети достают крышки-боченки и для других животных.
Тифлопедагог: Уважаемые следопыты, посмотрите внимательно на экран (Презентация слайд 9) и постарайтесь запомнить, кто, где расположен. Запомнили? (Слайд закрыть)
Дети: Да
Тифлопедагог: Сейчас вам предстоит разложить на своих фланелеграфах силуэты животных так, как было представлено на экране, но это задание вы выполните закрытыми глазами. Положите перед собой фланелеграф, сверху набор диких животных. Наденьте тканевые очки и приступайте к выполнению задания.
Дети располагают силуэты животных с помощью осязания. После выполнения задания дети обмениваются фланелеграфами и проверяют правильность выполненного задания, сверяя с образцом, представленным на экране.
Тифлопедагог: выясняет, допустили ли лесные следопыты ошибки при раскладывании трафаретов диких животных.
Динамическая пауза «Весёлые зайчата»
Ну-ка, дружно все присели, (стоя по кругу, приседают на корточки)
Друг на друга поглядели (глядят друг на друга)
И похлопали в ладошки: (хлопают в ладоши)
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
– Что у зайцев на макушке? (ставят руки на голову, словно ушки)
– Пляшут весло там ушки.
Раз подскок, два подскок – (прыгают на месте)
Поскакали все в лесок (скачут врассыпную)
Зрительная гимнастика «Проследи глазами за снежинкой»
(Презентация, слайд 10) Дети прослеживают глазами за движением снежинки
Тифлопедагог: Читает детям стихотворение В. Левановского:
Что для зайца стометровка?
Как стрела, летит косой!
Вот что значит тренировка
Вместе с тренером – лисой
Тифлопедагог: Лиса всегда хочет поймать зайчика, но это ей редко удается. Как вы думаете, почему?
Дети: Заяц быстро бегает
Тифлопедагог: Он не только умеет быстро бегать – он умеет запутывать следы. Зайчик никогда не бегает по прямой дорожке, он бегает между деревьями и кустами и этим путает лису.
Тифлопедагог: Чтобы выполнить следующее задание я приглашаю вас пройти и занять свои места. (Педагог раздаёт карточки с заданием)
Тифлопедагог: Как надо положить правильно карточку с заданием?
Дети: Чтобы срезанный уголок был внизу справа.
Задание: За зайчиком гонится лиса. Помогите зайчику, найдите нужную дорожку, которая приведёт его в густой лес.
Тифлопедагог: Сначала нужную дорожку отыщите указкой, а затем проведите фломастером. Глазами проследите за движением руки.
Тифлопедагог: Расскажите, в каком направлении будет бежать зайчик?
Дети: Заяц побежит сначала прямо, повернет на право, спустится с горки вниз, затем на лево, снова спустится вниз, побежит на право и в густой лес
Тифлопедагог: Молодцы! Вы спасли зайчика от лисы!
Тифлопедагог: Уважаемые следопыты! А вот и уголок леса.
Тифлопедагог: Кого вы здесь увидели?
Дети: Медведя, лису, ежа, белку, зайца.
Тифлопедагог: Чтобы выполнить следующее задание объединитесь парами, возьмитесь за руки.
Тифлопедагог: Каждой паре я дам картинку дикого животного. Посмотрите внимательно и найдите глазами своё животное в уголке зимнего леса. Обратите внимание, где оно расположено (Презентация слайд 11).
Дети: Медведь за елкой, белка на дереве, заяц на пеньке, ежик под деревом, лиса у пенька.
Тифлопедагог: Молодцы! Вы настоящие следопыты.
Рефлексия:
Следопытов я награждают медалями, на которых нарисованы дикие животные.
– Вы должны выполнить одно условие. Если задания не вызвали затруднения, раскрасьте животное красным цветом, если что-то не получилось – синим цветом.
Тифлопедагог: А сейчас мы пойдем по кругу и подарим хорошее настроение, друг другу покажем всех зверей, которые мы встретили зимой в лесу: весёлый заяц, задумчивый медведь, виноватая лиса, озорной ёж. (Дети мимикой, движениями и жестами показывают зверей).
Список литературы:
1. Занятия по развитию ориентировки в
пространстве у дошкольников с нарушениями
зрения. Методические рекомендации /
[сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А
Дружинина]. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины
Волковой, 2008. – 206 с.
2. Шорыгина Т.А. "Какие звери в лесу?!"
Путешествие в мир природы и развитие речи. – М.:
"Издательство ГНОМ и Д", 2002. – 96 с.