Выбор темы классного часа «Мудрые заповеди предков, чему они учат?» очень актуален, так как в современных условиях необходимо воспитывать не только всесторонне развитого человека, но и социально значимую личность в коллективе.
Подготовка и отбор материала сделаны с учётом интересов детей 4-го кл.
Подготовительная работа – анкетирование.
Основные компоненты классного часа.
- Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
- Целевой – целевые установки связаны с развитием индивидуальности.
- Организационно-деятельностный – активное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта.
- Оценочно-аналитический – обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации.
Цели:
- способствовать раскрытию внутреннего мира личности, её индивидуальных качеств,
- формировать у обучающихся понимание значимости проявления личных черт характера в коллективе;
- развивать логику, мышление, коммуникативные возможности обучающихся, умение сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное;
- воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма, воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие
Ход занятия
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент | |
– Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. | |
Мотивация познавательной деятельности, самоопределение к деятельности | |
– Прошу встать в три круга – Чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить своё настроение и самочувствие сейчас. – Начнём с меня. – У меня сейчас переменная облачность. Тихая безветренная погода. Затишье перед бурей. – Кто следующий? – Остальные – улыбнитесь, если у вас в душе хорошая погода. – Я не случайно выбрала такую форму как круг. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг – это гарантия вашей защищённости. И это ваша группа для работы на классном часе. – Первый круг «Доброта» – Второй круг «Честность» – Третий круг «Дружба» Перекличка: руки вместе поднимают вверх, 1 круг – ДОБРОТА! 2 круг – ЧЕСТНОСТЬ! 3-й круг – ДРУЖБА! Рассаживаемся в группы Правила, которые при этом надо выполнять! Прочитать 1. В группе все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих. 2. Говорит один, все слушают. Не перебивая. 3. Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете |
. СЛАЙД с правилами |
Организация познавательной деятельности | |
– Что объединяет слова- доброта, честность, дружба? Задание № 1 – Вспомните случай, когда вы проявили данное качество и этим доставили радость себе и другому – Вам предлагаю похвалить себя, свою группу. Назовите качества, которые начинаются с букв, предложенных вашей группе (Обсуждают, один выходит, из группы называют слова) 1 – М, С 2 – У, Р, О 3 – Д, Т, Ь – А теперь соберите слово (мудрость) – Кто догадался, о чём сегодня будем говорить? – Что оно значит? О ком говорят «мудрый"? Словарь русского языка 11—17 вв.» приводит некоторые наиболее устойчивые смысловые значения слова «Мудрость» Ум, разум, благорозумие – умудренность Ученость – великомудрие Религиозная благочестивость – премудрость Душевная чистота, совершенство нравственное – смиренномудрие Хитрость, лукавство, плутовство – мудрствование ИТОГ: Какое теперь у вас представление о мудром человеке? – Мудрость, как солнце, освещает человеку путь. – Какие мудрые слова вы знаете? (Ум, красота, истина, вера …) – А кто нам подарил эти мудрые слова? (мудрецы) _ А свои мысли они слагали в заповеди (заповедь, заповедывать) – А где мы встречаемся с мудрыми высказываниями? – А кто вам известен из мудрецов? (Эзоп, И.Крылов, Л. Толстой) – Давайте заглянем в историю и обратимся к «Ленте времени» – Эзоп жил в 6 веке до нашей эры. Почему о нем говорят сейчас, вспоминают, читают его произведения? – И. Крылов – последователь Эзопа, продолжил дело Эзопа, жил в 19 веке – Л.Н. Толстой – 20 век писатель, баснописец, учитель – Что происходило с заповедями? (не меняется значение со временем) – Я вам предлагаю работу в группах. – По группам прочитайте произведения, обсудите. Попробуйте выразить мудрыми словами то, что прочитали. Соберите мысль, высказывание, впишите их в «Открытки мудростей», которые мы собирали на протяжении уроков – Чья команда готова, выходит в круг, берутся за руки, ждут остальных (все в круг) Называют по очереди, мысли высвечиваются на слайде – Кто нам подарил эти высказывания? – А кому мы можем их подарить? (гостям) |
слайд со словами
СЛАЙД МУДРОСТЬ МУДРОСТЬ – глубокий ум, опирающийся на опыт ум, разум, благоразумие — умудренность ученость — великомудрие религиозная благочестивость — премудро с т ь хитрость, лукавство, плутовство — мудрствование. душевная чистота, нравственное совершенство — смиренномудрие слайд Слайд Заповедь СЛАЙД с портретами СЛАЙД с анимацией РАЗДАТЬ разрезанные пословицы, чтобы собрали Кто родителей почитает, тот беды не знает Старый друг лучше новых двух Деревья скоро садят , да не скоро с них плоды едят Слайд с собранными заповедями |
Подведение итогов, рефлексия | |
РЕФЛЕКСИЯ: – Найдите себя на ленте времени, кто для вас является сейчас мудрым человеком? – Заповеди изменились? – Лента времени всегда будет продолжаться. Что будет происходить с заповедями? – А изменилось ли что – нибудь в вас за это время? Поделитесь своими мыслями. Подведем итоги. Прочитаем еще раз. Все эти слова являются мудростью. В них заключена истина жизни. Думайте, что обозначают эти слова, где их употребляют. Всю жизнь помните эти слова |
Слайд с анимацией по ленте времени Слайд со всеми мудростями (музыка) |
Жить —означает каждый день бороться, Стремиться к своей цели, лучшим быть. Тебе лишь одному решать придется, Кем хочешь стать, как дальше будешь жить. Спасибо за работу! |
Картинка красивая |