Класс: 5.
Цель: познакомить учащихся с категорией числа имён существительных , имеющих форму только единственного и форму только множественного числа.
Задачи:
Образовательные:
- Дать понятие существительных, имеющих форму только единственного и форму только множественного числа.
- Работать над орфоэпическими нормами русского литературного языка.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к языку.
- Воспитывать бережное отношение учащихся к своему здоровью.
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать в паре.
Развивающие:
- Уметь согласовать существительные с прилагательными по родовому окончанию.
- Уметь согласовать прилагательные с существительными, имеющими форму только единственного и форму только множественного числа.
- Уметь моделировать предложения, составлять связный текст на тему ЗОЖ.
- Развивать внимание, логическое мышление, умение самооценивать и анализировать свои ошибки.
Оборудование:
- Мультимедиапроектор,
- ноутбук,
- презентация к уроку,
- таблицы “Существительные, имеющие формы только единственного и только множественного числа”.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ИНТЕГРАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Эффективная подача информации. Мотивация. |
Критическое отношение к информации |
Человек – хозяин своего поведения. Ответственное поведение. |
Здоровый образ жизни. Ценность здоровья. |
1. Организационный момент. 2. Психологический настрой на работу. (слайд 2) Прежде чем перейти к работе по новому материалу, нужно сосредоточить своё внимание и слух, настроимся на работу. Пусть нам будет комфортно на уроке в обучении и общении. А для этого нам необходимо, как вы думаете ,что? Конечно, уважительно выслушивать чужую точку зрения, уметь аргументировать своё мнение, пусть оно будет и ошибочным, не боятся мыслить и активно включаться в работу на уроке. Лингвистическая справка (презентация к уроку слайд 3) Категория числа существительных Большинство существительных обозначает предметы, поддающиеся счёту, и поэтому сочетается с количественными числительными. Данные существительные имеют форму единственного и множественного числа. При обозначении одного предмета слово употребляется в форме единственного числа, а при обозначении нескольких или множества предметов – в форме множественного числа. Изменение конкретных существительных по числам передаётся при помощи окончания (при этом меняется место ударения). Слайд4 – Скажите, что вы знаете об имени существительном? – Имя существительное обозначает предмет. – Отвечает на вопросы кто? что? – Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам. – А чему нужно нам научиться? – Отличать имена существительные единственного числа от множественного числа, только единственного числа от формы только множественного числа. 3. Сообщение цели и темы урока. – Сегодня на уроке мы с вами постараемся приблизиться к цели, изучив вопрос “Имена существительные, имеющие форму только единственного и форму только множественного числа”. А также поговорим о здоровом питании. (презентация слайд 5) – Как вы понимаете слова Сократа: “Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить”? – Как вы считаете здоровое питание входит в ЗОЖ? (слайд 6-7) Слова записаны в 4 колонки 1 2 3 овощи белки здоровый дух волосы жиры здоровье день прыгалки зарядка обед лыжи капуста Задание Сравним 3 колонки. (Анализируя количество предметов, которые обозначают данные слова, дети приходят к выводу, что слова 1 колонки обозначают один предмет и много предметов. Слова 2 колонки – предметы, которые чаще всего употребляются в паре. В 3 колонке – предметы имеют форму только ед. ч. |
4. Актуализация прежних знаний. Загадка (слайд 8 презентация к уроку) Его нельзя купить за деньги. Что это? (здоровье) – Что вы можете сказать об этом слове с точки зрения морфологии? (это имя существительное, так как обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, средний род (оно моё?), ед ч.) – Можно ли образовать форму множественного числа? (нет) 5. Объяснение нового материала Работа с таблицей (п.95-96 стр.204, 206 учебника “Русский язык 5 класс” автор Л.А.Тростенцова” (Презентация к уроку слайд 9-10) Имена существительные, имеющие форму только ед.ч.
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Физминутка (презентация “Здоровое питание” слайд 4) Задание “Проверь себя” (Презентация к уроку слайд 11) Верно ли образовано число?
слайд 12 Проверка (верно 1,5) Задание (слайд 13 презентация к уроку) По лексическому значению отгадать слово.
Определите форму числа. (только ед. ч.) |
Первичное закрепление (презентация слайд 14-16) Дерево держится своими корнями, а человек – пищей. Задание Найдите имена существительные, имеющие форму только ед. ч. (человек, пища) слайд 17 Задание Выберите продукты, которые полезны для вас, и разделите их на две группы: полезные и неполезные. Определите категорию числа у них. (ребята выполняют самостоятельно, затем проверяют с доской) слайд 18 (проверка) – Мне предложили алгоритм определения категории числа имён существительных. (слайд 19 “Презентация к уроку”)
– Можно ли примять этот алгоритм? – (можно) Орфоэпические нормы Упражнение 513 (распределить имена сущ., употребляющиеся только в ед. ч. по группам: 1) с ударением на 1 слоге, 2) с ударением на 2 слоге, 3) с ударением на 3 слоге. Слайд 20 “Презентация к уроку” – проверка выполнения упр. Ребята выполняют упражнение самостоятельно, затем взаимопроверка и сверка с доской. Упр. 515 (выписать имена существительные, имеющие форму только мн. ч.) упр. 507 (устно) упр.509. (орфоэпические нормы) один уч-ся у доски, остальные в тетрадях, затем проверка. Выполнение Ворота, заморозки, похороны, тиски, хлопоты, чернила. Работа с презентацией слайд 21-30 Слайд 31 (Какие имена существительные имеют форму только ед. числа?) Слайд 32-33 Почему овощи – кладезь здоровья? Ответ объясните. Слайд 34 (кроссворд) Задание: назовите имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Ответ: киви А теперь только единственного числа. Ответ: капуста, лук, свёкла, репа. Работа с презентацией слайд 35– 43 (разговор о правильном питании) Задание. Прослушайте текст и выпишите имена существительные 1 в. имеющие форму только ед. ч. 2 в. – форму только мн. ч. (дети получают карточку с текстом) слайд 44 Питание человека должно быть правильным. Нельзя есть быстро, впопыхах. Питание должно быть дробное и частое, а пищевые блюда – хорошо термически обработанные, не очень холодные и не очень горячие. До минимума свести употребление поваренной соли, острых, копчёных и маринованных блюд, консервов, поскольку эти продукты вызывают повышенное выделение соляной кислоты в желудке. Желательно исключить блюда, обжаренные в масле: чебуреки, беляши, картофель. В суточный рацион целесообразно добавлять свежие огурцы, кабачки, яблоки, свёклу, морковь, инжир, сухофрукты, курагу, финики. Проверка (слайд 45“Презентация к уроку) 1 в. Питание, поваренная соль, соляная кислота, масло, картофель, свёкла, инжир, курага, морковь. 2 в. Консервы, сухофрукты слайд 47 Д.з. п. 95, 96, правило. Упр. 516 |
Физминутка для глаз 1. Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4 раза. 6. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мыщцы, на счёт 7-12. Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук 1. И.П. – о.с. 1. Поднять плечи. 2. – опустить плечи. Повторить 6 раз, затем пауза 2-3 с., расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный. Презентация “Здоровое питание” (слайды 35 ) Рефлексия (слайд 46 презентация к уроку) (каждый ученик на листке отмечает)
|