Тип урока:урок-проект.
Цель урока: Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны. Выполнить проект «Кукла из ткани».
Задачи урока
- Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
- Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.
- Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности, умение работать в коллективе. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
Подходы: дифференцированный, личностно-ориентированный.
Форма проведения урока: практическая работа
Методы:
- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),
- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);
- метод стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),
- проектный (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений, выполнение задания),
- инструктивный и практический,
- систематизирующий.
Место темы занятия и база знаний учащихся: это первый урок раздела «Декоративно-прикладное творчество», проводится в рамках двух учебных часов. Он является единственным в этом разделе и предполагает знание темы «Свойства хлопчатобумажных тканей» из раздела «Материаловедение».
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, физкультминутка.
Учебно-методический комплекс:
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентация «Кукла из ткани».
- Инструкционные карты «Вепсская кукла».
- Наглядный материал – образцы кукол из ткани.
- Кусочки хлопчатобумажной ткани.
- Тесьма, нитки, кружева, ленты и др.
- Утюг.
Межпредметные связи:
- История
- ИЗО – правильный подбор цветов,
- ОБЖ – техника безопасности при работе с различными колющими и режущими инструментами (ножницы).
Структура урока:
Подготовительный этап
Подготовить заранее: сдвинуть столы таким образом, чтобы было удобно работать. Приготовить: образцы куклы из ткани, инструкционные карты, куски ткани, ножницы, нитки.
- Организационный момент. (1 мин.)
- Мотивационный, целеполагающий этап. (4 мин.)
- Этап реализации проекта урока:
- Изучение нового материала. (15 мин.)
- Физкультурная минутка (2 мин.)
- Повторение ранее изученного материала (5 мин.)
- Практическая часть. (40 мин.).
- Физкультурная минутка (3 мин.) - в процессе работы.
- Подведение итогов урока. (3 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
- Уборка кабинета. (5 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие.
Проверка наличия учащихся, назначение дежурных, готовности к уроку.
Доведение до учащихся плана урока.
2. Мотивационный, целеполагающий этап
Мотивация учебной деятельности: Хотелось бы начать наш урок с загадки:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Объявление темы урока.
3. Этап реализации проекта урока.
Изучение нового материала. Из истории (Приложение 1), (Презентация)
- Вот такую куклу сегодня на уроке мы и попробуем с вами сделать.
Физкультминутка: «Гимнастика для глаз»
Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.
Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.
Повторение изученного материала.
Как вы думаете, почему куклы изготавливали из хлопчатобумажной ткани?
Давайте вспомним особенности и правила изготовления куклы из ткани.
Практическая часть
А ну-ка, ребята, дружно, смело,
Принимайтесь-ка за дело!
И к тому же в срок,
За один лишь за урок,
Смастерите всем на диво –
Куклу добрую, красивую.
Теплотой своих же рук
Совершите чудо вдруг
Актуализация опорных знаний:
- Давайте вспомним правила изготовления куклы из ткани: в работе мы не будем использовать ножницы, иголку, а все будем делать только руками, т.е. ткань и нитки мы будем отрывать, кукла должна быть безликой, чтобы…..
Инструктаж:
- Я вам буду показывать, а вы повторяйте за мной. Перед вами лежат инструкционные карты, которыми вы можете пользоваться во время работы. (Приложение 2)
Формирование новых знаний и умений: Изготовление куклы из ткани.
Физкультминутка (в процессе работы): упражнение «Дерево»
Исходное положение: свободная стойка, руки опущены.
Задание: представьте, что ваше тело - это окаменевший, замерзший ствол дерева. Весна. Согрелась почва. Дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (двигаются ноги), теплый сок пошел по стволу вверх (тело), оживляя ветки (руки). Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает (пальцы рук). Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвение от пальцев рук. Руки при этом опускаются в пластике увядания через постепенное расслабление мышц.
4. Подведение итогов урока.
- Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.
5. Рефлексия.
- Сегодня вы трудились как настоящие народные мастера. Может быть, в будущем кто-нибудь из вас станет настоящим мастером своего дела. И, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение об этом уроке. Понравился вам урок, узнали ли вы что-нибудь полезное для себя?
- Спасибо за урок!