Класс: 4.
УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).
Тема: «Прошлое и настоящее глазами экологов» (тема 9)
Тип урока: «открытие новых знаний»
Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Задачи:
- Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных;формировать правила поведения с этими животными;познакомить учащихся с системой экологических знаний;формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
- Развивающие: содействоватьразвитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
- Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Оборудование:
- доска,
- видеопроектор,
- компьютер.
Средства обучения:
- мультимедийная презентация,
- учебник,
- рабочая тетрадь,
- пособие для учащихся общеобразовательных организаций.
Литература:
- А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова учебник «Окружающий мир», 4 класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2008, стр. 47-53.
- А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2013, стр.15.
- А.А. Плешаков. А.А. Румянцев пособие для учащихся общеобразовательных организаций «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» – Просвещение, 2013, стр. 129-133, стр. 139-143.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
- Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин.)
- Совместное открытие знания (20 мин.)
- Физкультминутка (2 мин.)
- Применение нового знания (13 мин.)
- Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)
Ход урока
Этапы урока |
Средство |
Ход урока |
Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Мультимедийная презентация СЛАЙД 1,2
|
– Что пригодится нам для успешной работы на уроке? (НАШИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ, ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ, УМЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ) 1, 2 |
Коммуникативные УУД:
|
ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы |
СЛАЙД 3 |
1 3 4 3 Проверка домашнего задания – В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события). – Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология). – Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры). – С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова). |
Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
|
ΙΙΙ. Совместное открытие знания |
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18 |
– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. – Где жили первобытные люди? – Какой материал требовался первобытному человеку? – Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья). – А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. Работа в учебнике. 1 4 3 4 3 – Откройте учебник на с. 47. (Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца). – Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). – К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). – Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). – Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы). – Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? – Что вы чувствовали? – А может ли планета заболеть? – Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 Б класса). А помощниками у нас будут наши старшеклассники из школьного экологического объединения «Экоград Десяточка».На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. – Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков и спикеров, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.
– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители.Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу. А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения? – Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»; группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»; группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер, с. 133-138 «Горит трава». Обсуждение проблем1 2 3 4 1 3 43 – Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы. Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. – Что является причинами загрязнения океана? – 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ». Выступление спикера группы: – И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»: Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы. Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях. – А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы). – Переходим к обсуждению второй проблемы. «Как спасти тропические леса?» Предоставляем слово 2 группе – «лес» Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Выступление спикера группы: – И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»: Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают. Результаты уничтожения лесов -Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные. – Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
Меры защиты тропических лесов – запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев; – усилить меры пожаробезопасности в лесах. – Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф. – Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?" Выступление докладчика 3 группы – « Земля». Выступление спикера группы: Причины появления мусора – Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы. Меры поборьбе с мусором Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки. |
|
ΙV. Физкультминутка |
СЛАЙД 19
|
pedsovet.su физминутка на зарядку |
|
V. Применение нового знания
|
СЛАЙД 20
СЛАЙД 21
СЛАЙД 22 СЛАЙД 23
СЛАЙД 24
|
Работа в учебнике1 4 34 3 – Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть. – Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса). – А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям). – Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 – 52. Учащиеся читают статью под руководством учителя. – А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 – Что такое экологическая проблема? – А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1) – Задание №2. Прочитайте. – Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите. – Назовите экологические организации.Запишите. – Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров. – Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?" Подведение итогов 4 5 1 1 – Какие экологические проблемы мы с вами решали? – Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана? – В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно? – Почему и как людям приходится бороться с мусором? – Назовите международные экологические организации. – Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды? – Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить? А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь страничками нашей «Зеленой книги» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Заполняя наши листы «Тонкие и толстые вопросы. – Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений. – Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ!!!!! |
самооценка |
VI. Рефлексия учебной деятельности
|
4 Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение) – Понравилось ли вам быть исследователями? – Что нового вы сегодня узнали? – Какая работа на уроке вам понравилась больше всего? – Что вызвало наибольшие затруднения? |
самооценка |
|
VII. Домашнее задание |
СЛАЙД 25
|
Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.53 Пересказ текста Выполнить задание №2 на стр.53 |