Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Учебно-методическое обеспечение:
- Рабочие программы по истории России под ред. Данилова А.А., Косулиной Л.Г.;
- электронное приложение к учебнику А.А. Данилова “История. Россия в XVII – XVIII вв. 7 класс”
- учебник “История России 7 класс” Данилов А.А., Косулина Л.Г.;
- программа для создания презентаций Microsoft Power Point;
- текстовый редактор Microsoft Word.
Цель урока:
- обобщение и систематизация материала по теме “Образование Российской империи”
- формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра Великого
Задачи урока:
- Образовательные – закрепление и повторение материала по теме “Образование Российской империи”, завершение составления характеристики Петра I, ее обсуждение.
- Развивающие – развитие коммуникативных, исследовательских умений, умений обобщать, делать выводы, развитие умений давать оценку деятельности и личности Петра I, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.
- Воспитательные – воспитание чувства патриотизма и гордости за героические свершения предков на основе знакомства с жизнью и поступками Петра I.
Оборудование: интерактивная доска и маркеры, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, презентация, магнитная доска, цветные магниты.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: в основе урока лежит игровая технология
Тип урока: игра-викторина
Время реализации урока: 1 учебный час
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
В ходе данного урока ожидается, что учащиеся должны:
- закрепить материал по изученной теме, повторить ключевые события, их периодизацию;
- давать определения исторических понятий;
- давать и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I;
- участвовать в дискуссии о значении его деятельности.
Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании команд, также она способствует самореализации и самовыражению личности.
План проведения урока
№ п/п | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Временная реализация | № слайда |
1. | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. | Проверка готовности к уроку. | 1 минута | 1 |
2. | Целевая установка | Сообщение темы. Совместное целеполагание. Объяснение правил игры. | Восприятие разъяснений учителя. Распределение команд. Выбор жюри. |
3 минуты | 2 |
3. | Обобщение | Систематизация и закрепление знаний | Восприятие. Подготовка к ответу. | 35 минут | 3-38 |
4. | Подведение итогов | Объявление итогов игры награждение. | Запись домашнего задания. | 3 минуты | 39 |
5. | Рефлексия | Оценка урока, самооценка обучающихся. Обсуждение. | 3 минуты |
Содержание кадров:
1. Титульный слайд.
2. Игровое поле.
3 – 8 Северная война
9 – 14 Экономика
15 – 20 Государственное управление
21 – 26 Культура и быт
27 – 32 Петр Первый
33 – 38 Разное
39 – Итог урока
Ход занятия
1. Организационный момент (слайд №1)
2. Целевая установка (слайд № 2 – 3 )
—Сегодня мы заканчиваем изучение одного из интереснейших периодов истории Отечества – эпохи Петра Первого. Наше занятие будет построено в форме игры – викторины.
— Познакомимся с правилами игры. На игровом поле вы видите шесть разделов по темам “Северная война”, “Экономика”, “Государственное управление”, “Культура и быт”, “Петр Первый”, “Разное”. В каждом из них по шесть вопросов, расположенных в порядке возрастания сложности. Если одна команда не может ответить, отвечает другая команда.
Выбор жюри: по желанию или по жребию.
— Желаю удачи.
3. Обобщение (игра: слайды № 3 -39).
Участники делятся на команды, выбирают названия команд. Если одна команда не может ответить, право ответа переходит к следующей команде. Побеждает тот, кто набирает больше всего очков. Ребята при помощи интерактивной доски и маркеров сами выбирают вопросы и ответы. Выбранные вопросы и законченные рубрики обесцвечиваются, чтобы избежать повторений. Правильные ответы двигаются в заданные места, неправильные обесцвечиваются.
В презентации содержаться следующие вопросы и задания:
- на выбор ответа
- на знание исторических личностей изучаемого периода
- работа с иллюстрациями, историческими картинами
- задания, требующие развернутого ответа
- последовательность событий
- знание понятий
4. Подведение итогов (слайд № 39). Объявление победителей. Награждение.
Домашнее задание: подготовиться к защите проектных работ по эпохе Петра Великого.
5. Рефлексия. Проводится при помощи цветных магнитов, магнитной доски и нарисованной на ней оси координат. На осях можно задать различные вопросы. Например: моя работа на уроке и работа команды, понравился ли урок и мое самочувствие на уроке. Данный вариант требует минимальных затрат времени и дает возможность ребятам наглядно оценить и обсудить различные моменты урока, свою работу и работу одноклассников.
Список используемой литературы и источников.
- История России. Конец XVI–XVIII век. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2013.
- История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: рабочая тетрадь / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2012.
- История России. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 кл.: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009.
- История. Россия в XVII – XVIII вв. 7 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова. Изд-во “Просвещение”, 2010
- “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”, Н. Ге, [www документ] — URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Peter_the_Great_Interrogating_the_Tsarevich_Alexei_Petrovich.jpg?uselang=ru
- Портрет Евдокии Лопухиной. [www документ] — URL: http://aminpro.narod.ru/dopoln/kartinki/kreml/0009_LOPUHINA_02.jpg
- Портрет Екатерины I (1684–1727). [www документ] — URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Catherine_I_of_Russia_by_Nattier.jpg?uselang=ru
- Царевна Софья. [www документ] — URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sophia_Alekseyevna_of_Russia.jpg?uselang=ru
- Портрет Петра Великого. [www документ] — URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Peter_der-Grosse_1838.jpg?uselang=ru
- “Утро стрелецкой казни”, В.И.Суриков. [www документ] — URL:
- http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Surikov_streltsi.jpg?uselang=ru