Учебно-методическое обеспечение: Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. – 223; Химический эксперимент в школе. 10 кл.: учебно-методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2009. – 222.
Время реализации занятия: 45 мин
Цель урока: создать условия для обобщения знаний, а также для применения знаний и умений в новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала.
Задачи урока:
- Образовательная: обобщить, систематизировать, проконтролировать знания по теме;
- Развивающие: уметь применять полученные знания в новой учебной ситуации, раскрывать причинно-следственные связи; развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
- Воспитательные: применять полученные знания в новой учебной ситуации, раскрывать причинно-следственные связи;продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Форма урока: работа в группах
Методы, приемы обучения: химический эксперимент, работа в группах, индивидуальная эстафета
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, оборудование для экспериментальных работ.
План проведения урока
Этапы урока | Временная реализация |
1 этап. Организационный момент. Активизация внимания. Объявление темы урока | 2 мин |
2 этап. Работа в группах: исследование структуры молекулы спирта; способность спиртов окисляться (1 группа); исследование растворимости предельных одноатомных спиртов; исследование водных растворов одноатомных спиртов (2 группа); исследование пламени горения одноатомных спиртов; соотнести области применения спирта (3 группа) | 15 мин |
3 этап. Обобщение и анализ проделанной работы. | 15 мин |
4 этап. Индивидуальная эстафета: доказательство высказывания “Этиловый спирт – наркотик”; уравнения получения пропанола-1 из пропана | 10 мин |
5 этап. Демонстрационный опыт | 2 мин |
6 этап. Рефлексия | 1 мин |
Карта урока
Комментарий хода урока | Время (мин) | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
репродуктивные формы деятельности | продуктивные формы деятельности | ||
Организационный момент. Активизация внимания, объявление темы урока. | 2 | Внимание, системность, точность | Любознательность, умение слушать и слышать; |
Работа в группах: исследование структуры молекулы спирта; способность спиртов окисляться (1 группа); исследование растворимости предельных одноатомных спиртов; исследование водных растворов одноатомных спиртов (2 группа); исследование пламени горения одноатомных спиртов; соотнести области применения спирта (3 группа) | 15 | Внимание, память, организованность | Исследовательские, культура работы, наблюдательность;
самостоятельность; |
Обобщение и анализ проделанной работы. | 15 | Внимание, память | Ясность и точность речи; глубина
рассуждений; аргументированность; мышление |
Индивидуальная эстафета: доказательство высказывания “Этиловый спирт – наркотик”; уравнения получения пропанола-1 из пропана | 10 | Организованность, точность | Самостоятельность, точность изложения мысли |
Демонстрационный опыт | 2 | Организованность | Ответственность |
Рефлексия | 1 | Внимание, память | Рефлексивность |
Ход урока
1. Организационный момент. Активизация внимания. Объявление темы урока.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Объявление темы урока. Разбивка классного коллектива на 3 группы
2. Работа в группах.
Учитель: представитель каждой группы подходит ко мне и берёт конверт с заданиями. Далее посовещавшись на месте с группой, вы подходите и отбираете оборудование и реактивы для химических экспериментов и начинаете работать.
Учитель напоминает о правилах техники безопасности при проведении химического эксперимента.
1 конверт
Сделать масштабную модель молекулы этилового спирта. С помощью химического эксперимента доказать правильность построения молекулы.
С помощью химического эксперимента доказать способность этилового спирта окисляться до ацетальдегида (записать уравнение реакции)
(Предполагаемые оборудование и реактивы: набор для построения масштабных моделей молекул; пробирка, штатив для пробирок, этиловый спирт, металлический натрий, лучина, спички, спиртовка, медная проволока, химический стакан)
2 конверт:
Написать общую формулу предельных одноатомных спиртов.
Провести химический эксперимент на растворимость спиртов (этиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый) в воде. Пояснить почему с возрастанием молекулярной массы спирта, понижается его растворимость в воде.
С помощью химического эксперимента определить среду водных растворов спиртов.
(Предполагаемые оборудование и реактивы: 8 пробирок, 2 штатива для пробирок, стеклянные палочки, этиловый спирт, пропиловый спирт, бутиловый спирт, амиловый спирт, вода, лакмус)
3 конверт:
Рассказать об областях применения этилового и метилового спиртов
С помощью химического эксперимента сравнить интенсивность и цвет пламени горения этилового, пропилового, бутилового и амилового спиртов.
(Предполагаемые оборудование и реактивы: этиловый спирт, пропиловый спирт, бутиловый спирт, амиловый спирт, ватные тампоны, спички, жестянка 30*30 см)
3. Обобщение и анализ проделанной работы.
Результаты работы в группах:
Докладывает 1 группа
Масштабная молекула этилового спирта
Наличие гидроксильной группы –ОН доказывает эксперимент с металлическим натрием: при взаимодействии этилового спирта и натрия выделяется газ водород (при поджигании слышен хлопок), такое же явление при взаимодействии воды и натрия.
Проведя химический эксперимент: нагревание спирали из медной проволоки в огне спиртовки и дальнейшее погружение проволоки в спирт, получили блестящую поверхность проволоки и неприятный запах ацетальдегида
t | ||
С2Н5ОН+СuO | —> | CH3COH+Cu+H2O |
Докладывает 2 группа
Общая формула предельных одноатомных спиртов СnH2n+2O или R-OH, где R – углеводородный радикал.
Добавили по 5 мл этилового, пропилового, бутилового и амилового спиртов к небольшому количеству воды, перемешали. Этиловый и пропиловый спирты растворились полностью, а бутиловый и амиловый растворяются в меньшей степени.Делаем вывод, что с возрастанием молекулярной массы радикала, уменьшается растворимость спиртов в воде. Это происходит потому что гидроксильной группе тяжелее удержать молекулу с большим углеводородным радикалом нежели с маленьким.
Проведя исследование водных растворов одноатомных предельных спиртов (полученных в предыдущем опыте) лакмусом, не получили доказательств ярко выраженных щелочных или кислотных свойств растворов.
Докладывает 3 группа
Области применения этилового спирта: получение уксусной кислоты, лекарства, фруктовых вод, духов и одеколонов, горючего для двигателей, красителей, лаков и политур., медицина.
Области применения метилового спирта: производство формальдегида, в качестве растворителя лаков и красок.
На жестяной пластине разложили на некотором расстоянии ватные тампоны, смоченные разными видами спиртов, подожгли. Время воспламенения спиртов различно. Пламя по насыщенности цвета, по интенсивности огненного языка также различно.
4. Индивидуальная эстафета.
Каждый учащихся работает самостоятельно.
- привести несколько доказательств высказывания “Этиловый спирт – наркотик”;
- составить уравнения получения пропанола-1 из пропана
5. Демонстрационный опыт “Влияние спирта на белок”. Белок – основа жизни, один из компонентов живого организма. В три пробирки добавим белок (куриный), добавим этиловый спирт с нарастанием концентрации спирта. Получили осадок (коагуляция белка) во всех трёх образцах. При добавлении воды в первой пробирки осадок растворился, а в двух других – нет (денатурация белка)
6. Рефлексия.
На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку уроку (дети, выходя из класса, опускают жетон в один из кармашков)
Список использованной литературы.
- Лисичкина Г.В, Бетанели В.И. Химики изобретают. М.: Просвещение, 1990.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975;
- Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Большой дидактики. (Минимальные затраты, максимальные результаты). Пособие для учителей. М.: Баласс, 2012. 480 с
- http://ru.wikipedia.org
- http://nsportal.ru/