ИКТ в начальной школе. Обобщение знаний по теме "Имя прилагательное" (урок посвящен Всемирному дню Земли)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


ЦЕЛИ:

  • актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов и вопросах, на которые они отвечают;
  • привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предмета;
  • показать зависимость имени прилагательного от имени существительного; обогащать речь учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать умение наблюдать, делать выводы;
  • воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно;
  • учить бережно относиться к природе, любить и ценить всё живое.

I. ОРГМОМЕНТ

У. Тёплое весеннее солнышко светит и всех нас греет. Так пусть же каждый его лучик не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

- Начнём работу.

Запишем число.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Задание 1

Минутка чистописания.

солнце апрель погода

У. - Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Д. (солнце, апрель)

У.- Найдите слово, в котором звуков столько же, сколько букв.

Д. ( погода)

У - В каком слове есть мягкий звонкий согласный звук? Назовите.

Д. ( л)

У. – Что общего в этих словах? Расскажите.

- Назовите признак предмета солнце.

Д. (Солнце - горячее, жёлтое, жаркое, жгучее, тёплое...)

У. - Назовите признак этого предмета.

Д. (Апрель - солнечный, тёплый, весёлый, шумный...)

У. - Назовите признак предмета погода.

Д. (Погода – ненастная, хорошая, пасмурная, облачная...)

(Под существительными записываем по 1 прилагательному.)

жаркое тёплый хорошая

У. На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? К какой части речи относятся данные слова?

У. Определите тему урока по содержанию.

Д. Имя прилагательное.

У. Правильно, сегодня мы обобщим знания по теме “Имя прилагательное”, вы покажите свои умения подбирать имена прилагательные к именам существительным, а так же мы увидим, как вы дружно вместе работаете.

У.С какой же частью речи тесно связано имя прилагательное?

Д. (С им. сущ.)

У. Вот и попробуйте догадаться, о каком предмете мы с Юрой ведём диалог.

Диалог учителя и ученика:

Учитель: Расскажи, что кругом...

Ученик:

Город Курск стоит
На широкой реке.
А за рекой
Виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу сады и поля.
Очень красива наша земля!

Учитель:

Верно, красива.
Но где же она?

Ученик:

В России –
Это наша страна.

Учитель: 

Ну, а страна где?
Сумеешь ответить?

Ученик 1.

Как и все страны –
На нашей планете!

У. (обращается к классу) Как называется наша планета?

Д. Земля!

У: Да, вы правильно назвали предмет - Земля. Земля – какая она?

Д: Огромная, зеленая, красивая...

У. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о нашей планете, о том, какая она огромная, красивая и ранимая. Сейчас посмотрим видеосюжет “Ода к Земле”. 1 слайд

На фоне видео

У: - Смотрите внимательно, запоминайте предметы, которые встречаются при просмотре. В конце просмотра надо назвать существительные из этого видео.

(Задание 2: Дети называют слова – предметы: снег, зима, лес, рысь, подснежники, дерево, листья, туман, ветви, горы, солнце, облака и прочее).

У. Прекрасна наша планета. Мы любуемся радугой, восхищаемся забавным медвежонком, и конечно, испытываем восторг, когда видим такое огромное озеро.

(Вывешиваю 3 фото.) Подготовка к групповой работе.

1) Потом прикрепляю слово.

2) – На какой вопрос будут отвечать прилагательные, характеризующие данное существительное?

3) Прикрепляю вопросы: (какая? какой? какое?)

4) Работа в группе:

Задание 3:

У. Подберите и запишите как можно больше имён прилагательных к данному имени существительному.( Время 3 минуты )

Д. Радуга: разноцветная, красивая, большая, жёлтая, красная, зелёная, классная, восхитительная, удивительная...

Д. Медвежонок : забавный, смешной, коричневый, маленький, умный, хитрый, добрый...

Д.Озеро: большое, длинное, глубокое, синее, голубое, красивое, прекрасное, вытянутое...

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА РАБОТЫ ГРУПП

(Снимаю только 2 фото - радугу и медвежонка)

IV. ФИЗМИНУТКА

V. Обобщение знаний. 2 слайд (такой же, как и фото на доске)

У. – Это озеро называется Байкал. 3 слайд

У.На карте озеро Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой.

4 слайд, 5 слайд

У. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды, и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека. – Сколько лет составляют ПОЛВЕКА? ( 50 лет)

Задание 1: 6 слайд и у каждого ученика на парте карточка

У. Прочитайте текст “Байкал”.

Байкал

Озеро Байкал называют голубой чашей Сибири. Это самое глубок... озеро в мире. В нём очень чист... и вкусн... вода.

Выпишите имена прилагательные, связав с именами существительными. Выделите окончания прилагательных.

(Работа за оборотом доски)

Образец: чаша (какая? ) голубая

У. Как узнать имя прилагательное?

Для чего же нужны имена прилагательные?

Д. (Для описания и уточнения предмета.)

У. Какую часть речи характеризуют имена прилагательные?

Д. (им. сущ.)

Задание 2:

У. Работа по учебнику парами (советуйтесь) № 141 стр. 101.

- Давайте прочитаем текст.

- Найдите предложения, которые выражают главную мысль.

- Озаглавьте.

Д. “Береги природу!”

У. Дополните словосочетания.

- Слова какой части речи вы добавили? Эти слова называют признак одного или нескольких предметов? Объясните.

- Можно в этом тексте обойтись без имён прилагательных? Почему?

- Прочитайте последнее предложение. Назовите знакомые орфограммы.

- Запишите по памяти. Проверьте самостоятельно. – Поднимите руку, у кого нет ошибок.

- Теперь произнесите это предложение с такой интонацией, чтобы оно побуждало всех людей беречь нашу ранимую природу.

VI. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

Тест.

1. Выбери правильное утверждение.

  1. Имя прилагательное обозначает действие предмета.
  2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
  3. Имя прилагательное обозначает предмет.

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  1. Какая?
  2. Какое?
  3. Какой?
  4. Кто?
  5. Что?
  6. Какие?
  7. Что сделает?
  8. Что делает?

3. Найди лишнее слово.

  1. зелень
  2. зелёный
  3. глухой
  4. деревянный
  5. железный
  6. внимательный

4. Выбери имена прилагательные.

  1. королевский
  2. заводской
  3. темнота
  4. городской
  5. завод
  6. король
  7. город

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО КОМПЬЮТЕРУ (DVD диск к учебнику Л.Климановой, Т.Бабушкиной, проверочная работа)

VII. Подведение итога урока.

У: Какую роль играют в нашей речи прилагательные? Можно ли обойтись без них?

Д: Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной. Они описывают цвет, размер, форму, поэтому легче узнать предмет.

У: А сейчас наш урок подходит к концу. Скажите, получился ли урок таким, как вы его представляли вначале?

Д: Да, было интересно. Мы много узнали.

У: Если вы считаете, что потрудились в полную силу и всё поняли, то выберите себе планету, которая вам улыбается. Можно раскрасить.

У. Если было что-то непонятно, то выберите другую планете. Покажите, какой рисунок выбрали.

Вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо за работу. 7 слайд

У.

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
– Ты береги нас, береги!

У. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас. Что мы должны делать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой?

Ученики передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания.

8 слайд

У. - Вы очень правильные назвали пожелания. Планета нуждается в вас. Посмотрите, что может произойти, если не заботиться о нашей Земле.

(Учитель комментирует клип.)

VIII. Домашнее задание.

У: Дома вам предстоит творческая работа: раскрасить букет и составить словосочетания – Как вы думаете, почему именно букет? (Приложение 1)

Д. Для раскраски цветов можно использовать огромное количество различных цветовых решений, например даже одинарный цветок можно разукрасить под радугу.

У. Цветы какие?

Д. Нежные, хрупкие, красивые.

У. Они ещё раз нам напомнят о том, что надо беречь всё живое.)