Цель:
а) образовательная: способствовать пониманию новых понятий: ТЭК, ТЭБ, МГРТ, топливная промышленность, отрасли “авангардной тройки”, коксующий уголь;
б) развивающая: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника;
в) воспитательная: способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений как качества современного человека.
Организационный момент.
Ход урока
Сегодня мы начинаем знакомство с топливно-энергетическим комплексом и его составляющими.
Рассмотрим состав ТЭК (см. презинтацию 1).
Задача ТЭК: добыча топлива ,производство электроэнергии и передача их потребителю, а так же экономия энергии т.к. во-первых, новые месторождения расположены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России; во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает; в-третьих, топливная промышленность и энергетика оказывает отрицательное воздействие на природу.
Ежегодно в стране составляется топливно-энергетичесий баланс – это соотношение добычи топлива и произведённой энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).
Сейчас вы самостоятельно по плану изучите топливную промышленность:
План изучения:
- Значение в хозяйстве;
- Роль отраслей, входящих в него;
- Факторы размещения;
- Районы размещения производства (базы), бассейны.
- Перспективы и проблемы развития комплекса.
- 1 группа – Нефтяная промышленность;
- 2 группа – Газовая промышленность;
- 3 группа – Угольная промышленность;
- 4 группа – работает с заранее подготовленным домашним заданием “Сбор материала ТЭК Красноярского края”, смотрит соотношение ТЭК России и ТЭК края.
(В ходе выполнения задания учитель проверяет готовность группы).
Представитель каждой группы докладывает изученный материал, другие группы записывают .
Выступление 4 группы – с переходом на общий анализ ТЭК края.
Закрепление:
Группам раздаётся кроссворд противоположный изученного фрагмента, например,
1 группе - уголь; 2 группе – край; 3группе - нефть; 4 группе - газ: после выполнения перепроверка, т.е. 1 группа - проверяет выполнение кроссворда – 3группы, 2 группа - 4группы, 3 группа – 1, 4 группа - 2.
Смотрим насколько группы довели правильно материал до остальных, на сколько они его освоили.
Подведение итога.
Домашнее задание: параграфы 21-22 на к/к нанести основные месторождения нефти, газа, угля.