Дети военного Сталинграда

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Войну начинают взрослые и сильные мужчины. А расплачиваются женщины, старики и самое страшное и нелепое - дети. (Слайд 2)

Мужеством советского народа наполнены страницы Великой Отечественной войны. (Слайд 3)

Высочайшей вершиной мужества стала битва на Волге, Сталинградская битва. (Слайд 4)

Продолжалась она 200 дней и ночей. Мы много знаем о Сталинградской битве, о героизме и мужестве ее участников, знаем имена солдат, отдавших свои жизни за Сталинград.

Мы низко кланяемся всем героям той великой битвы

Мы помним ваши имена
Храним их в памяти всегда
Про подвиг твой, наш Сталинград,
Мы не забудем никогда

Нас с вами сегодня волнует вопрос: Как пережили это страшное время дети Сталинграда, что было с ними в дни Сталинградской битвы, как отразилось это время на судьбах детей, как они пережили весь этот ад? (Слайд 5)

Глаза девчонки семилетней. (Слайд 6)
Как два померкших огонька
На детском личике заметна
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней, - молчит в ответ
Как будто ей не семь, не восемь
А много, много горьких лет

Кто возвратит детство детям Сталинграда, что помнят они, что могут рассказать, что могли понять, увидеть, запомнить? Многое... (Слайд 7)

Ученики 7 класса:

1. Олег Назаров . 5 лет. Когда немец стал сильно бомбить Сталинград ,мы сидели в разрушенном доме, вся семья : мама и папа, дедушка, бабушка, я и сестренка. Маму убило, папа ушел с красноармейцами, дедушка и бабушка умерли от голода. Сестренку взяла тетя, а меня военный дядя привез, где было много детей, в Дубовский детский дом.

2. Лида Орешкина . 5 лет. Мы жили с мамой в Городище. Когда пришли немцы, я была с мамой. Один раз мы пошли с ней за хлебом, из ворот вышел немец. Он толкнул маму от меня, я осталась одна. Маму куда-то угнали и я ее больше не видела.

3. Ваня Васильев 5 лет. Мы жили в Бекетовке. Папа пошел воевать с немцами, мама поехала в город. Когда немецкий самолет бросил бомбу, то попал в вагон, где была мама , и ее убило. У меня была сестренка, но я не помню, куда она делась.

4. Гурий Хватков. 13 лет. Наш дом сгорел. Отец и мать схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось. Мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно.

Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города.

Учитель:

Какую стойкость способен проявить ребенок в борьбе за жизнь! (Слайд 8)

5. Борису Усачеву было в ту пору пять с половиной лет, когда они вдвоем с матерью ушли из разрушенного дома. Матери предстояло скоро рожать, и мальчик стал уже осознавать, что он единственный , кто может помочь ей на этой трудной дороге. Они ночевали под открытым небом, и маленький Борис подтаскивал солому, чтобы мама было легче лежать на промерзшей земле, собирал колосья и кукурузные початки. Они прошли 200 километров, прежде чем им удалось найти крышу - холодный сарай в хуторе. Малыш по обледеневшему склону спускался к проруби, чтобы принести воды, собирал дрова, чтобы обогреть сарай. В этих нечеловеческих условиях на свет появилась девочка.

Учитель:

Оказывается и малолетний ребенок может мгновенно осознать, что такое опасность, грозящая смертью. (Слайд 9)

6. Галина Крыжановская , которой не исполнилось тогда и пяти, вспоминает, как она, больная, с высокой температурой лежала в доме, где хозяйничали фашисты. “ Помню, как один немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, нос, грозя отрезать их,

если я буду стонать и кашлять ”. В эти страшные мгновения, не зная чужого язык, одним инстинктом девочка поняла, какая ей грозит опасность, и что она не должна даже пискнуть, не то, что крикнуть: “Мама”. Галина вспоминает, как они выжили, находясь в оккупации:

“От голода у нас с сестрой заживо гнила кожа, ноги распухали. По ночам мама выползала из нашего убежища, добиралась до помойной ямы, куда немцы сбрасывали очистки, огрызки.

Когда после перенесенных страданий девочку впервые искупали, то увидели в ее волосах седину. Так с пяти лет она с седой прядью и ходила.

Учитель: ( Слайд 10)

Немецкие войска теснили наши дивизии к Волге, захватывая одну улицу за другой, улицы Сталинграда. Крепких мужчин и женщин загоняли в вагоны, чтобы вести как рабов в Германию, детей прикладами отгоняли в сторону. Как они выживал, видит только бог. Большую помощь детям оказывала солдаты, защищавшие Сталинград. Многие полки, сражаясь в руинах города, оказывались на скудном пайке, но, увидев голодные глаза детей, бойцы делились с ними последним. (Слайд 11)

Поколению детей военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга, стремление сделать, что было в их силах, чтобы “помочь сражающейся Родине”, как ни высокопарно это звучит сегодня. Вот какими были юные сталинградцы! Они проявляли чудеса мужества и героизма. (Слайд 12)

Ученики 7 класса.

7.Миша Романов. Мальчик 13-ти лет. Воевал он вместе с отцом в партизанском отряде. Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты.

Неизвестно, что стало с матерью и сестренкой. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемет отца. Миша остался один. Он встал во весь рост на краю окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на отца , схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпу окруживших его гитлеровцев. Раздался взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака , пионер Миша Романов.(Слайд 13)

8. Ваня Цыганков, Миша Шестеренко, Егор Покровский. Эти ребята вели разведку в тылу врага, добывая важные сведения о расположении фашистских частей и их огневых точек. Они помогли освободить группу советских военнопленных , совершив дерзкую диверсию. Дорогу, где продвигались фашистские автоколонны, устлали дощечками с гвоздями. Более 50 таких дощечек разместили на расстоянии 50 м. одна от другой.

Таким образом, движение остановилось. Враги долго искали и затем, вышли на ребят. Замученные, они погибли, не склонив головы. Старшему из них было 15 лет. ( Слайд 14)

9. Леня Кузубов. 12-летним подростком убежал он на фронт на третий день войны. Разведчиком участвовал в боях под Сталинградом. Дошел до Берлина, трижды ранен, расписался штыком на Рейхстаге. (Слайд 15)

10. Саша Филиппов. Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. Невысокий, подвижный, находчивый он свободно ходил по городу. Действуя в тылу врага. Саша 12 раз переходил линию фронта. Он добывал важные документы, сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в него гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили фашисты и повесили вместе с другими партизанами.(Слайд 16)

11. (Слайд 17)

Юные безусые герои

Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим , не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина
Благодарность вечная вам всем
Маленькие стойкие мужчины
Девочки, достойные поэм.

Учитель:

Ах, война, что ты сделала подлая.. За долгие четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали ее ужасы . Война каждый день , каждую секунду и так на протяжении почти четырех лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами. И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. А сколько детей погибло в годы войны, этого не знает никто. Очень хочется, чтобы нам никогда не пришлось испытать ужасов войны.

Пусть всегда над нами будет мирное небо.

Учитель:

Сегодня у нас еще один гость, замечательный человек Антонов Антон Антонович. Его детство “опалено войной”. В дни Сталинградской битвы ему было 6 лет.

Прошло 70 лет, но Антон Антонович с огромной болью вспоминает, то страшное время. Поприветствуем Антона Антоновича. (учащиеся приветствуют аплодисментами, вручают цветы)

Ребята, учащиеся 7 класса проведут интервью с Антоном Антоновичем, зададут ему несколько вопросов.

Маша: Антон Антонович, мы очень рады, что вы пришли к нам в гости. Расскажите нам, пожалуйста, где вы родились, каким был ваш родной хутор?

Антон Антонович: Я родился в хуторе Белявском, что в 5 км. от Серафимовича. Хутор был настоящим райским уголком. На взгорке хуторок, а ниже сады, лес, река

Дон. Я посвятил своей родине стихотворение:
Моя родина – хутор Белявский.
Мне милее в мире нет.
Здесь был райской природой обласкан,
Материнской любовью согрет.

Юля: Сколько было детей в вашей семье?

Антон Антонович: В нашей семье было пятеро детей. Когда началась война, старшему брату было 12 лет, младшей сестре было всего 2 месяца.

Маша: Как вы пережили дни Сталинградской битвы?

Антон Антонович: Было очень страшно, первыми в хутор вошли румыны. Начался переполох. Румыны ловили кур, гонялись за мелкой живностью

Как-то утром проснулся от страшного грохота, мама плачет. Комсомольский батальон переправился через Дон и хотел занять наш хутор, артиллерийским залпом их накрыло. На Гульнин бугор согнали ребятишек-комсомольцев. В живых никого не осталось. После войны, когда пахали бугор, повсюду были человеческие кости.

Через несколько дней ночью немцы выгнали всех из хутора и погнали степью, балками: гнали несколько дней. Нас у мамы было 5 человек. Младшей сестренке 2 месяца. Я с валенками под мышкой держался за подол матери.

Старший брат погнал степями корову. Оказались мы в хуторе Средняя Царица. Брат, как не странно, пригнал корову, которая и спасла нас от голода. Жили в доме из 2 комнат. В одной жили 3 семьи, в том числе и мы с мамой, в другой жили румыны. Когда возвратились домой, была зима Дом наш был пуст. Не было еды, дров, посуды, одежды, не чем было кормить корову. Начался голод. Ели все, даже чакан и желуди.

Когда сошел снег, стало легче. Выливали сусликов, рыли коренья, варили ракушки. Жили очень дружно. Часто приходилось ходить побираться, люди подавали. Отец после войны не вернулся, жить было очень трудно.

Есть нечего, одеть тоже, а надо было учиться.
Война отняла мое детство,
А тяжкие годы войны
Оставили в память наследство:
Кошмарные, жуткие сны.

Юля: Антон Антонович, как сложилась ваша жизнь после войны?

Антон Антонович: После окончания школы работал трактористом, бригадиром, слесарем. Затем поступил в Михайловское педагогическое училище. Стал учителем начальных классов. 33 года учил ребятишек в х. Майоровский. Я благодарен судьбе за то, что она дала мне дала мне такую профессию. У меня очень хорошая жена. Мы воспитали троих детей, сейчас у нас восемь внуков.

Не оседлал жемчужного коня,
Но на судьбу роптать не смею,
Ведь жизнь моя зависит от меня,
А право быть собою я имею.

Маша: Антон Антонович, мы знаем, что вы пишите стихи. Очень просим, прочитайте нам хотя бы одно из своих стихотворений.

Антон Антонович: Я прочитаю одно из своих любимых стихотворений. Оно называется “Моей милой маме”.

Когда Антон Антонович читал стихотворение, у многих ребят на глазах были слезы.

Юля: Антон Антонович, большое вам спасибо за то, что вы пришли к нам в гости. Мы желаем вам здоровья.

Учитель:

Антон Антонович, ученица нашей школы написала стихотворение, которое посвятила всем детям военного Сталинграда, и лично вам, нашему земляку, которого мы все любим и уважаем. Послушайте его, пожалуйста. Мы дарит вам это стихотворение от всей души.

Стихотворение “Мой Сталинград”.

Мой Сталинград.

Я родился в Волгограде,
Мне этот город так знаком!
Люблю его аллеи, парки,
Родную школу, отчий дом.
Люблю по городу гулять,
О чем-то думать и мечтать.
Летом в Волге я купаюсь,
Теплом и солнцем наслаждаюсь.
Хорошо мне в мирном городе моем!
Любовь к нему все крепнет
С каждым днем.

А Сталинград?
Сталинграда я не знал,
Его не видел, по нему я не гулял,
Но слово это гордое
С рождения со мной.
Город Сталинград – Герой,
Это тоже - город мой!

42-й. Самый страшный год.
Гитлер по России с победами идет.
У стен родного Сталинграда
Сказал твой прадед или мой:
“Родной свой город защитим
И никому не отдадим!”
И стали грозною стеною,
Сплотились в дружбе, как один:
Грузин, русский, узбек,
Таджик, казах и армянин.
За каждый дом, за пядь земли
Солдаты жизни отдавали,
И свой родной и милый край
Большой ценой, но отстояли.

Великим подвигом героев
Гордится русская земля,
Гордится каждый в ней живущий,
Гордятся все мои друзья.
На Мамаевом кургане
Низко головы склоняем,
Солдатам битвы Сталинградской
Достойно жить, мы обещаем.
Не удалось грозным фашистам
Вас победить, ваш дух сломать.
Мы, внуки, правнуки героев
О том не будем забывать.
Про подвиг твой, мой Сталинград,
Я сыну, дочке расскажу.
Тропинку памяти народной
И к их сердцам я проложу.

Я родился в Волгограде,
Сталинград в сердце храню.
Защитников земли родной
За счастье жить благодарю.

Учитель: (Слайд 18)

Во время войны нелегко всем: невыносимо тяжело на полях сражений, тяжело женщинам и старикам, взвалившим на свои плечи непосильный труд на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Но в тысячу раз тяжелее самым незащищенным, самым маленьким – детям. Как детской головкой понять, почему так часто плачет мама, почему нечего кушать, почему выгоняют из родного дома, почему вокруг так много горя, боли, смертей. Пусть никогда больше война не придет на нашу священную землю, пусть всегда над нами будет мирное небо! (Слайд 19)

Песня “Солнечный круг, небо вокруг” (Слайд 20)