Урок по теме "Количество теплоты" к разделу "Тепловые явления". 8-й класс

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Физика, как и всякая наука о природе, ставит своей задачей познать окружающий мир, изучить его законы и применить их для решения практических задач. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь больше внимания уделять практическим работам обучающихся.

Мною разработан урок для 8 класса по теме “Количество теплоты. Единицы количества теплоты” к разделу “Тепловые явления”. Тип урока - комбинированный,  который содержит изучение нового материала и практическую работу на определение калорий и килокалорий в пищевых продуктах. Он разработан с целью повышения интереса к предмету и активизации познавательной деятельности обучающихся.

Цель урока: Изучить что такое количество теплоты; как она обозначается и что она значит, в каких единицах она измеряется.

План урока:

1. Повторение пройденной темы.

2. Изучение нового материала.

3. Практическая работа.

4. Закрепление пройденной темы.

5. Анализ урока.

6. Домашнее задание.

I. Вопросы для повторения:

  1. Каким видом теплопередачи к нам поступает энергия от солнца?
  2. Что такое излучение?
  3. Какие тела в солнечную погоду лучше нагреваются (темные или светлые)?
  4. Почему весной снег в городе тает быстрее, а на полях медленнее?
  5. Все ли тела излучают энергию и почему?

II. Изучение нового материала:

1 Первая половина урока отводится на изучение нового материала . Для подведения обучающихся к главной цели – обозначение количества теплоты и единицы ее измерения ставятся проблемные вопросы :

  • Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела? (После ответа учеников высветить слайд)
  • Перечислите виды теплопередачи: (После ответа учеников высветить слайд)

Изменение внутренней энергии без совершения работы, т.е. путем теплопроводности называется-количеством теплоты

Обозначается :Q

Основная единица измерения : (Дж)

(Высвечивание слайда)

  • Выясним, от чего зависит количество теплоты?

(С помощью слайдов рассмотрим примеры, от чего зависит количество теплоты)

Вывод: Количество теплоты которое необходимо для нагревания тела (или выделяемое при остывании), зависит от массы этого тела, от изменения его температуры и от рода вещества.

III. Практическая работа:

Измерять количество теплоты ученые стали задолго до того, как в физике появилось понятие энергии. Тогда была установлена особая единица измерения количества теплоты – КАЛОРИЯ (кал) (Калория – от лат. слова калор – тепло, жар)

1 ккал – 100 кал

1 кал = 4,19 Дж 4,2 Дж

1 ккал = 4190 Дж 4200Дж4,2 кДж

Выполнение практической работы:

  • Класс делится на 4 группы учеников или на 8 групп учеников.
  • Каждой группе предлагаются карточки или продукты для определения количества теплоты через калории.
  • Высвечиваются слайд по практической работе.
  • Каждая группа должна определить, сколько калорий и килокалорий содержит продукт питания (шоколад или в молочных продуктах)

Ответить на вопросы:

  1. Что такое количество теплоты?
  2. Как зависит количество теплоты от изменения температуры тела?
  3. Почему нельзя только по изменению температуры тела судить о полученном им количестве теплоты?
  4. Как зависит количество теплоты от массы тела?
  5. Какими единицами измеряют внутреннюю энергию и количество теплоты?
  6. Чему равен 1 ккал в Джоулях ?

IV. Домашнее задание:

Прочитать параграф 7 страница 18

Найдите ответ на вопрос (в интернете, в справочниках или в другой литературе ) “Сколько килокалорий рекомендуется употреблять в сутки взрослому человеку и ребенку?” Переведите в кДж.