Физика, как и всякая наука о природе, ставит своей задачей познать окружающий мир, изучить его законы и применить их для решения практических задач. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь больше внимания уделять практическим работам обучающихся.
Мною разработан урок для 8 класса по теме “Количество теплоты. Единицы количества теплоты” к разделу “Тепловые явления”. Тип урока - комбинированный, который содержит изучение нового материала и практическую работу на определение калорий и килокалорий в пищевых продуктах. Он разработан с целью повышения интереса к предмету и активизации познавательной деятельности обучающихся.
Цель урока: Изучить что такое количество теплоты; как она обозначается и что она значит, в каких единицах она измеряется.
План урока:
1. Повторение пройденной темы.
2. Изучение нового материала.
3. Практическая работа.
4. Закрепление пройденной темы.
5. Анализ урока.
6. Домашнее задание.
I. Вопросы для повторения:
- Каким видом теплопередачи к нам поступает энергия от солнца?
- Что такое излучение?
- Какие тела в солнечную погоду лучше нагреваются (темные или светлые)?
- Почему весной снег в городе тает быстрее, а на полях медленнее?
- Все ли тела излучают энергию и почему?
II. Изучение нового материала:
1 Первая половина урока отводится на изучение нового материала . Для подведения обучающихся к главной цели – обозначение количества теплоты и единицы ее измерения ставятся проблемные вопросы :
- Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела? (После ответа учеников высветить слайд)
- Перечислите виды теплопередачи: (После ответа учеников высветить слайд)
Изменение внутренней энергии без совершения работы, т.е. путем теплопроводности называется-количеством теплоты
Обозначается :Q
Основная единица измерения : (Дж)
(Высвечивание слайда)
- Выясним, от чего зависит количество теплоты?
(С помощью слайдов рассмотрим примеры, от чего зависит количество теплоты)
Вывод: Количество теплоты которое необходимо для нагревания тела (или выделяемое при остывании), зависит от массы этого тела, от изменения его температуры и от рода вещества.
III. Практическая работа:
Измерять количество теплоты ученые стали задолго до того, как в физике появилось понятие энергии. Тогда была установлена особая единица измерения количества теплоты – КАЛОРИЯ (кал) (Калория – от лат. слова калор – тепло, жар)
1 ккал – 100 кал
1 кал = 4,19 Дж 4,2 Дж
1 ккал = 4190 Дж 4200Дж4,2 кДж
Выполнение практической работы:
Класс делится на 4 группы учеников или на 8
групп учеников.
Ответить на вопросы:
- Что такое количество теплоты?
- Как зависит количество теплоты от изменения температуры тела?
- Почему нельзя только по изменению температуры тела судить о полученном им количестве теплоты?
- Как зависит количество теплоты от массы тела?
- Какими единицами измеряют внутреннюю энергию и количество теплоты?
- Чему равен 1 ккал в Джоулях ?
IV. Домашнее задание:
Прочитать параграф 7 страница 18
Найдите ответ на вопрос (в интернете, в справочниках или в другой литературе ) “Сколько килокалорий рекомендуется употреблять в сутки взрослому человеку и ребенку?” Переведите в кДж.