Урок окружающего мира по теме "Части света. Африка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока. Урок изучения нового материала с первичным закреплением.

Цель урока. Сформировать умение распознавать и понимать связи особенностей географических объектов с их расположением.

Задачи урока:

  • научить использовать карты для получения информации;
  • познакомить с природой Африки, людьми, населяющими эту территорию;
  • найти родину окружающих нас предметов;
  • развивать навыки монологической речи;
  • воспитывать любознательность.

Оборудование: карта полушарий, физическая и политическая карта Африки, иллюстрации предметов из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру” или предметы африканского происхождения, иллюстрированный альбом с видами Африки или презентация

Ход урока

Этап урока и его цели Содержание урока Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности

Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех! 
Желаю вам удачи, 
И успешности в придачу!

- Как вы понимаете фразу “Мир повидать......!

- Для чего люди отправляются в путешествие? Каждый человек в своей жизни мечтает побывать в различных городах и странах, чтобы узнать много нового и интересного.

- А вы любите путешествовать? Сегодня мы продолжим вместе с вами увлекательное путешествие по нашей замечательной планете.

- С какой целью мы путешествуем на уроке окружающего мира? (Узнать что-то новое)

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? (“Что я не знаю?”, “Сам найду способ”)

- Чтобы наше путешествие было организованным, вам предлагаю “Маршрутный лист” (Приложение 1), где будем выполнять задания и самооценку своей деятельности.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация знаний и постановка проблемы

Цель:

- создать проблемную ситуацию через подводящий диалог для определения темы урока;

-организовать постановку цели урока;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности

- Прежде, чем отправиться в путешествие, выполним задание №1 “Маршрутного листа”.

- Найдите в каждой строке лишнее слово.

1) Лена, Нил, Обь

2) Шахматы, зеркала, папирус

3) Рис, кофе, хлопок (Нил, папирус, кофе).

- Почему выбрали эти слова? (Не встречались при путешествии по странам Азии).

- Оцените работу на правильность выполнения (“Маршрутный лист”). Кто желает поделиться самооценкой?

- Как вы думаете, к какой части света относятся “лишние” слова? Мы дадим точный ответ на этот вопрос, когда совершим увлекательное путешествие.

- Определите, куда мы отправимся в путешествие (стих, музыка, слайды)?

Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы...
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.

Тема урокаАфрика”. На физической карте показать Африку.

- Путь наш далек. Как вы думаете, на каком виде транспорта мы будем путешествовать? (самолет, верблюды, пароход).

- С какой целью мы отправляемся в путешествие по Африке?

Цель урока. Узнать какая же она - Африка?

- Вы уже имеете некоторые представления об этой удивительной части света. Предположите, какая же она Африка (работа в парах: жаркая, увлекательная, интересная, необычная ... )

- Чтобы проверить наши предположения, на какие вопросы мы должны найти ответы?

1) Географическое положение и климат Африки.

Географические объекты Африки (реки, пустыня, озера.)

3) Страны Африки и народы.

4) Животные Африки.

5) Растения Африки.

- Мы составили план открытия нового знания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
III. Совместное открытие новых знаний

Цель:

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- зафиксировать новое знание в речи и реализовать построенный проект в соответствии с планом

- Новые знания будем открывать, работая в группах (организуется 5 групп, каждой группе дается вопрос для исследования).

- Повторим правила работы в группе:

В группе должен быть ответственный.

Работать должны все.

Один говорит, другие слушают.

Свое несогласие высказывай вежливо.

- Распределите роли в группе.

- Ознакомьтесь с оценкой работы каждой группы. “Маршрутный лист” (содержательно, эмоционально, было интересно, надо лучше ...).

Самостоятельная работа в группах

(учащиеся используют материалы учебника, энциклопедии, компьютер, дополнительный материал (Приложение 2))

Представление результатов работы каждой группы (учащиеся записывают на “Маршрутных листах” интересные факты, новые понятия)

Оценка работы группы

Самооценка

(“Маршрутный лист”)

Добывать новые знания (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Сможем мы теперь ответить из какой страны к нам пришли эти слова, и что они означают: Нил, папирус, кофе?

- Используя полученные знания, составить рассказ об Африке (работу выполняют на “Маршрутном листе”).

- Ознакомьтесь с самооценкой работы.

Африка расположена в ______________ полушарии.

По материку проходит _____________.

Поэтому там всегда _______________.

В Африке протекает самая длинная в мире река _______________. Вблизи истоков Нила находится самая высокая гора Африки ______________. В Африке самая крупная в мире пустыня ____________. В тропических лесах обитают ____________, ________, ________, __________.

Проверка и чтение полученных рассказов.

- Оцените свою работу (“Маршрутный лист). Кто желает поделиться самооценкой.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

V. Включение в систему знаний и повторение

Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

- Чем вас удивила Африка?

- Какая же она – Африка? Чтобы ответить на этот вопрос составим синквейн. (Каждый работает индивидуально на “Маршрутном листе”).

Африка

какая? какая? какая?

что делает? что делает?

_______________

Африка

Скрытная, дикая, опасная

Завораживает, привлекает, очаровывает

“Этот материк поражает меня”

Африка

Живая, загадочная, пустынная,

Шумит, пугает, завораживает

Чудо...

Уметь высказывать своё предположение на основе полученных знаний (Коммуникативные УУД)
VI. Итог урока. Рефлексия

Цель: выявить умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

- Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли цели?

- Оцените свою работу на уроке, используя схему самооценки (“Маршрутный лист”).

Я научился...........

Было интересно..............

Было трудно...............

Могу похвалить себя за то, что............

Могу похвалить одноклассников за то, что.......

Мне показалось важным.......

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)