Общие цели:
- Обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны;
- О влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики;
- Выделить особенности российского монополистического капитализма;
- Акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации;
- Провести анализ реформ П. Столыпина. охарактеризовать политику успокоения.
Дополнительные цели:
- показать роль личности в истории на дальнейшее развитие России, высказать своё отношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав;
- установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С.Ю.Витте и успехами промышленного развития Российской империи;
- сравнить две точки учения на дальнейшее развитие России С.Витте, В.Плеве, определить общее;
- выразить своё отношение к идеям С.Витте, В.Плеве;
- оценить основные положения “Манифеста 17 октября”;
- установить причинно следственные связи противоречивости политики П. Столыпина;
- продолжать работу по формированию умения вести дискуссию.
Основные понятия: модернизация, протекционизм, синдикаты, картели, “догоняющий империализм”, “полицейский” (зубатовский) социализм” третьиюньская монархия, отруб, хутор, переселенческая политика.
Исторические персоналии: С.Ю.Витте, В.К.Плеве, Е.В.Зубатов, Г.Гапон, П.А.Столыпин, Николай II.
Оборудование:
- Карты:
- Российская империя в конце XIX – начале XX в;
- Первая русская революция 1905-1907 г.г.
- Столыпинская аграрная реформа 1906-1911 г.г.
- Мультимедийный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
Раздаточный материал.
- Методическое пособие Н.В.Загладин “История России”, издат-во “Учитель”, 2013 г
- В.Ю.Захаров “Трудные вопросы на экзамене История России”, М. “Дрофа”, 2009 г.
Форма проведения: Семинар (2 часа)
План урока:
- Организационный момент.
- Работа с планом семинара
- Презентация С.Витте, В.Плеве (учащиеся)
- Сравнить точки зрения С.Ю.Витте и В.К.Плеве на дальнейшее развитие России.
- Презентация С.В.Зубатов; Г.А.Гапон, (учащиеся).
- Что связывало эти две личности и какую роль они сыграли в Первой русской революции.
- Презентация – П.А.Столыпин (учащиеся).
- Реформы П.Столыпина: Путь к успокоению страны.
- Презентация – Николай II (кровавый) (учащиеся).
- Презентация С.Витте, В.Плеве (учащиеся)
- Подведение итогов семинара.
Ход урока
1. Оргмомент. Вводное слово учителя: исторический путь России всегда был своеобразен и отличался как от западного, так и восточного цивилизационного развития и большую роль, в нём играли исторические личности. Сегодня мы ещё раз убедимся в этом.
2. Обсуждение проблемы. Сравнить точки зрения С.Витте и В.Плеве на дальнейшее развитие России.
Работа с планом семинара.
1. Просмотр перезентации: “С. Витте, В. Плеве — политические и государственные деятелиРоссии (3-5 мин). (Приложение №1)
2. Обсуждение проблемы. Сравнить точки зрения С. Витте и В. Плеве на дальнейшее развитие России.
План обсуждения:
а) Российская модель экономической модернизации (в процессе обсуждения учащиеся используют материалы учебника, автор Загладин Н. В., раздаточный материал – таблицы, материал презентации). В ходе обсуждения должны прийти к выводу – Витте – сторонник ускоренной индустриализации, создание собственной промышленности, запущенной от иностранной конкуренции, привлечение иностранного капитала, вмешательство государства в управление экономикой, отстаивание интересов дворянства, ограничение свободы предпринимательства; Плеве – консервативные взгляды: Россия должна развиваться не по общемировым законам, а собственным оригинальным путём. Будущее России – за дворянством и страну минует гнёт капитализма. Выступая за сохранение общины и сословности.
б) в рабочем вопросе:
С.Витте “Государство не должно вмешиваться в отношения между трудом и капиталом. Его компетенция – принятие законов, и споры должны решаться между предпринимателями и рабочими на их основе”.
В.Плеве: придерживался традиционно- попечительской политики по отношению к рабочим, в виде экспериментов, допуская заимствования из западных стран, пример – полицейский (зубатовский социализм).
Вывод:
В стране проводился прежний курс, что в дальнейшем привело к революции.
Ресурсный материал для групп.
С.Витте Николаю II: “Там где плохо овцам, плохо и овцеводам”
Английский публицист Э.Дилкон рисовал западным читателям портрет “самого мужественного политического деятеля в Европе: человека грубого, неповоротливого, угловатого, медленного в речи, но быстрого в действиях. Под суровыми чертами которого скрыты жесты прометеева огня, исполняющего “геркулесову работу” и не имеющего себе равных во всём пространстве Российской империи” (портрет С. Витте).
3. Просмотр презентации: С.Зубатов, Г.Гапон (3-5 мин.), (Приложение № 2).
4. Обсуждение проблемы “Что связывало эти два имени и какую роль они играли в первой русской революции.
Мотивация к обсуждению:
Cтихи об исторических событиях 1905 г. “Литературный Петербург”
“Бежали, пальцами закрывши лица,
И через них струилась кровь.
Шумела в колокол столица,
На то, что было, будет вновь,
Чугунных певчих, без имён –
Придворных пушек рты открыты;
Это отец подымал свой ремень
На тех, кто не сыты!”
В.Хлебников.
Ресурсный материал для групп (читает учитель на этапах обсуждения).
А.М.Деникин “....Война не могла быть популярна в русском обществе и в народе,,,, Армия пошла на войну без всякого подъёма, исполняя только свой долг” (причины революции).
Разговор между А.М.Горьким и С.Т.Морозовым – 9 января 1905 года: “Революция обеспечена. – сказал Савва. – Годы пропаганды не дали бы того, что достигнуто в один день. – Жалко людей. – проговорил А.Горький. – Ах, вот что. – Морозов вскочил и забегал по комнате. – Конечно – однако – это другое дело. Тогда же надо говорить им: вставайте. Тогда убеждайте их – пусть они терпеливо лежат и гниют... Позволив убивать себя сегодня люди приобрели право убивать завтра. Они конечно. Воспользуются этим правом. Я не знаю, когда жизнь перестанут строить на крови, но в наших условиях гумманность - ложь” (вопрос. Похоже С.Морозов прав, и всё же... Может ли гуманность быть ложью).
А.Ф.Трепов “Патронов не жалеть и холостых залпов не давать!”
В процессе обсуждения учащиеся должны красной линией провести мысль о роли С.Зубатова и Г.Гапона в первой русской революции, вскрывая: - причины. Повод и результаты – принятие Манифеста 17 октября положительные и отрицательные стороны роли личности в истории, замедляющие или ускоряющие исторический процесс (В обсуждение включить вопрос “Знал ли Георгий Гапон о расстреле мирного шествия?).
Вывод. С.Витте, Николаю II: “...есть только два способа превозмочь смуту – либо путём диктатуры, либо превращение России в Конституционное правовое государство”.
5. Просмотр презентации – П.А.Столыпин (3-5 мин.) (Приложение № 3).
6. Обсуждение проблемы: “Реформы П.Столыпина – путь к успокоению страны”.
Ресурсный материал для групп:
- В.В.Шульгин “Всё для народа – вопреки народу” (лозунг аграрной реформы).
- П.Столыпин: “Разрешить этот вопрос нельзя, его надо развешать”.
- П.Столыпин “...Пробыв около десяти лет у дела земельного устройства. Я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа... В западных государствах на это потребовались целые десятилетия...”. (стр. 55–56 методического пособия).
“Вешатель”, “реакционер”, “либеральный консерватор” - различные, порой взаимоисключающие характеристики в зависимости от занимаемых теми ил иными людьми позиций давались одному из наиболее ярких государственных деятелей России первого десятилетия ХХ в, премьер-министру П.А.Столыпину (оценка политических взглядов и деятельности П.А.Столыпина).
В ходе обсуждения раскрываются:
“Цели, основные мероприятия, итоги реформ”.
7. Подводит итог семинарскому занятию презентация “Николай II (кровавый)” (Приложение 4), в которой раскрывается путь пройденный Россией и роль императора в исторических событиях конца XIX - начала XX в.
8. Подведение итогов.
Oценки, комментарии, замечания, положительные моменты.
Домашнее задание.
Повторить параграфы 1–7, подготовиться к контрольной работе.