Цель:
- обобщение, систематизация и контроль знаний по теме;
- закрепить знания учащихся о плотности вещества;
- формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ;
- повторить ключевые понятия: масса, плотность, объем, единицы измерения физических величин;
- продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объем тел правильной и произвольной формы;
- учить, логически рассуждать при решении качественных задач;
- учить практически и теоретически вычислять плотность твердых тел, жидкостей и газов;
- закрепить умения пользоваться справочным материалом;
- повторить алгоритм решения расчетных задач;
- продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, составленная с помощью Microsoft PowerPoint.
План урока:
1. Повторение 5-7 минут. (Индивидуальная и фронтальная работа).
2. Решение задач 32-35 минут. (Записи, рисунки, решение задач и их обсуждение. Коллективная и индивидуальная работа).
3. Подведение итогов. Домашнее задание. 3-5 минут. (Ответы на вопросы. Запись задания в дневниках).
Ход урока
Слайд 1. (Тема урока).
1. Фронтальная беседа:
- Что называется массой тела?
- Какой буквой она обозначается?
- Какова единица измерения массы в системе СИ?
- Что называется плотностью?
- Какой буквой она обозначается?
- Какова единица измерения плотности в системе СИ?
- Какую еще единицу измерения плотности вы знаете?
2. Фронтальная практическая работа:
Слайд 2
- Измерьте линейкой длину, ширину, высоту брусков и вычислите их объем.
Слайд 3, 4
- Измерьте массы этих брусков.
- Вычислите плотности этих брусков. Из чего изготовлены эти бруски?
3. Решение задач:
Слайд 5, 6, 7
1) В одну мензурку налита вода, а в другую керосин. В какой из мензурок может находиться вода, если ее масса больше, чем масса керосина? Насколько масса воды может превышать массу керосина?
Слайд 8, 9
2) Металлическая пластина имеет массу 85 г. Из какого металла она может быть изготовлена?
Слайд 10
3) Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность своего организма 980 кг/м2 и объем равный 0,08 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении 2000 лет в полном одиночестве сидел в кувшине объемом 2 л?
Слайд 11
4) Два сплошных куба изготовлены из одного и того же материала. Во сколько раз масса первого куба меньше, чем масса второго, если ребро первого куба в 3 раза меньше, чем ребро второго?
Слайд 12, 13
5) Герои романа И.Ильфа и Е.Петрова “Золотой теленок” распиливают две шестнадцати килограммовые гири для того, чтобы определить, нет ли внутри них золота. Предложите более легкий путь решения проблемы.
Слайд 14
Имеются сплошные медные куб и шар, причем диаметр шара равен ребру куба. Масса, какого тела больше?
Слайд 15-23
6) Как определить плотность арбуза?
Домашнее задание. Определить плотности помидора, яблока.
Итоги урока.
– Что понравилось на уроке?
– Какую тему мы повторили?
– С какими приборами работали?
– Сможете ли вы теперь с помощью весов определить массу?
– Сможете ли вы с помощью мензурки определить объем?
– Что понравилось на уроке?
– Какие есть вопросы?
Спасибо за работу на уроке!
Используемая литература.
1. Перышкин А.В. Физика 7 класс.
2. Сборник задач по физике 7-9 класс / Составитель В.И. Лукашик
3. А.П. Усольцев “Задачи по физике на основе литературных сюжетов”, 7-11 класс, Екатеринбург, У - Фактория, 2003г
4. Л.Э. Генденштейн, И.М. Гельфгат, Л.А. Кирик “Задачи по физике 7 класс”, Москва, “Дом педагогики”, “Гимназия”, Фолио”, 2000 г.
Фото с сайтов.
1. http://magnetida.ru/magneto/module/atlant_is/watermark/?img=main/poster/p_1314380387_1314380412.jpg
2. http://freeday.com.ua/uploads/posts/2011-08/thumbs/1314347179_starik.hotabich.1956.hdrip.avi_000415373.jpg