Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Важной составной частью гармонично развивающейся личности является физическое совершенство. Эффективность физического воспитания школьников связана, в частности, с повышением творческой инициативы учителя, поиском нестандартных организационно-методических приёмов. Правильно организованный двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей физической подготовленности обучающихся. В настоящее время игровые эстафеты пользуются большой популярностью у школьников. Эстафеты – веселые соревнования, которые предоставляют возможность создать хороший командный дух и сотрудничество. В основе эстафет лежат физические упражнения. Большое разнообразие игровых эстафет способствует решению специальных задач физического воспитания.
Виды эстафет. Исходя из способа действий участников эстафеты делятся на поочередные и совместные. В первом виде эстафет участники один за другим выполняют обусловленные действия. Поочередные эстафеты могут быть: а) на месте, без перемещения участников (“игровые гонки”); б) с передвижением различными способами; в) с передвижением и дополнительными действиями — например, преодолением препятствий. Совместные эстафеты характеризуются: а) групповым передвижением, где успех решает согласованность действий членов каждой команды; б) поочередным передвижением с последующими коллективными действиями. Есть также эстафеты, занимающие промежуточное положение, в которых участники действуют поочередно небольшими группами.
Эстафеты классифицируются и по количеству заданий. Эстафеты, в которых выполняется одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска предметов и т.д.), принято называть простыми, а при наличии двух и более заданий — комбинированными. Задания, включенные в эстафету, выполняются следующим образом: а) заранее обусловленным способом, что применяется при повторении и закреплении пройденного материала; б) произвольным способом, когда участникам дается право выбора наиболее рационального или удобного для них варианта.
По способу организации, пути перемещения участников эстафеты подразделяются также на линейные, в которых команды строятся в колонну или шеренгу и движутся до противоположного пункта и обратно (челночным способом) или выполняют задание по цепочке (например, передача мяча на месте с поочередным перемещением игроков); круговые, в которых или сами игроки перемещаются по кругу, или команды строятся в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке (движение идет в одну сторону), и встречные, в которых половина участников каждой команды располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков или передача эстафеты идет навстречу друг другу.
Эстафеты группируются по видам упражнений: гимнастические, легкоатлетические, лыжные, с элементами спортивных игр и т.д. Они могут быть также тематическими (сюжетными) и комическими. Иногда в них включается серия различных упражнений, и каждый игрок или группа участников выполняет свое персональное задание.
Команду-победителя в эстафете определяют следующие показатели: 1) быстрота выполнения заданий; 2) точность или качество их выполнения; 3) комплексная оценка. В первом случае результат фиксируется: а) по последнему участнику; б) по каждому участнику отдельно, а затем по общей сумме очков, завоеванных командой. Во втором случае действует очковая система — выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок. В третьем случае надо выполнить задания не только быстро, но и качественно, с соблюдением установленных правил, так как за каждую ошибку команде начисляются штрафные очки, для чего заранее определяется “стоимость” возможного нарушения (в секундах или очках).
Подбор эстафет. Учитель должен четко знать, с какой целью он подбирает то или иное игровое задание, какие педагогические задачи собирается решать. Это могут быть задачи образовательные — закрепление, совершенствование изучаемых двигательных действий в новых, непривычных условиях: на фоне эмоционального возбуждения, при сочетании конкретного упражнения-задания с другими двигательными действиями и т. д. К примеру, в занятия баскетболом или гандболом полезно включать эстафеты с ведением, передачей и ловлей мяча, бросками мяча в цель.
При подборе эстафет акцент можно сделать на развитии определенных двигательных качеств: быстроты, прыгучести, точности и координации движений, а также умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, быстро переключаться от одних действий к другим и т. д. Можно поставить на первый план и воспитательные задачи. Например, с целью воспитания чувств коллективизма, товарищества в эстафету включаются задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий участников, их взаимопомощи и взаимостраховки. Для воспитания смелости и решительности целесообразно включать упражнения, требующие проявления волевых усилий. Для воспитания сообразительности и творческого мышления могут даваться усложненные задания, в которых успех решает тактика преодоления препятствий, выбор наиболее рациональных способов выполнения двигательных действий.
Часто подбираются эстафеты, обеспечивающие комплексное решение ряда задач: к примеру, серия простых эстафет со сменой исходных положений и различными действиями участников при проведении дней здоровья, спортивного часа в группе продленного дня или физкультурного праздника. Особое место занимают эстафеты в соревнованиях “Веселые старты”, “А ну-ка, парни!”, “А ну-ка, девушки!”, “Папа, мама и я — спортивная семья”, в массовых физкультурных праздниках. При составлении мероприятий учитывается их зрелищность, задания могут иметь тематическую направленность. Имеет значение и очередность эстафет — в конец программы обычно ставится наиболее сложная и увлекательная комбинированная эстафета для всех участников праздника.
Таким образом, при подборе эстафет необходимо учитывать: форму занятий, целевую установку, состав группы (возраст, пол, количество занимающихся и т.д.), уровень физической и технической подготовленности участников; характер их деятельности перед игрой и непосредственно после ее окончания; условия проведения (размеры зала, площадки, наличие инвентаря).
Организация эстафет. Нередко эстафеты утрачивают педагогическую ценность из-за плохой организации. Поэтому при их проведении необходимо соблюдать ряд правил. В частности, эстафету нужно считать законченной лишь тогда, когда все члены команды заняли свои места в строю и выровнялись. Для повышения организованности и дисциплины можно вводить и такие правила: не выбегать из строя, не кричать,— за нарушения которых команда может быть наказана штрафными очками или даже проигрышем. В эстафете очень важно объективно определить команду-победителя. Следовательно, надо вовремя фиксировать все нарушения правил и соответствующим образом учитывать их при подведении итогов, по возможности предупреждать эти нарушения. Приведем пример. Во время линейных эстафет с бегом многие участники в азарте борьбы раньше времени выбегают из-за стартовой линии. При подведении же итогов победа присуждается команде, заканчивающей игру первой, даже если она чаще других нарушала правила. Это вызывает справедливую обиду у членов команд, которые были дисциплинированнее и точнее соблюдали условия эстафеты.
Есть несколько путей устранения подобных недочетов. Можно, например, так подбирать задания, чтобы сама обстановка и условия игры обязывали игроков выполнять правила. Достигается это различными приемами. В той же линейной эстафете перед каждой командой устанавливается стойка, возвращающийся игрок передает эстафету следующему участнику с одной стороны, а тот обязан начинать бег с другой стороны от стойки. Есть вариант, когда перед командой ставится препятствие, преодолеть которое обязаны и передающий и принимающий эстафету участники. Иногда целесообразно ввести какое-либо обязательное задание, предшествующее движению, к примеру, приняв эстафету, сначала пролезть в обруч или повернуться на 360°, а потом начинать бег.
В тех эстафетах, где основным критерием оценки является качество исполнения, вводятся штрафные очки. Однако бывают случаи, когда количество ошибок у каждой команды подсчитано, а учитель затрудняется определить победителя. Поэтому при системе штрафных очков нужно заранее установить их значимость и довести ее до сведения участников. Например, проводится эстафета “Бег по кочкам”, участники которой должны как можно быстрее и точнее выполнить задание. Каждой команде предварительно начисляется по 25 очков. Если команда заканчивает бег первой, эта сумма за ней сохраняется. За второе место снимается 2 очка, за третье — 4 и т. д. Каждая ошибка (заступ за “кочку”) оценивается в 1 штрафное очко. Команда заканчивает, к примеру, эстафету второй, но, имея 3 ошибки, получает в итоге 20 очков (25—2—3) и занимает первое место, так как команда, закончившая эстафету первой, допустила 6 ошибок и заработала 19 очков (25— 6).
Большой интерес у детей вызывают эстафеты, в которых время фиксируется по секундомеру. В этих случаях команды не только соревнуются друг с другом, но и при повторении игры стараются улучшить свой результат. В подобных эстафетах штрафные очки целесообразно определять в секундах.
В большинстве эстафет оптимальное число игроков в каждой команде 8—12 человек. В отдельных эстафетах их число меньше — 5—6 человек. При большом количестве участников целесообразнее скомплектовать 3—4 команды и провести между ними соревнование одновременно по круговой (все команды встречаются между собой поочередно) или олимпийской (по жеребьевке с выбыванием) системе. Большое количество игроков в команде допустимо лишь в комбинированных эстафетах, где участники выполняют задания группами, или же в тех случаях, когда в выполнении заданий участвуют сразу все игроки или определенная их часть (например, передвижение всей команды с взаимосцеплением, передача по цепочке сразу нескольких мячей и т. п.). Надо учесть, что ценность эстафет — в активной деятельности участников. Длительное же ожидание игроками своей очереди снижает эффективность игры.
Если эстафеты проводятся внутри класса, группы продленного дня, то комплектовать команды надо с таким расчетом, чтобы они были относительно равными по силам. Это обостряет борьбу и обеспечивает большую объективность в определении победителя. Состав команд в этом случае может быть и постоянным на протяжении длительного времени. В этом случае счет побед и поражений ведется, к примеру, в течение всего учебного года. В младшей возрастной группе ряд эстафет можно проводить между командами мальчиков и девочек.
Непременное условие четкой организации эстафет — своевременная и хорошо продуманная подготовка мест их проведения. С учетом поставленных задач, вида и содержания эстафеты делается разметка, устанавливаются ориентиры и ограничители, заранее готовится необходимый инвентарь. В школах целесообразно иметь оборудование и инвентарь, специально изготовленные для проведения эстафет: самокаты, мешки, конусообразные фишки, стойки, наборы досок, фанерных планшетов, обручей, скакалок, кеглей, флажков разного цвета, гимнастических матов, мячей и т.д.
При разметке площадки и расстановке инвентаря на пути движения участников для удобства действий и с целью профилактики травматизма нужно соблюдать ряд правил:
- Если препятствие преодолевается прыжком в длину с разбега, то за ним оставлять свободное пространство до 4—5 м.
- В местах соскоков с высоких препятствий уложить маты (в зале) или предусмотреть ямы с песком или опилками (на площадке).
- Высоту препятствий для перелезания, прыжков, соскоков, бега по узкой опоре регулировать с учетом возраста и подготовленности ребят.
- Включая в эстафеты кувырки, оговорить чтобы игроки выполняли их с места или не более чем с двух-трех шагов разбега. Исключение может быть сделано для юношей, выполняющих кувырки или длинный кувырок на поролоновые маты.
- На пути движения не должно быть предметов, о которые участник может споткнуться.
- Расстановку команд, интервал между ними и пути движения участников надо спланировать так, чтобы полностью исключить возможность столкновений.
- Если препятствие сложное, то целесообразно обеспечить в месте его преодоления страховку.
Для детей младшего школьного возраста в целях безопасности в эстафеты не рекомендуется включать кувырки вперед, бег по узкому буму или рейке гимнастической скамейки, лазанье по канату (часто дети соскальзывают и обжигают ладони и бедра), бег до касания стены. Объяснение эстафеты должно быть кратким и понятным. Прежде чем приступить к объяснению, необходимо построить команды в исходное положение. Затем сообщить участникам название эстафеты и ее содержание (перечень заданий в запланированной последовательности их выполнения), перечислить основные правила. Второстепенные замечания и уточнения можно давать по ходу игры. Необходимо рассказать о цели действий каждого игрока и команды в целом, а также об условиях определения победителей. Затем сообщаются условные сигналы начала и окончания эстафеты, а также ее остановки, если это потребуется. В заключение следует ответить на возникшие вопросы. В случаях, когда содержанием эстафеты предусмотрено точное соблюдение техники выполнения какого-либо задания (например, комбинированная эстафета) или некоторые условия соревнований непонятны участникам, желательно всю эстафету или часть заданий показать. Это может сделать либо учитель, либо один из играющих. В эстафетах, где для победы решающую роль играет слаженность действий участников, тактика их взаимодействия или выбранные способы преодоления препятствий, следует дать ребятам некоторое время на обдумывание. Это воспитывает сознательное отношение к занятиям, позволяет проявить сообразительность и находчивость. В целях максимальной объективности иногда целесообразно менять команды местами при повторении эстафеты, а также менять инвентарь в тех случаях, когда от его качества зависит результат игры.
Эстафету следует повторять несколько раз, и только после этого окончательно выявлять победителя. Иногда можно заранее обусловить число повторений, учтя при этом сложность заданий, их целевую установку и время, которое потребуется на проведение эстафеты. Итоги подводятся после каждого повторения эстафеты. При этом указываются причины побед и поражений, разъясняется эффективность разумных, быстрых и точных действий. Это повышает образовательную и воспитательную роль эстафет в занятиях физическими упражнениями.
Учителя физической культуры, совместно с учителями математики обрабатывают информацию и вносят в банк данных достижений обучающихся в области физической культуры и спорта.