Цель: формирование умения исследовать предметный мир.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
УУД
Личностные УУД:
- осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;
- формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения;
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Познавательные УУД:
- общеучебные универсальные действия:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;
- логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;
Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с изобразительным творчеством предметного мира
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование навыков работы при выполнении практических и творческих работ;
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Предметные результаты:
- умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;
- знать основные геометрические фигуры и объемные тела;
- выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;
- конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.
Метапредметные результаты:
– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.
– умение извлечь материал, изученный на
математике, и адаптировать на язык
изобразительного искусства;
- умение анализировать, синтезировать,
исследовать.
Межредметные связи: с математикой.
Оборудование:
Для учителя: Авторская презентация: “Понятие формы”,
Для учащихся:пластилин, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы, клей.
Ход урока
1. Организационная часть.
- Приветствие
- Проверка готовности к уроку
- Проверка присутствия учащихся
- Выбрать активную группу, для анализа работы и оценки учащихся
2. Повторение пройденного материала :
Ребята, давайте вспомним, с каким жанром мы познакомились на прошлом уроке? И дайте ему определение.
Ответ: с жанром натюрморт. Натюрморт – это изображение “мертвой натуры”
Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим жанром.
3. Сообщение нового материала
Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их отличие? (слайд №2,3).
Ответ: Эти предметы имеют разную форму.
Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить на тему: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.Как вы понимаете, что такое форма?
Форма — это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.
Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Чаще окружающие предметы, ассоциируются у нас с простыми геометрическими формами или представляются нам сочетанием нескольких форм. Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообразии. А какие геометрические формы вам известны из математики? (слайд №4)
Давайте представим какие предметы ассоциируются с круглой формой, с квадратной и т. д. (слайд 5,6)
Также форма бывает линейная, плоская и объемная (примеры).Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.
Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение — конструкцию.
Конструкция — это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета. (Слайд № 7)
Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло — это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов.
Оказывается, в течении нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах, и порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна, чтобы узнать в них знакомые предметы. (слайд№8)
Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.
Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета.
Умея анализировать форму и конструкцию предмета, художник с легкостью может эту форму стилизовать. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Слайд № 9, 10) Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне.
В роли дизайнеров мы попробуем быть с вами на сегодняшнем уроке.
4. Постановка проблемы:
с помощью знаний, полученных на уроке, преобразовать заготовленные геометрические формы в силуэты предметов для тематического натюрморта (возможна работа в группе)
Лепка предмета со сложной конструкцией, в основе которого лежат простые геометрические фигуры
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Индивидуальная или групповая работа учащихся
Контроль учителя
6. Рефлексия. Оценка работ учащихся (работает активная группа класса)
- Какие способы были использованы для стилизации предметов своего натюрморта?
- Какие геометрические формы вошли, в тот предмет, который был выполнен из пластилина?
- Какие результаты заслуживают получить учащиеся, и почему?
7. Завершение урока