Источники света. Распростанение света

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: Урок открытие новых знаний.

Технология: проблемно диалоговая, ИКТ.

Цели:

  • >Образовательная: усвоение обучающимися знаний о световых явлениях, об источниках света и их применении.
  • Развивающая: развитие информационно - коммуникативных способностей, совершенствование умений самообразования, развитие умений использовать ИКТ в учебном процессе.
  • Воспитательная: формирование ответственности и самостоятельности, развитие коммуникативных способностей.
  • Задачи урока:

    • Научить определять виды источников свети и применять данные знания в жизни.
    • Развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное. Применять знания и умения из предыдущего опыта.
    • Создание условий для активного участия на занятии всех ребят, вовлечь школьников в активную самостоятельную, познавательную и творческую деятельность;
    • Через работу в группах развивать коммуникативные способности учащихся;

    Предметные результаты:

    • Формирование умения различать источники света по видам (на естественные и искусственные);
    • Формирования понимания терминов: излучение, точечный источник света, луч, тень, полутень, частичное или полное затмение.

    Метапредметный результат:

    Познавательные УУД:

    • Продолжить формирование умения анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления ; выявлять причины и следствия простых явлений.
    • Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
    • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в рассказ. схемы...)

    Коммуникативные УУД: Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Регулятивные УУД:

    • Продолжить формировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока), выдвигать версии.
    • Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
    • Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
    • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

    Личные результаты:

    • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

    Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские, ….ИКТ?

    Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

    Ход урока

    1. Организация урока. (слайд 1.)

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

    Мир начинается с улыбки.

    Peacebeginswith a smile.

    МАТЬ ТЕРЕЗА

    А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и улыбнувшись скажем " Добрый день! "

    Пожалуйста. присаживайтесь.

    2. Определение цели урока. (слайд 2.)

    Включаем фонарик.

    Учитель: Вопрос: “Как можно назвать тело, излучающее свет? Ваши варианты?” (ответы учеников,если не определят, то добавить примеры: свеча, лампочка).

    Учитель: Тема  урока зашифрована в ребусе. Пожалуйста, сформулируйте тему, разгадав ребус.

    Учитель: Тема урока:"Источники света." (запись на доске и в тетради дата и тема урока) (слайд 3.)

    3. Мотивация к получению новых знаний. (слайд 4.)

    Учитель: Ещё в глубокой древности ученых интересовала природа света и его свойства. Да и сейчас человеку важно иметь глубокие знание о свете, ведь все что мы видим возможно благодаря ему, а свойства света используются в жизни, в строительстве, медицине, технике итак далее. Поэтому и мы на этом уроке изучаем этот вопрос.

     

    4. Постановка целей урока:

    Учитель: Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (ответы учащихся)

    Давайте поставим цели урока. (предложения учеников) Молодцы! (слайд 5)

    Цели урока:

    1. Научиться определять виды источников света.

    2. Узнать свойства распространения света.

    3. Уметь объяснять некоторые физические явления в природе и в жизни.

    5. Актуализация знаний. (беседа)

    На слайде: Что мы знаем о свете из уроков природоведения?

    Из уроков природоведения вы знаете, что свет нагревает тела на которые падает.

    Что вы можете добавить, с точки зрения физики, к этой фразе? " Раз свет нагревает тела, то он передает телам .... ? (ответ учеников: энергию)

    А каким способом свет может передать энергию от одного тела к другому, даже в космосе? (Ответ учеников: изучением)

    Вот вы и подошли к понятию света.

    Свет - это видимое излучение.

    6. Постановка проблемы.

    Учитель: Тела, от которых исходит свет, называются источниками света.

    Работа в группах: Написать на листе бумаги 5 источников света, которые мы знаете.

    Учитель: закрепите на доске магнитом свои листы.

    Посмотрите, что вы назвали? (перечисляют, каждая группа свои)

    Давайте посмотрим на экране, какие еще бывают источники света (ИКТ).

    Учитель : источники света подразделяются на естественные и искусственные.

    Найдите в учебники на ст. 147, понятие естественных и искусственных источников света. Скажите какие источники относятся к естественным и к искусственным?

    На ваших листочках записаны источники света, давайте вместе разберем их по классификации. (Фронтально по одному) Молодцы!!

    Рассмотрим некоторые факты об свете:

    1. В пламени костра, лучины и фитильных ламп свет излучается раскаленными твердыми частичками углерода. В электрических лампах накаливания светится раскаленная металлическая нить. Таким образом, до наших дней человечество в основном пользуется горячими источниками света,

    2. Но в природе встречается и "холодный" свет, например, свет гнилушек, различных светлячков и полярных сияний. Светящиеся тела в этом случае не раскалены.

    Учитель: На какие группы можно еще разделить источники света по температуре? (Ответ учеников : на теплые и холодные)

    Учитель: Искусственные источники света, в зависимости от процесса, лежащего в основе излучения, разделяются на тепловые и люминесцентные.

    Работа в группах:

    Всего 5 групп по 4 человека:

    Каждой группе предложена презентация и задания, которое поможет озвучить её. Выполните задание и помощью. указанных источников и через 5-7 минут представьте его всему классу.

    Задание 1 группе

    1. Найдите, что называется точечным источником сета. Приведите пример.

    2. Найдите понятие "световой луч".

    Помощь учебник ст.148. Материал папки № 1 ПК

    Задание 2 группе

    1. Почему, если поместить непрозрачный предмет между глазом и источником света, то источник света мы не уведем?

    2. Кто писал об этом факте?

    3. Где и кем использовался этот закон?

    Помощь учебник ст.148. Материал папки № 2 ПК

    Задание 3 группе

    1. Понятие тень.

    2. Когда можно увидеть тень на земле от дерева, здания или человека?

    3. Объяснить почему появляется тень

    4. Как можно нарисовать изображение тени?

    Помощь учебник ст.148-149, рис. 120, Материал в папке № 3 ПК

    Задание 4 группе

    1. Понятие полутень.

    2. Объяснить почему появляется полутень.

    3. Рисунок ст. 121, объяснить

    Помощь учебник ст.149, рис. 121, Материал в папке № 4 ПК

    Задание 5 группе

    1. Чем объясняются Солнечные и Лунные затмения.

    2. Что происходит во время Солнечного затмения?

    3. Что происходит во время Лунного затмения?

    4. На всей ли территории земли видно СОЛНЕЧНОЕ и ЛУННОЕ затмение

    5. Можно ли предсказать затмения ? Почему?

    Помощь учебник ст.149, рис. 121-122, Материал в папке № 5 ПК

    Молодцы.

    7. Кластер.

    Учитель: Сегодня вы много узнали об источниках света, давайте в группах составим кластеры по типам источников сета. Для работы 1-2 минуты. Поместим ваши кластеры на доску.

    Сравните их с моим, если наши кластеры похожи, то урок прошел удачно.

    Давайте вернемся к целям, которые вы поставили для урока. Все ли мы цели выполнили. Запишите домашнее задание параграф 62, упр 29.

    Предлагаю заполнить листок самооценки - 1 минута

    ФИО Знаю понятие источника света Умею различать источники света по типам Знаю свойство распространения света Умею объяснять физические явления на основе этого свойства
               
               

    Пожалуйста, передайте мне листы самооценки.

    Что вам понравилось на уроке?