Тип урока: Урок открытие новых знаний.
Технология: проблемно диалоговая, ИКТ.
Цели:
Задачи урока:
- Научить определять виды источников свети и применять данные знания в жизни.
- Развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное. Применять знания и умения из предыдущего опыта.
- Создание условий для активного участия на занятии всех ребят, вовлечь школьников в активную самостоятельную, познавательную и творческую деятельность;
- Через работу в группах развивать коммуникативные способности учащихся;
Предметные результаты:
- Формирование умения различать источники света по видам (на естественные и искусственные);
- Формирования понимания терминов: излучение, точечный источник света, луч, тень, полутень, частичное или полное затмение.
Метапредметный результат:
Познавательные УУД:
- Продолжить формирование умения анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления ; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в рассказ. схемы...)
Коммуникативные УУД: Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД:
- Продолжить формировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личные результаты:
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские, ….ИКТ?
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организация урока. (слайд 1.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.
Мир начинается с улыбки.
Peacebeginswith a smile.
МАТЬ ТЕРЕЗА
А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и улыбнувшись скажем " Добрый день! "
Пожалуйста. присаживайтесь.
2. Определение цели урока. (слайд 2.)
Включаем фонарик.
Учитель: Вопрос: “Как можно назвать тело, излучающее свет? Ваши варианты?” (ответы учеников,если не определят, то добавить примеры: свеча, лампочка).
Учитель: Тема урока зашифрована в ребусе. Пожалуйста, сформулируйте тему, разгадав ребус.
Учитель: Тема урока:"Источники света." (запись на доске и в тетради дата и тема урока) (слайд 3.)
3. Мотивация к получению новых знаний. (слайд 4.)
Учитель: Ещё в глубокой древности ученых интересовала природа света и его свойства. Да и сейчас человеку важно иметь глубокие знание о свете, ведь все что мы видим возможно благодаря ему, а свойства света используются в жизни, в строительстве, медицине, технике итак далее. Поэтому и мы на этом уроке изучаем этот вопрос.
4. Постановка целей урока:
Учитель: Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (ответы учащихся)
Давайте поставим цели урока. (предложения учеников) Молодцы! (слайд 5)
Цели урока:
1. Научиться определять виды источников света.
2. Узнать свойства распространения света.
3. Уметь объяснять некоторые физические явления в природе и в жизни.
5. Актуализация знаний. (беседа)
На слайде: Что мы знаем о свете из уроков природоведения?
Из уроков природоведения вы знаете, что свет нагревает тела на которые падает.
Что вы можете добавить, с точки зрения физики, к этой фразе? " Раз свет нагревает тела, то он передает телам .... ? (ответ учеников: энергию)
А каким способом свет может передать энергию от одного тела к другому, даже в космосе? (Ответ учеников: изучением)
Вот вы и подошли к понятию света.
Свет - это видимое излучение.
6. Постановка проблемы.
Учитель: Тела, от которых исходит свет, называются источниками света.
Работа в группах: Написать на листе бумаги 5 источников света, которые мы знаете.
Учитель: закрепите на доске магнитом свои листы.
Посмотрите, что вы назвали? (перечисляют, каждая группа свои)
Давайте посмотрим на экране, какие еще бывают источники света (ИКТ).
Учитель : источники света подразделяются на естественные и искусственные.
Найдите в учебники на ст. 147, понятие естественных и искусственных источников света. Скажите какие источники относятся к естественным и к искусственным?
На ваших листочках записаны источники света, давайте вместе разберем их по классификации. (Фронтально по одному) Молодцы!!
Рассмотрим некоторые факты об свете:
1. В пламени костра, лучины и фитильных ламп свет излучается раскаленными твердыми частичками углерода. В электрических лампах накаливания светится раскаленная металлическая нить. Таким образом, до наших дней человечество в основном пользуется горячими источниками света,
2. Но в природе встречается и "холодный" свет, например, свет гнилушек, различных светлячков и полярных сияний. Светящиеся тела в этом случае не раскалены.
Учитель: На какие группы можно еще разделить источники света по температуре? (Ответ учеников : на теплые и холодные)
Учитель: Искусственные источники света, в зависимости от процесса, лежащего в основе излучения, разделяются на тепловые и люминесцентные.
Работа в группах:
Всего 5 групп по 4 человека:
Каждой группе предложена презентация и задания, которое поможет озвучить её. Выполните задание и помощью. указанных источников и через 5-7 минут представьте его всему классу.
Задание 1 группе
1. Найдите, что называется точечным источником сета. Приведите пример.
2. Найдите понятие "световой луч".
Помощь учебник ст.148. Материал папки № 1 ПК
Задание 2 группе
1. Почему, если поместить непрозрачный предмет между глазом и источником света, то источник света мы не уведем?
2. Кто писал об этом факте?
3. Где и кем использовался этот закон?
Помощь учебник ст.148. Материал папки № 2 ПК
Задание 3 группе
1. Понятие тень.
2. Когда можно увидеть тень на земле от дерева, здания или человека?
3. Объяснить почему появляется тень
4. Как можно нарисовать изображение тени?
Помощь учебник ст.148-149, рис. 120, Материал в папке № 3 ПК
Задание 4 группе
1. Понятие полутень.
2. Объяснить почему появляется полутень.
3. Рисунок ст. 121, объяснить
Помощь учебник ст.149, рис. 121, Материал в папке № 4 ПК
Задание 5 группе
1. Чем объясняются Солнечные и Лунные затмения.
2. Что происходит во время Солнечного затмения?
3. Что происходит во время Лунного затмения?
4. На всей ли территории земли видно СОЛНЕЧНОЕ и ЛУННОЕ затмение
5. Можно ли предсказать затмения ? Почему?
Помощь учебник ст.149, рис. 121-122, Материал в папке № 5 ПК
Молодцы.
7. Кластер.
Учитель: Сегодня вы много узнали об источниках света, давайте в группах составим кластеры по типам источников сета. Для работы 1-2 минуты. Поместим ваши кластеры на доску.
Сравните их с моим, если наши кластеры похожи, то урок прошел удачно.
Давайте вернемся к целям, которые вы поставили для урока. Все ли мы цели выполнили. Запишите домашнее задание параграф 62, упр 29.
Предлагаю заполнить листок самооценки - 1 минута
№ | ФИО | Знаю понятие источника света | Умею различать источники света по типам | Знаю свойство распространения света | Умею объяснять физические явления на основе этого свойства |
Пожалуйста, передайте мне листы самооценки.
Что вам понравилось на уроке?