"Класс однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса однодольные". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.

Задачи:

  • познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями;
  • продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение.

Методы:

  1. Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
  2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опорные конспекты;
  3. Практические: Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».

Средства обучения:

  1. Основные:
    А) Реальные (живые – растения гербария),
    Б) Знаковые (рисунки, схемы, таблицы)
    В) Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник)
  2. Вспомогательные: ТСО - презентация.

Оборудование: опорная схема – конспект «Однодольные растения», презентация, компьютер, проектор, лабораторное оборудование – гербарий, инструкции; тесты, Красная книга.

План урока

  1. Признаки класса Однодольные.
  2. Многообразие растений семейства лилейных. Редкие и исчезающие виды растений семейства лилейных и их охрана.
  3. Общие признаки растений семейства лилейных. Опорный конспект.
  4. Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
  5. Общие признаки растений семейства злаков. Опорный конспект.
  6. Систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаки.
  7. Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Здравствуйте. Сделайте глубокий вдох и выдох. Садитесь. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!

II. Проверка домашнего задания (7 мин.)

– Давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? (уч-ся …)

С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем:

1. Самостоятельную работу по тесту «Семейства Двудольные растения».

Инструкция: Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. На работу вам отводится 5 минут.

«Семейства Двудольные растения»

  1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники и деревья. –
  2. Все крестоцветные имеют простые листья. +
  3. Плоды у крестоцветных – стручки и стручочки. +
  4. Все крестоцветные – двулетние растения. –
  5. Листья крестоцветных имеют сетчатое жилкование. +
  6. Розоцветные – ветроопыляемые растения. –
  7. У некоторых видов розоцветных развиваются ползучие побеги. +
  8. Пасленовые – преимущественно травянистые растения. +
  9. Перец и баклажан – овощные растения из семейства Пасленовые. +
  10. Корневая система мотыльковых – стержневая. +
  11. Цветки сложноцветных собраны в соцветия – корзинки. +
  12. Сложноцветные имеют простые листья. +

САМОКОНТРОЛЬ

2. Решение биологической задачи.

А) Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения?

(Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие).

III. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

– Сегодня на уроке мы должны познакомиться с Классом Однодольных растений, осознать данную тему и закрепить ее.

Мы будем знакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями.

Продолжим работу по формированию умения распознавать цветковые растения, будем определять их систематическое положение.

– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация). (Уч-ся – чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор и прививать любовь к родному краю и природе).

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Класс Однодольные. Сравнительная характеристика класса Однодольные». Запишите в своих рабочих тетрадях число и тему урока. Слайд 1

IV. Изучение нового материала

1) – Как я уже сказала, что новая тема связана с изучением Класса Однодольных растений.

? Так какими же признаками обладают Однодольные растения?

Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений, по строению стеблей и цветков. Слайд 2

Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, его относят к классу Однодольные. У однодольных проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины. Цветок у однодольных, как правило трехчленный, то есть число частей цветка в каждом круге кратно трем (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).

Запишите в тетрадь признаки класса Однодольные. Запомните их. Слайд 3

Признаки растений классов двудольных и однодольных растений

  • одна семядоля
  • листья с параллельным или дуговым жилкованием
  • мочковатую корневую систему
  • проводящие пучки разбросаны по всему стеблю
  • Цветок - трехчленный

Ребята, но ПОМНИТЕ:

Что по одному признаку, не всегда возможно определить к какому классу относится это растение.

Например, Слайд 4

Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным.

У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, а так как зародыш имеет 2 семядоли, то растение двудольное.

Следовательно:

Какой вывод можно сделать по этим примерам?

ВЫВОД: (Для определения принадлежности цветковых растений к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения).

Слайд 5 Класс Однодольные:

  • 4 подкласса
  • 37 порядков
  • 122 семейства
  • примерно 3100 родов
  • 63000 видов

2) Класс Однодольных подразделяют на:

  • 4 подкласса
  • 37 порядков
  • 122 семейства
  • примерно 3100 родов
  • 63000 видов

Но для нас наиболее интересны 2 семейства: Лилейные и Злаки, которые мы и будем сегодня изучать.

2. Многообразие растений семейства Лилейных. Редкие и исчезающие виды растений семейства Лилейных и их охрана. Слайд 6

Семейство: Лилейные

  • 4 тысячи видов
  • умеренные и горные области Азии

А) Декоративные растения Слайд 7

Запишите декоративные растения Однодольные

Б) Овощные растения

Слайд 8

– А мы, какие лилейные используем в пищу? Слайд 9

Запишите овощные растения Однодольные

В) Комнатные растения Однодольных

(Показ комнатных растений и фото из презентации) Слайд 10

Г) Лекарственные растения Однодольных Слайд 11

Запишите в тетрадь названия лекарственных растений.

Мы получаем большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам Самеда Вургуна, который пишет:

…Давайте пройдемся
Медленно по лугу
И «здравствуй!»
Скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
Наклониться
Не для того, чтоб рвать
Или срезать,
А чтоб увидеть
Добрые их лица
И доброе лицо им показать.

КРАСНАЯ КНИГА

– Что вы видите у меня в руках? (Красная книга)

– Что я хотела вам сказать, показав Красную книгу? (Многие из лилейных занесены в Красную книгу. Им угрожает опасность исчезновения).

ПОКАЗ «КРАСНОКНИЖНЫХ ВИДОВ ЛИЛЕЙНЫХ»

Я бы хотела познакомить вас с некоторыми краснокнижными видами Лилейных. Слайд 12

Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе. Природа щедра, но человек должен своим трудом и добрым отношением к ней умножать богатства Земли.

3. Общие признаки растений семейства Лилейные. Опорный конспект. Слайд 13

Как я уже говорила, Лилейные насчитывают 4 тысячи видов, представленными в основном многолетними травами; они имеют цветки с простым сростнолистными или раздельнолистными околоцветниками из 6 листочков, с 6 тычинками (по 3 в двух кругах) и с 1 пестиком, имеющим трехлопастное рыльце; плоды у лилейных либо коробочки, либо ягоды; все они имеют корневища или луковицы.

4. Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

И второе семейство, с которым мы сегодня познакомимся – это Злаки. Слайд 14

Злаки играют огромную роль в растительном покрове планеты, это основные хлебные и крупяные культуры, а пшеницу, рис и кукурузу считают главными пищевыми растениями человечества. Слайд 15,16

Велико также значение ржи, ячменя, овса, проса, сорго, тимофеевки луговой и многих других, в основном кормовых злаков.

В тропических странах широко культивируют сахарный тростник, сочная сердцевина которых содержит до 20% сахарозы. Эта культура дает более половины мирового производства сахара. В ряде стран широко употребляют в пищу молодые побеги многих злаков, особенно бамбуков.

Зеленая масса этих растений - ценный корм для домашних животных, а некоторые виды используют как декоративные и газонные. Быстро отрастающие, прочные и легкие стебли бамбуков находят разнообразнейшее хозяйственное применение. Крупные злаки используют для плетения и в производстве бумаги. Слайд 17

В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например, ковыли, тимофеевка луговая, костер, мятлик луговой.

Слайд 18

Многие виды семейства стали агрессивными сорняками возделываемых земель. Например, пырей ползучий, который размножается кусочками корневища.

Теперь работаем с тетрадями. Слайд 19

Давайте запишем всех представителей Злаков и их роль для человека, о которых я только что говорила.

Итак, к хлебным культурам относятся: пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь, овес.

К кормовым - ячмень, овес, тимофеевка луговая, бамбук.

Для производства бумаги используется - бамбук.

к дикорастущим относят ковыль, тимофеевку луговую, костер, мятлик луговой.

К сорнякам - пырей ползучий и другие.

МОЛОДЦЫ!

5. Общие признаки растений семейства Злаки. Опорный конспект.

?! Какими же общими признаками обладают растения семейства Злаки.

Слайд 20

Злаки насчитывают более 6 тысяч видов, это в основном однолетние, двулетние и многолетние травы, и только бамбук - древесное растение. Для злаков характерны: стебель - соломина; невзрачные цветки, имеющие простой околоцветник, 2 цветковые пленки, 3 тычинки и 1 пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами; соцветия - початок, колос, метелка; плод - зерновка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков.

Давайте вместе с вами определим систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков. Например, ландыш майский. Определяем все вместе. Слайд 21

Систематическое положение - Ландыш майский
Вид -
Род -
Семейство -
Класс -
Отдел -
Подцарство -
Царство -
Ландыш майский
Ландыш
Лилейные
Однодольные
Цветковые
Многоклеточные
Растения

 

А теперь самостоятельно определите систематическое положение Тимофеевки луговой.

ПРОВЕРКА: Слайд 22

Систематическое положение - Тимофеевка луговая
Вид -
Род -
Семейство -
Класс -
Отдел -
Подцарство -
Царство -
Тимофеевка луговая
Тимофеевка
Злаки
Однодольные
Цветковые
Многоклеточные
Растения

 

7. Лабораторная работа "Строение пшеницы (ржи, ячменя)". Слайд 23

 Инструкция:

  1. Рассмотрите корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса Двудольные? (Мочковатая).
  2. Рассмотрите стебель пшеницы (ржи, ячменя). Как называют такой стебель? В чем его особенность? (Соломина, полая, прочная и гибкая).
  3. Изучите строение листа злаковых. Рассмотрите основание листа - влагалище. Какое оно имеет значение? (защищает растущий участок стебля).
  4. Рассмотрите соцветие растения. Как его называют? (Сложный колос).
  5. Рассмотрите плод. Как его называют? (Зерновка).

V. Закрепление.

В качестве закрепления проведем ботаническое лото. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них фото 7 растений. Ваша задача, работая в парах, определить СЕМЕЙСТВО и КЛАСС. На слайде вы видите подсказку. 2 минутки на раздумье. Слайд 24

Покрытосеменные
Двудольные
Крестоцветные
Розоцветные
Пасленовые
Бобовые
Сложноцветные
Однодольные
Лилейные
Злаки   

БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО (Приложение)

VI. Подведение итогов. Результат.

Фронтальная беседа Слайд 31

  • С какой темой урока мы сегодня знакомились?
  • Какие признаки характерны для растений класса Однодольные?
  • Какой стебель у Злаков?
  • Каковы отличительные признаки семейства Злаков?
  • Какие культурные и дикорастущие растения злаков вы знаете?
  • Какие растения семейства Лилейные вы знаете?
  • На основании каких признаков Лилейные растения отнесены к классу Однодольные?
  • Какие плоды имеют Лилейные растения?
  • Скажите, все ли по плану мы сегодня выполнили?
  • Для чего или зачем мы это все делали?

Тест с заданиями в форме ГИА (Приложение)

Оценки за урок.

Дети сами себе выставляют оценки.

Слайд 32

Домашнее задание п. 52, 53 

РЕЗЕРВ:

Книга для чтения или сообщения

а) Ржаной хлеб всегда черный
б) Золотые зерна
в) Рис
г) О бамбуковой палке 

Слайд 33 Благодарю за внимание!