Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.
Задачи:
- познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями;
- продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение.
Методы:
- Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опорные конспекты;
- Практические: Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».
Средства обучения:
- Основные:
А) Реальные (живые – растения гербария),
Б) Знаковые (рисунки, схемы, таблицы)
В) Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник) - Вспомогательные: ТСО - презентация.
Оборудование: опорная схема – конспект «Однодольные растения», презентация, компьютер, проектор, лабораторное оборудование – гербарий, инструкции; тесты, Красная книга.
План урока
- Признаки класса Однодольные.
- Многообразие растений семейства лилейных. Редкие и исчезающие виды растений семейства лилейных и их охрана.
- Общие признаки растений семейства лилейных. Опорный конспект.
- Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
- Общие признаки растений семейства злаков. Опорный конспект.
- Систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаки.
- Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Здравствуйте. Сделайте глубокий вдох и выдох. Садитесь. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!
II. Проверка домашнего задания (7 мин.)
– Давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? (уч-ся …)
С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем:
1. Самостоятельную работу по тесту «Семейства Двудольные растения».
Инструкция: Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. На работу вам отводится 5 минут.
«Семейства Двудольные растения»
- К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники и деревья. –
- Все крестоцветные имеют простые листья. +
- Плоды у крестоцветных – стручки и стручочки. +
- Все крестоцветные – двулетние растения. –
- Листья крестоцветных имеют сетчатое жилкование. +
- Розоцветные – ветроопыляемые растения. –
- У некоторых видов розоцветных развиваются ползучие побеги. +
- Пасленовые – преимущественно травянистые растения. +
- Перец и баклажан – овощные растения из семейства Пасленовые. +
- Корневая система мотыльковых – стержневая. +
- Цветки сложноцветных собраны в соцветия – корзинки. +
- Сложноцветные имеют простые листья. +
САМОКОНТРОЛЬ
2. Решение биологической задачи.
А) Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения?
(Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие).
III. Постановка темы, учебной цели и мотивация.
– Сегодня на уроке мы должны познакомиться с Классом Однодольных растений, осознать данную тему и закрепить ее.
Мы будем знакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями.
Продолжим работу по формированию умения распознавать цветковые растения, будем определять их систематическое положение.
– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация). (Уч-ся – чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор и прививать любовь к родному краю и природе).
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Класс Однодольные. Сравнительная характеристика класса Однодольные». Запишите в своих рабочих тетрадях число и тему урока. Слайд 1
IV. Изучение нового материала
1) – Как я уже сказала, что новая тема связана с изучением Класса Однодольных растений.
? Так какими же признаками обладают Однодольные растения?
Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений, по строению стеблей и цветков. Слайд 2
Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, его относят к классу Однодольные. У однодольных проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины. Цветок у однодольных, как правило трехчленный, то есть число частей цветка в каждом круге кратно трем (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).
Запишите в тетрадь признаки класса Однодольные. Запомните их. Слайд 3
Признаки растений классов двудольных и однодольных растений
- одна семядоля
- листья с параллельным или дуговым жилкованием
- мочковатую корневую систему
- проводящие пучки разбросаны по всему стеблю
- Цветок - трехчленный
Ребята, но ПОМНИТЕ:
Что по одному признаку, не всегда возможно определить к какому классу относится это растение.
Например, Слайд 4
Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным.
У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, а так как зародыш имеет 2 семядоли, то растение двудольное.
Следовательно:
Какой вывод можно сделать по этим примерам?
ВЫВОД: (Для определения принадлежности цветковых растений к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения).
Слайд 5 Класс Однодольные:
- 4 подкласса
- 37 порядков
- 122 семейства
- примерно 3100 родов
- 63000 видов
2) Класс Однодольных подразделяют на:
- 4 подкласса
- 37 порядков
- 122 семейства
- примерно 3100 родов
- 63000 видов
Но для нас наиболее интересны 2 семейства: Лилейные и Злаки, которые мы и будем сегодня изучать.
2. Многообразие растений семейства Лилейных. Редкие и исчезающие виды растений семейства Лилейных и их охрана. Слайд 6
Семейство: Лилейные
- 4 тысячи видов
- умеренные и горные области Азии
А) Декоративные растения Слайд 7
Запишите декоративные растения Однодольные
Б) Овощные растения
Слайд 8
– А мы, какие лилейные используем в пищу? Слайд 9
Запишите овощные растения Однодольные
В) Комнатные растения Однодольных
(Показ комнатных растений и фото из презентации) Слайд 10
Г) Лекарственные растения Однодольных Слайд 11
Запишите в тетрадь названия лекарственных растений.
Мы получаем большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам Самеда Вургуна, который пишет:
…Давайте пройдемся
Медленно по лугу
И «здравствуй!»
Скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
Наклониться
Не для того, чтоб рвать
Или срезать,
А чтоб увидеть
Добрые их лица
И доброе лицо им показать.
КРАСНАЯ КНИГА
– Что вы видите у меня в руках? (Красная книга)
– Что я хотела вам сказать, показав Красную книгу? (Многие из лилейных занесены в Красную книгу. Им угрожает опасность исчезновения).
ПОКАЗ «КРАСНОКНИЖНЫХ ВИДОВ ЛИЛЕЙНЫХ»
Я бы хотела познакомить вас с некоторыми краснокнижными видами Лилейных. Слайд 12
Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе. Природа щедра, но человек должен своим трудом и добрым отношением к ней умножать богатства Земли.
3. Общие признаки растений семейства Лилейные. Опорный конспект. Слайд 13
Как я уже говорила, Лилейные насчитывают 4 тысячи видов, представленными в основном многолетними травами; они имеют цветки с простым сростнолистными или раздельнолистными околоцветниками из 6 листочков, с 6 тычинками (по 3 в двух кругах) и с 1 пестиком, имеющим трехлопастное рыльце; плоды у лилейных либо коробочки, либо ягоды; все они имеют корневища или луковицы.
4. Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
И второе семейство, с которым мы сегодня познакомимся – это Злаки. Слайд 14
Злаки играют огромную роль в растительном покрове планеты, это основные хлебные и крупяные культуры, а пшеницу, рис и кукурузу считают главными пищевыми растениями человечества. Слайд 15,16
Велико также значение ржи, ячменя, овса, проса, сорго, тимофеевки луговой и многих других, в основном кормовых злаков.
В тропических странах широко культивируют сахарный тростник, сочная сердцевина которых содержит до 20% сахарозы. Эта культура дает более половины мирового производства сахара. В ряде стран широко употребляют в пищу молодые побеги многих злаков, особенно бамбуков.
Зеленая масса этих растений - ценный корм для домашних животных, а некоторые виды используют как декоративные и газонные. Быстро отрастающие, прочные и легкие стебли бамбуков находят разнообразнейшее хозяйственное применение. Крупные злаки используют для плетения и в производстве бумаги. Слайд 17
В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например, ковыли, тимофеевка луговая, костер, мятлик луговой.
Слайд 18
Многие виды семейства стали агрессивными сорняками возделываемых земель. Например, пырей ползучий, который размножается кусочками корневища.
Теперь работаем с тетрадями. Слайд 19
Давайте запишем всех представителей Злаков и их роль для человека, о которых я только что говорила.
Итак, к хлебным культурам относятся: пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь, овес.
К кормовым - ячмень, овес, тимофеевка луговая, бамбук.
Для производства бумаги используется - бамбук.
к дикорастущим относят ковыль, тимофеевку луговую, костер, мятлик луговой.
К сорнякам - пырей ползучий и другие.
МОЛОДЦЫ!
5. Общие признаки растений семейства Злаки. Опорный конспект.
?! Какими же общими признаками обладают растения семейства Злаки.
Слайд 20
Злаки насчитывают более 6 тысяч видов, это в основном однолетние, двулетние и многолетние травы, и только бамбук - древесное растение. Для злаков характерны: стебель - соломина; невзрачные цветки, имеющие простой околоцветник, 2 цветковые пленки, 3 тычинки и 1 пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами; соцветия - початок, колос, метелка; плод - зерновка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков.
Давайте вместе с вами определим систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков. Например, ландыш майский. Определяем все вместе. Слайд 21
Систематическое положение - Ландыш майский | |
Вид - Род - Семейство - Класс - Отдел - Подцарство - Царство - |
Ландыш майский Ландыш Лилейные Однодольные Цветковые Многоклеточные Растения |
А теперь самостоятельно определите систематическое положение Тимофеевки луговой.
ПРОВЕРКА: Слайд 22
Систематическое положение - Тимофеевка луговая | |
Вид - Род - Семейство - Класс - Отдел - Подцарство - Царство - |
Тимофеевка луговая Тимофеевка Злаки Однодольные Цветковые Многоклеточные Растения |
7. Лабораторная работа "Строение пшеницы (ржи, ячменя)". Слайд 23
Инструкция:
- Рассмотрите корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса Двудольные? (Мочковатая).
- Рассмотрите стебель пшеницы (ржи, ячменя). Как называют такой стебель? В чем его особенность? (Соломина, полая, прочная и гибкая).
- Изучите строение листа злаковых. Рассмотрите основание листа - влагалище. Какое оно имеет значение? (защищает растущий участок стебля).
- Рассмотрите соцветие растения. Как его называют? (Сложный колос).
- Рассмотрите плод. Как его называют? (Зерновка).
V. Закрепление.
В качестве закрепления проведем ботаническое лото. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них фото 7 растений. Ваша задача, работая в парах, определить СЕМЕЙСТВО и КЛАСС. На слайде вы видите подсказку. 2 минутки на раздумье. Слайд 24
Покрытосеменные | |
Двудольные Крестоцветные Розоцветные Пасленовые Бобовые Сложноцветные |
Однодольные Лилейные Злаки |
БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО (Приложение)
VI. Подведение итогов. Результат.
Фронтальная беседа Слайд 31
- С какой темой урока мы сегодня знакомились?
- Какие признаки характерны для растений класса Однодольные?
- Какой стебель у Злаков?
- Каковы отличительные признаки семейства Злаков?
- Какие культурные и дикорастущие растения злаков вы знаете?
- Какие растения семейства Лилейные вы знаете?
- На основании каких признаков Лилейные растения отнесены к классу Однодольные?
- Какие плоды имеют Лилейные растения?
- Скажите, все ли по плану мы сегодня выполнили?
- Для чего или зачем мы это все делали?
Тест с заданиями в форме ГИА (Приложение)
Оценки за урок.
Дети сами себе выставляют оценки.
Слайд 32
Домашнее задание п. 52, 53
РЕЗЕРВ:
Книга для чтения или сообщения
Слайд 33 Благодарю за внимание!а) Ржаной хлеб всегда черный
б) Золотые зерна
в) Рис
г) О бамбуковой палке